«Аллея славы»: из истории реставрации Северной столицы
Весной 2012 г. в Союзе реставраторов Санкт-Петербурга начинается подготовка к очередной выставке в рамках проекта «Аллея славы петербургских реставраторов». Этот проект, призванный рассказать о многогранной истории отрасли через биографии создававших ее людей, существует уже третий год. Собранные за это время материалы убедительно доказывают: феномен ленинградской — петербургской реставрации, вызывающей сегодня восхищение всего мира, состоялся благодаря той особой профессиональной культуре, которая зарождалась в тяжелые для города послевоенные времена. Это и есть тот самый фактор человеческой индивидуальности, без которого немыслима полноценная творческая работа. Татьяна Матвеевна Телюкова К представителям поколения первопроходцев ленинградской реставрационной школы принадлежит Татьяна Матвеевна Телюкова. Она родилась в 1926 г. в Томской области. В 1931 г. оказалась в Ленинграде. Родители ее рано умерли, и в девятилетнем возрасте она осталась одна. Когда началась война, пятнадцатилетняя Таня вместе с детским интернатом была эвакуирована в Кировскую область. В эвакуации жилось несладко, и подростки, по молодости лет не вполне отдававшие себе отчет в том, как страшна жизнь военного Ленинграда, страстно хотели «домой». Когда в 1943 г. начался набор желающих вернуться в осажденный еще Ленинград для обучения в только что созданных архитектурно-ремесленных училищах, уговаривать никого не пришлось, и группа сформировалась быстро. В числе молодых кандидатов в реставраторы была и Таня. Сегодня Татьяна Матвеевна понимает, насколько «авантюрным» был этот шаг. Но юность живет по своим законам, и именно в юности чаще всего принимаются самые судьбоносные решения. Девушка вернулась в Ленинград и стала студенткой Архитектурно-художественного реставрационного училища № 9. Сначала ее определили на обучение профессии «лепщик-реставратор», но эта специальность ее не увлекла. Таню тянуло к блестящим интерьерам роскошных ленинградских театров и дворцов, и она выразила желание учиться на реставратора-позолотчика. Реставратор позолоты — это искусный художник, призванный понимать стиль и технику каждого воссоздаваемого элемента, подбирать и комбинировать многочисленные способы золочения, владение каждым из которых предполагает настоящее мастерство… Объемы реставрационных работ во второй половине 1940-х гг. были огромны: нужно было полностью восстанавливать разоренные и разрушенные дворцы ленинградских пригородов, спасать пострадавшие от бомб и разрухи архитектурные памятники Ленинграда. И эту, казалось бы, неподъемную работу взяли на себя совсем молодые ребята, почти дети. Это они восстановили послевоенный город. Это они, постоянно повышая свое мастерство, разрабатывали приемы и принципы той прославленной ленинградской школы реставрации, которая сегодня по праву считается одной из лучших в мире. Среди этих первопроходцев ленинградской реставрации была и Татьяна Матвеевна Телюкова. За свою долгую профессиональную жизнь Татьяна Матвеевна успела поработать едва ли не в каждом из многочисленных музеев города. Ее послужной список — исчерпывающий путеводитель по Ленинграду — Петербургу: Эрмитаж, Екатерининский дворец Царского Села, Павловский дворец, Большой Петергофский дворец, Петропавловская крепость, Александро-Невская лавра, Спасо-Преображенский собор, Шуваловский дворец, Исаакиевский, Казанский, Никольский соборы… Можно долго продолжать список архитектурных шедевров мирового значения, в реставрации которых принимала участие Татьяна Матвеевна Телюкова. Сегодня Татьяне Матвеевне 85 лет. Давно ушли на пенсию не только ее ровесники, но и многие ученики, которые когда-то «мальчиками» и «девочками» обучались реставрационному мастерству у нее, зрелого, состоявшегося специалиста. А Татьяна Матвеевна расставаться с любимой профессией не собирается. Ее энергии, жизнелюбию и работоспособности можно только позавидовать. Она с большим энтузиазмом берется за каждую новую работу и, используя все свое мастерство, весь свой гигантский опыт, вновь и вновь совершает маленькое чудо — возвращает музейным ценностям их первозданный блеск. Владимир Сергеевич Николаев Выпускником того же Архитектурно-художественного училища № 9 был и Владимир Сергеевич Николаев. Он поступил сюда в 1943 г. и спустя четыре года окончил по специальности «альфрейщик-живописец». В числе пятерых лучших выпускников Владимира Николаева направили в Государственный Эрмитаж. Там, под руководством известного мастера Н. В. Перцева, юный талантливый живописец приобрел бесценный опыт реставрации монументальной живописи в залах Рембрандта, Военной галерее 1812 г., галерее истории древней живописи. Трудно перечислить все объекты, на которых в дальнейшем пришлось работать Владимиру Николаеву, — их более ста. Многие из них хорошо известны: Адмиралтейство, Андреевский собор, Таврический и Юсуповский дворцы, особняк Половцова, Дом офицеров, музей А. В. Суворова, Мариинский театр, Мариинский дворец, особняк М. Кшесинской, Павловский дворец, Ферма в Гатчине и другие памятники архитектуры Ленинграда и его пригородов. Не прерывая работы, реставратор закончил Ленинградский инженерно-строительный институт. Интересную страницу его творческой биографии представляют зарубежные командировки: в Югославию, Францию, Италию, Германию. В Париже он участвовал в реставрации здания Посольства СССР — особняка д’Эстре. В Риме возрождал живопись в технике сграффито на фасаде нашего Торгпредства. В Германии реставрировал картины немецких художников и обучал местных специалистов. У каждого мастера есть свои любимые истории. Владимир Сергеевич вспоминает, как в Риме довелось реставрировать доску от настоящей древней колесницы. Изъеденная жучком, она напоминала губку. Ему удалось очистить и укрепить древний материал, а затем раскрыть оригинальную роспись. В петербургском дворце Безбородко в Овальной комнате на плафоне верхнего перекрытия под записями он обнаружил роспись конца XVIII в. с изображением фигуры крылатой Славы, а также живописный фриз на тему состязания Аполлона и Марсия — редчайшие образцы декоративной живописи в частном доме того времени. Эту работу мастер считает одной из интереснейших в своей практике. Вплоть до своего 80-летия член Союза художников В. С. Николаев был занят любимым делом, которому посвятил более 55 лет жизни. И сегодня к нему обращаются за консультациями и советами — его знания и опыт по-прежнему востребованы. Людмила Васильевна Кудоярова Не менее интересны профессиональные судьбы реставраторов более поздних ленинградских поколений. К ним принадлежит Людмила Васильевна Кудоярова, посвятившая свою жизнь работе в Лаборатории реставрации и консервации документов РАН. Девушка пришла работать в лабораторию в 1973 г. В те времена еще не существовало налаженной системы подготовки кадров для реставрации документов. На работу в лабораторию попадали люди, имеющие самое разное базовое образование. Объединяло всех их одно — любовь к книге. И еще, пожалуй, огромная трудоспособность: чтобы реставрировать книгу или другой памятник графики, необходимо не только искренне интересоваться историей, понимать ценность произведений материальной культуры человечества, но и иметь способность к каждодневному скрупулезному труду. На сегодня в деле консервации и реставрации документов наработан немалый научный опыт, в том числе и в большой степени благодаря сотрудникам этой лаборатории. Существуют методики, позволяющие делать невозможное — возрождать памятники практически из пепла. Людмиле Васильевне и ее коллегам запомнилась катастрофа, произошедшая в ИРЛИ РАН (Пушкинский дом), где однажды в отсутствие хранителей самопроизвольно сработала установка пожаротушения. Мощная струя газа с силой разбрасывала уникальные издания по помещению хранения и рвала их на части. В результате трагедии больше всего пострадали собрания рукописей И. А. Кры-лова и Д. В. Григоровича. Каждый лист этих документов был разорван на десятки клочков. На собирание запутанного «паззла» у сотрудников лаборатории вместе с хранителями ушло четыре года. Людмиле Васильевне довелось самостоятельно проводить другую сложнейшую работу — восстанавливать «Легендарий» XIII в. (рукопись на пергамене с красочным слоем), страницы которого в условиях неправильного хранения, при высокой влажности, оказались спрессованными практически до состояния монолита. Позднее страницы были «расцементированы» специалистами, но восстановление каждой из них потребовало от Людмилы Васильевны не одного года сложнейшей тончайшей работы. При этом говорить, что задача реставратора — возвращать документам их первоначальный вид, было бы серьезным упрощением. Отдельное искусство Людмилы Васильевны и ее коллег состоит в том, чтобы, восстанавливая и консервируя документы, различать и сохранять те следы времени, которые успели стать ценностью, равной документу. Так, например, когда в лабораторию попала изрядно обветшавшая книга из личной библиотеки А. С. Пушкина, нужно было приблизить ее вид к первоначальному, устранить нанесенные временем раны, но не все — едва заметный след от подчеркивания ногтем реставраторы сохраняли. А если это сам Пушкин помечал заинтересовавшую его фразу? Тогда это уже не дефект, а маленький памятник материальной культуры. Также не принято при реставрации книг и документов удалять темные следы, которые появляются со временем на нижних уголках страниц от постоянного перелистывания. Старая книга должна оставаться старой, но не разрушаться и не терять при этом аутентичности. Говоря о своей работе, Людмила Васильевна поясняет: «Документ, поступивший к реставраторам, чем-то сродни госпитализированному больному. Да, все болезни изучены и описаны, и от каждой есть свои лекарства. Но при этом каждый конкретный «больной» уникален, и, приступая к спасению, нужно анализировать именно его случай, вновь и вновь проводя исследовательскую работу». В 2010 г. Л. В. Кудояровой была вручена высокая профессиональная награда — нагрудный знак «Почетный реставратор Санкт-Петербурга» I степени. Но Людмила Васильевна не любит рассказывать о своих заслугах. Прежде всего она говорит о необходимости сделать как можно больше для сохранения исторических документов, вспоминает достижения коллег, пропагандирует профессию художника-реставратора. Ведь, по признанию Людмилы Васильевны, сегодня даже работники библиотек и научные сотрудники далеко не всегда отдают себе отчет в том, как необходимо сохранять не имеющие цены редкости, как трудоемок и значим труд реставраторов. Больно смотреть, как небрежное обращение с отреставрированной книгой обесценивает вложенный в нее труд, как от библиотечной эксплуатации через несколько лет у памятника вновь отрывается корешок, как восстановленная книга ветшает прямо на глазах по причине неправильного хранения. Пропаганда дела реставрации, научных достижений Лаборатории реставрации и консервации документов РАН — важная задача Людмилы Васильевны и ее коллег. На ее решение у них тоже хватает времени и сил, потому что работают они с любовью и непрекращающимся интересом к своему делу.
Автор: По материалам пресс-службы Союза реставраторов СПб Дата: 14.03.2012 «Федеральный строительный рынок» № 99 Рубрика: Культура и наследие |