Публикации »

Водоснабжение из «Чистого водозабора»

Вопросы, связанные с водоснабжением населения, с каждым годом становятся все острее. Как обеспечить людей качественной питьевой водой — об этом говорят ученые, политики… Свое решение данной проблемы предлагает В. А. Камбуров, директор ООО «Институт комплексного использования и охраны водных ресурсов» (Санкт-Петербург).

Проблемы существующей системы водоснабжения

Более 70% водозаборов питьевой воды в России производится из поверхностных водных объектов (в Ленинградской области — 80%). Плохое качество воды в местах поверхностных водозаборов объясняется большим количеством загрязнений, поступающих в водные объекты со стоками, расположенными выше по течению, из промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также ЖКХ. В последние годы из-за аварийных сбросов и цветения воды на водозаборах из рек возникали чрезвычайные ситуации, ликвидация которых стоила значительных материальных затрат (Хабаровск, Волгодонск, Краснокамск).

По мнению ветерана водного хозяйства РФ, академика РАСХН, заслуженного деятеля науки и техники РФ Б. С. Маслова, главной угрозой здоровью граждан России и национальной безопасности страны является критическое, а в ряде случаев прогрессирующее загрязнение водных объектов вредными веществами, а также истощение ресурсов подземных вод, активизированных пороками системы государственного управления водными объектами, противоречиями и изъянами в законодательстве…

По данным Союза водопользователей России, только 1% объема воды, забираемой из поверхностных источников, соответствует нормативу класса качества для питьевых водозаборов. Не менее 50% населения страны потребляет некондиционную воду.

Ликвидация Министерства мелиорации и водного хозяйства привела к сворачиванию водохозяйственных строительных работ с закрытием ПМК. Многие водохранилища стали «бесхозными» при отсутствии на многих из них деклараций безопасности гидротехнических сооружений, что приводит к авариям на них во время паводков.

Основным видом деятельности специалистов «Водоканалов» и обслуживающих их научно-технических учреждений в части питьевого водоснабжения является разработка и внедрение технологий и технических средств очистки грязных вод до состояния пригодности для питья, однако постоянно увеличивающиеся затраты на водоподготовку из-за ухудшающегося качества воды в водных объектах, к сожалению, не всегда дают ожидаемый результат, и во многих населенных пунктах не достигаются показатели качества воды, установленные СанПиН 2.1.4.1074-01 для централизованных систем питьевого водоснабжения.

Отдельные положения Водного кодекса привели к увеличению антропогенного воздействия на охранные зоны водных объектов, что также отрицательно повлияло на качество воды в них. Режимы пользования в зонах санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения хозяйственно-питьевого назначения на большинстве водозаборов из поверхностных водных объектов не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02. Целью мероприятий, предусмотренных этим документом, является максимальное снижение микробного и химического загрязнения воды источников водоснабжения, позволяющее при современной технологии обработки получать воду питьевого качества. Но расположенные в зонах санитарной охраны водозаборов водопользователи- загрязнители, имеющие конкретные планы мероприятий, согласованные с водоохранными и санитарными органами, к сожалению, не обеспечены финансированием.

Во втором поясе ЗСО допускается только рубки ухода и санитарные рубки леса, но требования часто нарушаются. Несмотря на запрет сбросов сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды, водопользователи сбрасывают стоки в соответствии с утвержденными нормативами, в которых содержание многих веществ превышает ПДК, и за это загрязнитель просто перечисляет в бюджет больше платежей. У многих водопользователей даже нет проектов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Резервирование источников питьевого водоснабжения, осуществляемое по Постановлению Правительства РФ № 703
от 20.11.2006 г., предусматривает в качестве альтернативы поверхностным водозаборам только подземные воды, которые зачастую не защищены от загрязнений, а в некоторых месторождениях они не чище поверхностных.

Отсутствует бассейновый принцип комплексного использования и охраны водных ресурсов, основанный на рациональном водопользовании всеми водными объектами, включая сопредельные малоосвоенные территории за пределами границ водосбора.

В условиях кризиса экономики и прогнозируемого снижения уровня жизни населения трудно ожидать увеличения потребления дорогостоящей бутилированной природной воды из уникальных источников и массового распространения качественных индивидуальных водоочистителей.

Вот лишь малый круг проблем существующей системы водоснабжения и обеспечения населения качественной питьевой водой.

Впрочем, программа «Единой России» «Чистая вода» вселяет надежду, что произойдут перемены в водохозяйственной отрасли страны. Оптимизм просматривается и в статье директора ОАО «Институт микроэкономики» С. Б. Гальперина, координатора этой программы: «Россия, являясь одной из богатейших стран мира по запасам пресной воды, может и должна в полной мере использовать свой потенциал для гуманитарных задач обеспечения жителей планеты чистой питьевой водой, борьбы с бедностью и нищетой, стать активным участником развития мирового водного рынка… Уже в недалеком будущем России потребуется решать задачи экспорта воды и осваивать этот бизнес».

Проект «Чистый водозабор»

В России много малоосвоенных территорий, где водные объекты практически не загрязненные и отсутствует хозяйственная деятельность (так называемые депрессивные районы). Это часть территории Северо-Запада Нечерноземья, Сибири, Дальнего Востока и др. Водные объекты этих регионов, в большинстве своем, связаны водными путями с городами, где качество воды в поверхностных водозаборах плохое.

Проектом предлагается доставлять воду из чистых акваторий водных объектов водопользователям, у которых неудовлетворительное качество воды в водозаборах. В качестве средств транспортировки возможны специальные плавучие водовозы простой конструкции, изготовление которых может освоить любая судостроительная верфь.

При отсутствии судоходства или для межбассейновой доставки можно построить каналы или провести водопроводы до судоходных участков рек.

При дефиците воды на территории расположения чистых водозаборов может быть создана система водохранилищ, аккумулирующих паводковый сток, который по каналам или водопроводам поступит в судоходную часть водного объекта, откуда водовозами будет транспортироваться водопользователям.

В местах доставки необходимо построить водные терминалы, организовать инфраструктуру распределения и доставки воды потребителям. При терминале целесообразно разместить водоемкие пищевые предприятия. При необходимости доочистка может производиться на водовозе или в водном терминале.

Методом экспертных оценок в 2002 г. стоимость транспортировки воды на 100 км определялась в 30 руб. за кубометр с учетом окупаемости капитальных вложений, включая водовозы и терминалы, а также зимние удорожания, но без учета затрат на инфраструктуру распределения, строительство каналов, водопроводов и водохранилищ. Также не учитывалась плата за водозабор из-за ее незначительности в то время.

На начальной стадии реализации проекта потребителями могут быть социальные, детские, медицинские и др. учреждения на бюджетном финансировании.

После создания современных водовозов и отработки технологий можно будет приступить к экспорту больших объемов воды из Ладожского озера в страны с дефицитом пресной воды. Эта проблема в настоящее время актуальна для многих стран, а в перспективе ситуация может ухудшиться, тогда и количество таких стран будет расти. В засушливом 2008 г. обычными танкерами доставляли воду в Барселону (Испания) и на Кипр.

Реализация предлагаемой системы водоснабжения населения чистой питьевой водой положительно скажется на здоровье населения в городах, где существуют серьезные проблемы с водоснабжением, расширит возможности резервирования существующих водозаборов, повысит занятость населения в депрессивных районах, реанимирует гидротехническое строительство и судостроение, даст существенные дополнительные поступления в федеральный и территориальные бюджеты за счет экспорта воды.

Литература
1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
2. Правила резервирования источников питьевого водоснабжения. Утверждены Постановлением Правительства РФ №703 от 20.11.2006 г.
3. Маслов Б. С. «Еще раз о воде и водном кодексе». // «Природно-ресурсные ведомости», №8, 2009 г.
4. Гальперин С. Б. «Страница редактора». // «Чистая вода», №1, 2010 г.

 

Автор: По материалам Института комплексного использования и охраны водных ресурсов
Дата: 14.03.2012
«Федеральный строительный рынок» № 99
Рубрика: Экология




«« назад