Публикации »

Системы стандартизации и добровольной оценки соответствия Национального объединения строителей

На II Всероссийском съезде саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, были одобрены приоритетные направления деятельности и задачи Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) на 2010–2011 гг. При этом одним из важнейших приоритетов обозначалось создание Системы стандартизации Национального объединения строителей. По итогам 2011 г. можно констатировать, что система не только создана, но и реально функционирует.

Напомним, что система создавалась в рамках реализации положений федерального закона «О техническом регулировании» (ст. 4 и 17), Градостроительного кодекса (ст. 55.20), Устава НОСТРОЙ (пп. 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4, 2.2.4, 2.2.5, 2.3.3 и 2.3.8), основополагающего национального стандарта ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».

Система стандартизации должна обес-печить входящим в Объединение СРО возможность устанавливать на основе стандартов НОСТРОЙ единые требования: к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), а также требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства.

В Системе предусмотрена разработка специальных стандартов в области оценки соответствия объектов, работ (услуг), систем менеджмента, наилучших доступных технологий и др.

Таким образом, должно быть реализовано положение п. 2.3.8 Устава Национального объединения строителей по поддержке и стимулированию инновационной активности членов Объединения, содействию внедрения новейших достижений науки и техники, отечественного и мирового опыта в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с решением совета Объединения (Протокол №8 от 15.06.2010 г.) проведено публичное обсуждение документов Системы стандартизации — на Совете, в профильных комитетах и региональных организациях Объединения. Предложения также были размещены на сайте НОСТРОЙ для ознакомления с материалами всеми СРО.

Ряд членов совета и руководителей профильных комитетов, руководство крупных СРО (Московский союз строителей, Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области, Союз строителей Республики Башкортостан, Объединение СРО Центрально-Черноземного региона и др.) принципиально поддержали создание Системы стандартизации НОСТРОЙ и настаивали на ее скорейшем введении.

Учитывая взаимосвязь результатов изыскательских, проектных и других работ в области строительства, в итоге проведенных с национальными объединениями изыскателей и проектировщиков обсуждений предусмотрена возможность принятия совместных стандартов национальных объединений.

По проведенному НОСТРОЙ анкетированию СРО, 80% опрошенных положительно оценивают создание Системы стандартизации НОСТРОЙ. При этом в процессе обсуждения было отмечено, что целый ряд СРО настаивают на централизованной разработке стандартов НОСТРОЙ, так как необходимых специалистов и ресурсов в самих организациях не имеется.

Еще 29 сентября 2010 г. на заседании совета НОСТРОЙ были приняты и рекомендованы СРО для применения основополагающие стандарты Системы стандартизации НОСТРОЙ:

  • стандарт НОСТРОЙ 1.0 «Основные положения»;
  • стандарт НОСТРОЙ 1.1 «Порядок разработки, утверждения, оформления, учета, изменения и отмены рекомендаций»;
  • рекомендации НОСТРОЙ 1.1 «Порядок разработки, оформления, изменения и учета стандарта саморегулируемой организации».

Технический комитет по стандартизации ТК 465 «Строительство» рассмотрел проекты стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ и дал положительное заключение по данным документам.

Кроме того, по предложениям комитетов НОСТРОЙ, результатам опроса членов НОСТРОЙ и предложениям инициативных профессиональных сообществ и СРО была разработана и принята на этом же заседании Программа стандартизации НОСТРОЙ (в которую входят стандарты, необходимые саморегулируемым организациям для реализации Приказа Минрегиона России № 624 от 30.12.2009 г. и организации контроля над деятельностью членов СРО), а также другие работы по стандартизации, проводимые в интересах членов НОСТРОЙ.

11 ноября 2010 г. на заседании совета Объединения был принят «Порядок формирования и реализации Программы стандартизации НОСТРОЙ», согласно которому:

  • при формировании Программы стандартизации предпочтение отдается организациям, имеющим заделы по рассматриваемому направлению работ (разработанные стандарты СРО, действующие методики, руководства и др. документы), в т. ч. софинансирующим проведение работ по стандартизации;
  • все решения по выбору головного исполнителя, согласованию технического задания и расчетной стоимости разработки стандарта, состава рабочей группы принимаются с участием профильных комитетов НОСТРОЙ.

В число приоритетных работ по стандартизации в НОСТРОЙ прежде всего входят разработка и экспертиза СНиПов, входящих в доказательную базу принятого и вступившего в силу 1 июля 2010 г. Федерального закона № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В целях реализации закона подготовлены перечни документов в области стандартизации (СНиП) и национальных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р), применяемых для соблюдения требований регламента на обязательной (Распоряжение Правительства РФ № 1047-р от 21 июня 2010 г.) и добровольной основе (приказы Росстандарта: от 01.06.2010 г. № 2079 и от 18.05.2011 г. №2244). Внимание федеральных органов исполнительной власти и организаций строительного комплекса сосредоточено на этих документах, которые призваны обеспечить применение требований технического регламента.

НОСТРОЙ по предложениям профильных комитетов и отдельных СРО запланировало разработку и экспертизу ряда СНиПов, необходимых для подтверждения требований технического регламента. При этом НОСТРОЙ не просто финансирует проведение экспертизы ряда СНиПов, но и активно участвует в этих работах — более 75 экспертов от 54 организаций, членов НОСТРОЙ, включены в состав технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство», который в соответствии с приказом Минрегиона России № 385 от 28 августа 2010 г. проводит экспертизу сводов правил (СНиП).

Также по предложениям комитета по системам инженерно-технического обеспечения и комитета по освоению подземного пространства НОСТРОЙ разрабатываются актуализированные версии СНиПов, не входящих в перечень документов обязательного применения, но нуждающихся в срочной актуализации и необходимых для проведения строительных работ:

  • СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы»;
  • СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
  • СНиП II-23-81 «Стальные конструкции. Нормы проектирования».

В 2010 г. в соответствии с Планом работ по разработке и утверждению сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, утвержденным приказом Минрегиона России № 439 от 4 октября 2010 г., были актуализированы и приняты в качестве сводов правил 23 СНиПа, в 2011 г. предстояло принять еще 32 актуализированнных СНиПа. При этом все работы по актуализации документов обязательного применения должны быть завершены до 1 июля 2012 г. Чтобы интересы строительного сообщества были учтены в этих документах, его членам необходимо участвовать не только в их разработке и публичном обсуждении, но и в экспертизе актуализированных СНиПов, что и запланировано в Программе стандартизации НОСТРОЙ.

Принятая в сентябре 2010 г. и актуализированная в апреле 2011 г. Программа стандартизации НОСТРОЙ в целом предусматривает разработку более 90 стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ. Основной приоритет при этом — обеспечение нормативной базы проведения и контроля строительных работ, по которым выдаются допуски на право проведения работ.

При формировании в апреле 2011 г. дополнений в Программу было получено более 360 предложений от СРО, профильных комитетов НОСТРОЙ, научно-исследовательских и строительных организаций. В Программе пять разделов: «Стандарты и рекомендации НОСТРОЙ», «Своды правил (СНиП)», «Межгосударственные строительные нормы», «Еврокоды», «Научно-исследовательские работы (НИР)».

В 2011 г. в Программу были включены работы по актуализации 16 СНиПов и подготовке экспертных заключений и комплектов документов 35 актуализированных СНиПов для утверждения Минрегионом России. Этот раздел программы включен по предложению Минрегиона России в рамках действующего Соглашения между ним и национальными объединениями саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Также, в дополнение к Программе, включена разработка и подготовка экспертных заключений для утверждения Минрегионом России 11 межгосударственных строительных норм, обеспечивающих законодательную базу будущего Технического регламента ЕврАзЭС и Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», который должен быть принят в 2011 г.

Разработка стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ

Общее количество разработанных в 2010–2011 гг. стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ составляет 91 документ.

Для каждого вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (перечень утвержден Приказом Минрегиона России №624 от 30 декабря 2009 г.), необходимы определенные стандарты и своды правил, по которым такие работы будут выполняться и соблюдение которых, в соответствии с требованиями ст. 55.13 Градостроительного кодекса, будет проверяться СРО. Некоторые виды работ обеспечены стандартами и сводами правил, включенными в официальные перечни документов, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», однако многие виды работ остались без необходимой нормативной базы. Например, устройство наружных электрических сетей (Перечень, п. 20), монтажные работы (Перечень, п. 23), пусконаладочные работы (Перечень, п. 24) и др. Такие работы регулируются только руководствами, технологическими картами, ведомственными нормативами, методическими документами, не имеющими соответствующего правового статуса. Даже те работы, которые обеспечены нормативами во многом устаревших СНиПов и ГОСТов (например, устройство автомобильных дорог и аэродромов, п. 25-й Перечня, устройство железнодорожных и трамвайных путей, п. 26-й Перечня), регулировались на основе нескольких сотен дополнительных ведомственных нормативных документов, которые более не действуют.

Кроме того, документы в области стандартизации должны устанавливать единые требования для всех участников строительства на всех стадиях жизненного цикла (от проектирования до утилизации (сноса), в том числе при подтверждении соответствия зданий и сооружений обязательным требованиям и производстве работ в области строительства).

В соответствии с ч. 2 ст. 55.5 Градостроительного кодекса, СРО разрабатывает и утверждает стандарты организации, которые должны применяться, с одной стороны, в целях обеспечения качества и безопасности проводимых работ (оказываемых услуг) в области строительства, а с другой — в целях контроля над деятельностью членов СРО (ст. 55.13 Градостроительного кодекса).

В настоящее время многие СРО имеют или разрабатывают свои собственные стандарты, что на практике может привести к разобщенности и дезориентации предприятий строительного комплекса. При производстве работ строительная организация, привлекающая на основе субподряда организации, входящие в разные СРО, для выполнения одних и тех же работ, может столкнуться с тем, что в каждом из этих СРО стандарты на производство аналогичных видов работ будут различаться. Соблюдение требований стандарта будет контролироваться в каждом СРО, при этом одновременное соблюдение их на объектах, где работы ведут несколько СРО, будет невыполнимо на практике. По аналогичным причинам возникнут проблемы согласования проектной и рабочей документации с заказчиком, проведения экспертизы проектной документации, осуществления строительного надзора, обеспечения капитального ремонта и эксплуатации зданий.

Одной из насущных проблем на строительных объектах является проведение проверок в рамках строительного надзора с использованием ведомственных нормативных документов, которые не прошли соответствующую регистрацию в Минюсте России в качестве нормативных правовых актов. Стандарты СРО, принятые и применяемые в соответствии с Градостроительным кодексом, являются законным способом установления требований к правилам проведения работ и методам контроля над их проведением и результатами. Таким образом, органы строительного надзора также должны будут руководствоваться данными документами. При этом в соответствии с изменениями в ФЗ «О техническом регулировании», принятыми законом № 255-ФЗ от 21 июля 2011 г., допускается применение стандарта организации для соблюдения требований соответствующих технических регламентов (ч. 4 ст. 16.1 ФЗ). В результате принятых изменений еще больше повышается статус стандартов организации при проведении проверок соблюдения требований технических регламентов как со стороны СРО (ст. 55.13 Градостроительного кодекса), так и со стороны органов государственной и негосударственной экспертизы и строительного надзора.

Еще проблемой будут ограничение и усложнение инвестирования в строящиеся объекты в различных регионах России. Например, в случае, когда компания, выполняющая функции инвестора и заказчика, находится в Москве, а строящийся объект расположен в другом субъекте РФ, подрядные организации могут вести строительство по стандартам своего СРО, находящегося у них в субъекте, а экспертиза, проводимая в субъекте РФ, не будет принимать в расчет стандарты, разработанные московским СРО. Такие разночтения усложнят и без того непростой процесс согласования строительства и сдачи объектов в эксплуатацию. Кроме того, при последующей эксплуатации такого объекта возникнут трудности, связанные с доступностью стандартов, использованных при строительстве. Не каждое СРО сможет сделать свои стандарты публично доступными в силу ограниченности собственных ресурсов.

Поэтому централизованная разработка стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ по наиболее приоритетным направлениям работ — это одно из основных направлений реализации Программы стандартизации НОСТРОЙ.

Разрабатываемые в настоящее время документы по Программе стандартизации на 2011–2012 гг. охватывают более 100 видов работ из входящих в перечень, установленный Приказом
№ 624 по следующим, наиболее широко применяемым направлениям, влияющим на безопасность работ и объектов капитального строительства:

  • работы по организации строительного производства, подготовительные работы;
  • свайные работы и закрепление грунтов;
  • устройство и монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;
  • монтаж металлических конструкций;
  • монтаж деревянных и каменных конструкций;
  • устройство кровель;
  • фасадные работы;
  • устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений;
  • устройство автомобильных дорог.

Разрабатываемые документы объединяются в комплексы стандартов по организации строительного производства, ограждающим конструкциям, инженерным системам и т. д.

Учитывая, что в соответствии с Уставом НОСТРОЙ должна быть обеспечена поддержка и стимулирование инновационной активности, содействие внедрению новейших достижений науки и техники, отечественного и мирового опыта в сфере строительства, в проект дополнений к Программе стандартизации Национального объединения включены разработки стандартов и рекомендаций, обеспечивающих применение:

  • инновационных технологий в сборно-монолитных железобетонных конструкциях;
  • инновационных материалов (неметаллических композитных) в строительных бетонных и геотехнических конструкциях.

Разработка и принятие стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ позволит обеспечить СРО документами по стандартизации правил проведения работ и методов их контроля по наиболее приоритетным направлениям. По каждому из этих направлений разработки стандартов НОСТРОЙ определяется состав рабочей группы из числа ведущих экспертов по данному направлению, готовятся технические задания на разработку, заключаются договоры на разработку и экспертизу стандартов. Все принятые решения согласовываются с профильными комитетами НОСТРОЙ.

К разработке стандартов активно подключились саморегулируемые организации, строительные организации-члены СРО, объединения строителей: «Союз стройиндустрии Свердловской области», НП СРО «Главкузбасстрой», НП «МонтажТеплоСпецстрой», ОАО «Мосинжпроект», НП «АВОК», Ассоциация «АНФАС», ООО Научно-информационный учебно-производственный центр «Межрегиональный институт окна», ЗАО «ИСЗС-Консалт» и др. К разработке стандартов привлечены ведущие НИИ в области строительства: НИЦ «Строительство», ЦНИИСК, ЦНИИПСК, НИИЖБ и др.

В целях всесторонней оценки разрабатываемых стандартов Национальное объединение согласовывает их со всеми заинтересованными структурами (профильные комитеты и региональные координаторы) внутри НОСТРОЙ, при необходимости — с другими национальными объединениями и органами власти, проводит экспертизу таких стандартов в техническом комитете по стандартизации ТК 465 «Строительство», заключив с ТК соответствующее соглашение, или в других профильных ТК, а также публикует проекты стандартов на своем официальном сайте. После прохождения всех процедур публичного обсуждения, согласования и экспертиз стандарты НОСТРОЙ рассматриваются и утверждаются на заседании совета Объединения.

Принятые тексты стандартов и рекомендаций размещаются на сайте НОСТРОЙ, а также официально издаются и рассылаются в каждое СРО — члену НОСТРОЙ, в профильные комитеты и региональным координаторам НОСТРОЙ.

Далее каждое СРО может утвердить такие стандарты на общем собрании своих членов в соответствии со статьями 55.5 и 55.10 Градостроительного кодекса. При этом стандарты НОСТРОЙ, принятые СРО в качестве собственных документов, будут применяться ими при проведении контроля исполнения требований по производству работ в соответствии с выданными ими допусками.

Одной из задач работы Системы стандартизации Национального объединения строителей будет практическая отработка применения утвержденных стандартов в целях дальнейшего принятия на их основе национальных стандартов и сводов правил, входящих в перечень документов обязательного и добровольного применения для соблюдения требований технического регламента «О безопасности зданий и сооружений». При этом сами стандарты НОСТРОЙ сохраняются и поддерживаются в актуализированном состоянии, так как они имеют свой специальный статус и функции в рамках Градостроительного кодекса.

В системе стандартизации НОСТРОЙ также разрабатываются рекомендации НОСТРОЙ, которые проходят апробацию посредством их применения в СРО и в случае положительной оценки впоследствии будут приниматься в качестве стандартов НОСТРОЙ. В дальнейшем в Систему стандартизации будут включены альбомы проектных и технических решений, предварительные стандарты и другие документы, необходимые для продвижения инновационных проектов, распространения прогрессивных технологий и упорядочения деятельности членов НОСТРОЙ.

Гармонизация с европейской системой технического регулирования

В соответствии с поручением Правительства РФ №ИШ-П9-4012 от 16 июня 2010 г. федеральные органы исполнительной власти и национальные объединения саморегулируемых организаций должны подготовить проект нормативного акта, предусматривающего возможность применения европейских норм в области строительства (Еврокодов) в качестве альтернативы документам, применяемым на обязательной основе для соблюдения требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений».

По поручению Минрегиона России НОСТРОЙ совместно с национальными объединениями изыскателей и проектировщиков подготовили проект комплексной Программы гармонизации российских и европейских нормативных документов в строительстве. Эта программа была одобрена 2 декабря 2010 г. на совместном заседании президиума коллегии и общественного совета при Минрегионе России.

В апреле 2011 г. руководителями профильных министерств (ведомств) стран-участниц Таможенного союза утверждена аналогичная Программа мероприятий по гармонизации нормативных документов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Программа разработана на основе европрейского руководства L «Внедрение и использование Еврокодов» и предусматривает принятие европейских норм в качестве национальных стандартов и сводов правил с национальными приложениями, а также проведение адаптации (испытаний, сопоставительных исследований) принятых решений, аттестацию программного обеспечения, сопоставительный анализ результатов применения стандартов и затрат на строительство, организацию обучения экспертов, персонала и студентов вузов и т. д. Программа в настоящее время активно реализуется при координации и финансовой поддержке национальных объединений. Только Объединением в 2010–2011 гг. организованы работы по переводу, техническому редактированию, сопоставительному анализу с российскими нормами и разработке национальных приложений по 40 частям Еврокодов (из 58 существующих).

В результате можно будет на усмотрение инвесторов выбирать между двумя одновременно действующими системами документов: актуализированными с учетом международных стандартов нормативными документами (СНиПами и ГОСТами) или адаптированными к российским условиям и принятыми в виде российских стандартов или сводов правил Еврокодами с поддерживающими их стандартами. Такая альтернатива будет способствовать продвижению на наш рынок новых проектов, разработанных с учетом российских условий и требований по безопасности.

В соответствии с одобренной программой Национальным объединением строителей в 2010 г. проведены по согласованию с Минрегионом России следующие работы по 10 частям Еврокода ЕН 1991 «Воздействие на строительные конструкции»: переводы, техническое редактирование, сопоставительный анализ с российскими нормами. Результаты этих работ являются основой разработки национальных приложений.

В соответствии с дополнением к программе в 2011 г. Национальным объединением проводены аналогичные работы по ч. 31 Еврокодов (стальные и алюминиевые конструкции; сейсмостойкое строительство) с учетом имеющихся заделов в ЗАО ЦНИИПСК им. Мельникова, Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, ОАО «Трансмост» (Санкт-Петербург) и других организациях.

При проведении работ по гармонизации с Еврокодами необходимо учитывать, что в европейском профессиональном строительном сообществе существует ряд претензий к самим документам. Одним из основных требований к будущему третьему поколению Еврокодов является упрощение самих документов с точки зрения их понимания более широким кругом пользователей, а именно:

  • повышение однозначности понимания требований, установленных в Еврокодах;
  • максимально возможное исключение альтернативных требований;
  • исключение тех требований, которые не находят широкого практического применения.

Со стороны европейского комитета по стандартизации СЕН был выдан необходимый Мандат М/466 для подготовки нового поколения еврокодов к разработке. На 2010–2013 гг. запланирован и ведется сбор предложений по изменению существующих и разработке новых частей еврокодов. В 2013–2015 гг. должны быть разработаны первые редакции документов. Кроме того, запланированы работы над новыми частями еврокодов по оценке зданий, находящихся в эксплуатации, по проектированию конструкций со стеклом, по применению полимерных материалов и мембранных структур, а также направленные на повышение существующих требований к прочности зданий и сооружений.

Российская делегация из специалистов НОСТРОЙ впервые приняла участие в заседании ТК СЕН 250 «Еврокоды» в мае 2011 г. В настоящее время представлены предложения с российской стороны по организации рабочих групп с участием европейских экспертов, подписано соглашение о взаимодействии с европейскими экспертами в области обучения и тренинга специалистов.

Таким образом, в России создается профессиональная система стандартизации в области строительства — Система стандартизации НОСТРОЙ, которая позволит:

  • обеспечить доказательную базу Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» ЕврАзЭС и Таможенного союза;
  • обеспечить нормативную базу проведения и контроля строительных работ, по которым выдаются допуски на право их проведения;
  • профессиональным организациям в области строительства устанавливать собственные стандарты с учетом современных технологий и материалов и контролировать их соблюдение;
  • обеспечить нормативную базу, необходимую для объективной оценки соответствия в Системе добровольной оценки соответствия НОСТРОЙ;
  • обеспечить обоснованную гармонизацию с международными и европейскими стандартами и внедрение современных технологий в строительство;
  • повысить качество и конкурентоспособность предприятий строительного комплекса, а также результатов строительной деятельности, обеспечить экономию ресурсов.

Автор: С. В. ПУГАЧЕВ, к. э. н., директор, Р. С. АКИЕВ, главный специалист. Департамент технического регулирования НОСТРОЙ
Дата: 14.03.2012
«Федеральный строительный рынок» № 99
Рубрика: Отраслевая реформа




«« назад