Публикации »

Михаил Викторов: «Что ждет российских строителей со вступлением страны в ВТО?»

Как известно, в декабре 2011 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию. О том, как повлияет вступление РФ в ВТО на отечественную отрасль строительства и возрастет ли при этом роль саморегулируемых организаций, мы побеседовали с руководителем аппарата Национального объединения строителей Михаилом Викторовым.

— Михаил Юрьевич, с Вашей точки зрения, кто в первую очередь и почему выиграет от вступления России в ВТО: отечественные или зарубежные компании, работающие в сфере строительства? Существует ли вероятность потерь российскими предприятиями ведущих позиций на отечественном рынке с приходом иностранных компаний?

— В законодательном регулировании строительной отрасли в постсоветское время никогда не устанавливались ограничения для выхода на российский рынок работ и услуг иностранных строительных компаний. В строительной сфере иностранцам предоставлялся национальный режим деятельности такой же, как и для российских организаций. Достаточно вспомнить деятельность турецкой компании «Энка», в числе объектов которой был и капитальный ремонт здания Государственной Думы в Москве в 1994 г. Можно назвать и австрийскую компанию «Страбаг», и многие другие. Сегодня иностранная строительная организация в предусмотренных Градостроительным кодексом РФ случаях так же, как и российская, должна получить допуск для деятельности в России, став членом соответствующей саморегулируемой организации. Иностранная строительная компания не может просто прийти со своей проектной документацией и начать строить. Проектная документация в отношении достаточно крупных объектов должна пройти обязательную экспертизу на соответствие требованиям российских технических регламентов, что фактически означает экспертизу на соответствие российским стандартам, нормам и правилам. В этом смысле вступление в ВТО ничего не изменило.

 — Как Вы оцениваете экспортный потенциал российских строительных компаний? Смогут ли они в условиях ВТО выйти за границу и конкурировать там на равных?

— Российские строительные компании конкурентоспособны на зарубежных рынках по многим направлениям. Прежде всего, стоит назвать строительство объектов атомной энергетики, гидротехнических сооружений, транспортное строительство, включая железные дороги, тоннели, метрополитены, магистральные трубопроводы. Соответствующие объекты строились и строятся российскими организациями во многих странах.

— Вступление в ВТО подразумевает облегчение участия в аукционах на строительные работы как нашим предприятиям за рубежом, так и иностранным предприятиям у нас. Последние должны лишь получить допуск к строительным работам в саморегулируемой организации. На Ваш взгляд, как отразится на деятельности СРО членство иностранных компаний?

— Федеральный закон о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (широко известный 94-ФЗ) и сегодня не ограничивает участия иностранных компаний в тендерах на строительные подряды. Статьей 13 этого закона для иностранных компаний устанавливается национальный режим. Правила ВТО предусматривают зеркальность в предоставлении прав на участие в тендерах на закупки (подряды) публичных властей. Поэтому вступление в ВТО дает возможности российским компаниям участвовать в тендерах за рубежом в большем, чем ранее, числе стран. Ограничением здесь является, во-первых, возможность российским компаниям получить необходимый кредит, а во-вторых, преодолеть технические барьеры. Во многих странах законодательство о публичных закупках содержит возможность установления в условиях тендера и соблюдения требований определенных стандартов в отношении не только правил проектирования и строительства, но и использования строительных материалов. В российском законе (94-ФЗ) нет требования о соблюдении стандартов для включении в условия торгов, однако указывается на соблюдение требований технической документации, которая, в свою очередь, основывается на стандартах и сводах правил. Российской стороне стоит научиться в условиях ВТО грамотно защищать внутренний рынок строительных подрядов, используя отечественные стандарты и своды правил, а также стандарты СРО.

 — После вступления в ВТО, к примеру, в Индии и Китае около 40% малых предприятий прошли через серьезный кризис и практически перестали существовать. Возможно ли, что такая же участь ждет и отечественный малый бизнес в строительстве?

— Следует уточнить, о каких 40% предприятий идет речь. Если о компаниях, работавших в сфере строительства, то есть сомнения, что такая статистика достоверна. Малый бизнес в строительстве — это, как правило, работа на субподряде при отделочных и электромонтажных работах, устройстве инженерных систем зданий и т. п. Обеспечить конкурентную устойчивость российских строителей можно, используя инструмент, предусмотренный ВТО, — технические барьеры. Если мы добьемся, что все строительные компании, малые и большие, будут работать по стандартам на правила выполнения работ, а органы строительного надзора будут поверять соответствие работ таким стандартам, то российские строители, сохранив имеющиеся конкурентные преимущества, получат новое — гарантию качества работ.

Здесь может возникнуть ситуация, когда иностранная компания-производитель отдельных видов строительных конструкций, например, навесных фасадных систем, владеющая технологиями на устройство таких фасадов, в целях продвижения своей продукции может силами своих компаний выполнять эти работы. Но для этого ей придется разработать и утвердить соответствующий национальный стандарт ГОСТ Р на сами системы и на правила их монтажа, который будет доступен всем. Это, в свою очередь, ускорит продвижение новых технологий в российскую строительную отрасль.

 — Возникнет ли с приходом иностранных компаний необходимость расширения полномочий СРО, реформирования отрасли в вопросах качества выпускаемой продукции, ускорения сроков строительства, использования современных технологий? Приведет ли это к серьезным структурным сдвигам в отрасли?

— По мере развития саморегулирования сфера полномочий и компетенции СРО неизбежно будет расширяться. Станет возрастать роль СРО в обеспечении безопасности и качества строительства. Инструментом обеспечения качества строительных работ должны становиться стандарты НОСТРОЙ. Принятие стандартов НОСТРОЙ общими собраниями СРО в качестве стандартов СРО, в силу положений Градостроительного кодекса РФ, делает такие стандарты обязательными для соблюдения строительными организациями-членами СРО. В 2011 г. Национальным объединением строителей утверждены советом объединения 62 стандарта на многие виды строительных работ. Разработка стандартов будет продолжена и в 2012 г.

Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своей статье в газете «Коммерсант» от 6 февраля 2012 г. специально отметил: «Сами СРО должны более активно использовать имеющиеся у них полномочия. В частности, право разрабатывать и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отраслях и видах деятельности».

Наиболее важные стандарты НОСТРОЙ, прошедшие проверку практикой в строительных организациях, будут повышаться в статусе до национальных стандартов. Что касается технических регламентов, Национальное объединение строителей в течение 2011 г. самым активным образом участвовало вместе с Минрегионом России в разработке технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Помимо прочего, в этом регламенте впервые в российской практике устанавливается система требований к строительным материалам, обеспечивающая повышение качества этой продукции и возводящая технический барьер для импорта в Россию низкокачественной и небезопасной продукции из стран «третьего мира». Это должно повысить качество конечной продукции строительства — зданий и сооружений.

Повышение требований к качеству строительства и исключение использования дешевых некачественных строительных материалов будут иметь последствия в виде укрупнения строительных организаций. Но и малые специализированные строительные организации смогут, повысив уровень качества своей работы, сохранить свою нишу на рынке. Позиция Национального объединения строителей в этой части направлена на поддержку малого строительного бизнеса.

 — Поддерживаете ли Вы мнение, что установление более прозрачных правил игры после вступления страны в ВТО и расширение круга возможных подрядчиков будут способствовать снижению уровня коррупции в отрасли?

— Наиболее коррумпированными этапами в жизненном цикле объекта капитального строительства являются те, что предшествуют началу строительства, в частности — предоставление земельного участка и получение разрешения на строительство. Во взаимоотношениях с надзорными органами на этапе строительства и ввода объекта в эксплуатацию надо добиваться прозрачности, позволяющей избежать необоснованных и плохо контролируемых требований к строителям. Свой вклад в это может внести система стандартизации НОСТРОЙ в сочетании с системой контроля со стороны СРО над соблюдением строительными организациями требований технических регламентов и стандартов СРО. Когда требования ко всем этапам строительства установлены ясно и однозначно, то их легче соблюдать и контролировать. Участие в деятельности СРО иностранных компаний (как правило, через их дочерние организации, учрежденные по российскому законодательству) способствует привнесению в российский обиход западной деловой культуры и будет способствовать снижению коррупции.

 — Чуть больше года назад Россия объединилась в единый Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. Как, по Вашим оценкам, отра-зилось это событие на деятельности российских предприятий в сотрудничестве с коллегами из ближнего зарубежья в таких сферах, как перевозка грузов, закупка оборудования и реализация совместных проектов?

— Создание Таможенного союза — это огромное достижение интеграционной политики, которую проводит руководство страны. Отмена таможенных пошлин и процедур резко увеличила эффективность внешней торговли каждой из стран-членов Таможенного союза и повысила загрузку предприятий. В области строительства сейчас завершается разработка уже упоминавшегося Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Его утверждение ожидается в первом полугодии 2012 г. Концепция этого рег-ламента обоснована воссозданием на новом техническом уровне единой системы нормативных документов в области строительства, существовавшей раньше на пространстве Советского Союза. В конечном итоге, это позволит строительным организациям трех стран работать на всем пространстве Таможенного союза по единым правилам.

Автор: Беседовала Яна Гулина
Дата: 14.03.2012
«Федеральный строительный рынок» № 99
Рубрика: Отраслевая реформа




«« назад