Ефим Басин: «Нам удалось сформировать институт саморегулирования»
На V Всероссийском съезде саморегулируемых организаций с отчетным докладом о работе в 2011 г. выступил президент Национального объединения строителей Ефим Басин. Глава Нацобъединения также представил основные направления деятельности НОСТРОЙ в 2012–2013 гг.: это дальнейшая работа над нормативными документами в строительстве, развитие Единой системы аттестации специалистов строительной отрасли, формирование баз данных по всем направлениям и т. д. Три этапа развития — Напомню, что система саморегулирования создавалась в сложный для строительной отрасли и экономики России период, — отметил в начале своего доклада Ефим Басин. — В 2009 г. объем работ в строительстве упал на 16%, сократилось строительство жилья, зданий, дорог, уменьшилось производство строительных материалов. Во многом благодаря государственной поддержке и усилиям строителей отрасль быстро восстановила утраченные позиции. За 2010–2011 гг. рост объемов работ в строительстве составил 31% в абсолютных ценах, а в сопоставимых — в 2010 г. отмечен рост на 3,5%, в 2011 г. на 5,1%, при этом выручка строительных организаций составила рекордную цифру в 5,3 трлн руб. Одновременно в этот период происходило интенсивное становление саморегулирования. Пройдено три этапа такого развития. По словам президента НОСТРОЙ, первый этап — формирование правовой базы саморегулирования — был в основном завершен в 2009 — начале 2010 гг. Второй этап — организационное оформление саморегулирования — был в основном завершен в 2010 г. В результате создано 239 саморегулируемых организаций, Национальное объединение строителей, сформированы органы управления НОСТРОЙ, утверждены основные регламентирующие документы. — Особо следует отметить важность создания координационного совета по взаимодействию с национальными объединениями при Минрегионе России, который возглавил министр Басаргин Виктор Федорович, — подчеркнул глава Нацобъединения. — Нам удалось создать эффективную систему выработки мнения профессионального сообщества по вопросам строительного бизнеса через институт комитетов НОСТРОЙ. За два года состоялось более 200 их заседаний. На сегодня совокупная численность всех комитетов — около 1000 человек. Для учета региональной специфики сформирован институт окружных конференций, которые проводятся по восьми федеральным округам и в двух городах федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). За два года состоялось 58 заседаний окружных конференций. Отмечу, что окружные конференции, в соответствии с Уставом НОСТРОЙ, наделены исключительными полномочиями по выдвижению кандидатур на должность президента НОСТРОЙ и членов Совета. Третий этап развития саморегулирования в строительстве характеризуется формированием цельной системы выдачи саморегулируемыми организациями свидетельств о допусках строительным компаниям. В настоящее время такие допуски получили около 97,5 тыс. организаций. Удалось добиться унификации деятельности большинства СРО. Более 90% саморегулируемых организаций основывают свою деятельность на утвержденном советом НОСТРОЙ пакете унифицированных документов. В прошлом году также была введена Единая система аттестации специалистов строительного комплекса, основанная на использовании современных Интернет-технологий, обеспечивающих независимую оценку уровня знаний. На сегодня выдано 17 тыс. аттестатов. Но это только начало, так как по закону предстоит аттестовать в течение 5 лет более 500 тыс. человек. Причем это касается и иностранных специалистов. О регламентах и стандартах — Безусловно, важнейшей для нас задачей остается необходимость формирования системы обеспечения безопасности и качества строительства, — продолжил Ефим Басин. — Проблема это комплексная, и в основе ее лежит система технического регулирования. За два года вместе с Минрегионом удалось создать обновленную структуру нормативных технических документов. К июлю 2012 г. будет завершена актуализация 83 СНиПов, примерно половина из них выполнена НОСТРОЙ в рамках соглашения с Минрегионом. Разработаны первые 10 межгосударственных стандартов для обеспечения доказательной базы Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий, сооружений и строительных материалов». В рамках утвержденной программы гармонизации нормативно-технических документов в строительстве и создания условий для применения международных и европейских документов в качестве альтернативы завершается работа над Еврокодами. Проведено техническое редактирование 40 из 58 частей Еврокодов, а по 23-м из них сделаны национальные приложения в соответствии с рекомендациями Еврокомиссии. К концу этого года и российские специалисты, и европейские смогут пользоваться понятными и тем и другим документами при проектировании и строительстве. Этому в значительной степени будут способствовать двухтомник, содержащий документы ЕС по техническому регулированию, и Пособие для иностранного инвестора. Кстати, европейские коллеги на встрече промышленников России и Европы в Брюсселе в декабре прошлого года дали высокую оценку этой работе. — Хочу отметить, что доля финансирования разработки нормативных технических документов федерального уровня бизнес-сообществом, наверное, впервые не только в строительной отрасли, но и в истории стандартизации составила более 50%, — сказал Ефим Басин. — Это стало возможным только благодаря институту саморегулирования. Еще один важный момент в нашей работе — это разработка стандартов саморегулируемых организаций. В 2011 г. советом НОСТРОЙ утверждено 62 базовых стандарта. На стадии разработки и публичного обсуждения еще более 50-ти стандартов. Разработанные стандарты устанавливают требования к выполнению и контролю значительной части общестроительных работ, работ по организации строительного производства, устройству инженерных сетей, транспортному строительству, подземному строительству и др. Разрабатываются стандарты на инновационные технологии. Только такие стандарты могут открыть путь для широкого применения новейших технологий и материалов. О борьбе с коммерческими СРО Закон наделил саморегулируемые организации всеми необходимыми полномочиями для повышения безопасности и качества строительства. СРО имеют право устанавливать требования к своим членам, контролировать исполнение этих требований и наказывать при выявлении нарушений. К сожалению, по словам президента НОСТРОЙ, в настоящий момент эти механизмы не работают эффективно, поскольку система саморегулирования столкнулась с большой проблемой в виде так называемых коммерческих СРО. В Интернете по-прежнему можно встретить объявление о быстрой и дешевой выдаче допусков. Усилия Ростехнадзора в борьбе с этими мошенниками, увы, действенных результатов не дают. — Эту проблему необходимо решать в кратчайшие сроки, — заявил Ефим Басин. — Решить ее может государство путем радикального ужесточения контроля над коммерческими СРО и повышения ответственности за нарушение законодательства о саморегулировании. Необходимые предложения подготовлены и одобрены координационным советом при Минрегионе России. Нужна политическая воля. Строительное сообщество ждет решения. Со своей стороны мы готовы продолжать оказывать максимальное содействие государству в этой работе. Возможен и другой путь решения этой проблемы. Наш съезд фактически является строительным парламентом, представляющим все регионы и направления строительной деятельности. Если парламент страны принимает законы, обязательные для исполнения гражданами, то почему строительный парламент не может быть наделен правом принимать решения, обязательные для исполнения саморегулируемыми организациями — членами объединения? Если такие полномочия будут даны национальным объединениям, то профессиональное сообщество самостоятельно справится с проблемой коммерциализации саморегулирования. О профессиональной подготовке кадров В докладе также было отмечено, что для повышения безопасности и качества строительства Нацобъединению предстоит уделить особое внимание сфере профессиональной подготовки кадров. В ближайшие два года намечено: 1) сформировать систему непрерывной актуализации типовых программ повышения квалификации, переориентировав программы на освоение знаний о наилучших технологиях в строительстве; 2) обеспечить формирование системы видеосвязи с учебными классами во всех крупных городах России для организации чтения уникальных лекций по наилучшим технологиям на массовую аудиторию (в этой части для нас огромный интерес представляет возможность использования для дистанционной подготовки строителей системы видеонаблюдения за избирательными участками); 3) организовать систему издания учебных пособий по каждой из типовых программ повышения квалификации, отражающих наилучшие технологии в строительстве (пособия будут размещаться в открытом доступе в электронном виде для свободного использования). — Существенные средства мы выделяем на разработку профессиональных стандартов для инженерно-технических специалистов и рабочих, которые должны стать ориентиром в формировании программ подготовки строителей, — рассказал Ефим Басин. — В 2012 г. мы впервые в России сформируем систему анализа кадрового потенциала строительной отрасли. Аналитические материалы в разрезе всей страны и отдельных регионов будут направляться в Минобрнауки и Минрегион России, а также публиковаться на сайте НОСТРОЙ, в том числе для целей планирования бюджетного финансирования подготовки кадров в вузах и техникумах. Национальное объединение строителей также продолжит реализацию программы поддержки малого бизнеса. В программе 2011 г. было задействовано 51 учебное заведение, в том числе 23 вуза. Обучение проводилось в 46 городах России. Всего за счет средств НОСТРОЙ квалификацию повысили 4,5 тыс. специалистов малого и микро-бизнеса. В 2012 г. масштаб программы увеличится на 40%. Глава Нацобъединения отметил и наличие проблемы подготовки рабочих кадров. Существовавшая в СССР система практически разрушена. НОСТРОЙ будет добиваться ее воссоздания, но на новом уровне. Акцент следует уделять обучению высококвалифицированных рабочих кадров наилучшим технологиям, а также внедрению системы подтверждения квалификации. В 2012 г. планируется также дать существенное развитие Национальному конкурсу «Строймастер». Он должен принять действительно всероссийский масштаб. Об инвестиционном климате и административных барьерах — Одним из приоритетных направлений нашей деятельности мы назвали содействие улучшению инвестиционного климата в стране, — продолжил Ефим Басин. — К сожалению, не все руководители саморегулируемых организаций понимают важность этой работы. Некоторые считают, что формирование инвестиционного климата — забота исключительно государства. Это ошибочное суждение. Профессиональное сообщество должно обеспечить обратную связь, наладить системную работу в этом направлении. Вместе с тем, по словам президента НОСТРОЙ, строителей и застройщиков волнует множество проблем, которые очевидны и без глубокой научной проработки. В первую очередь речь идет о неприемлемо высоком уровне административных барьеров в строительстве. Казалось бы, государство постоянно ищет пути решения этой проблемы — вносятся изменения в федеральные законы и подзаконные акты, утверждаются и реализуются планы мероприятий, но кардинальных изменений нет. В прошлом году НОСТРОЙ провел исследование административных барьеров в 43-х городах Российской Федерации. По результатам зафиксированы следующие основные показатели: — В 2012 г. мы продолжим мониторинг административных барьеров, расширив перечень исследуемых городов, — сказал Ефим Басин. — Учитывая, что основные препятствия формируются на муниципальном уровне, мы планируем по итогам исследования сделать ранжирование городов России по уровню административных барьеров. Про ценообразование и т. п. Другой больной для строителей темой, как говорится в докладе, является законодательство о государственных закупках. — Еще раз выскажу общее мнение, — прокомментировал Ефим Басин, — не может цена быть единственным критерием для выбора подрядчика, как это пред-усмотрено при электронных аукционах. Мы выступаем за предквалификацию участников торгов, за введение жестких антидемпинговых мер. Нам непонятно: если смета на строительство построена на основании государственных расценок и прошла государственную экспертизу, то как цена может падать на 20, 30 а иногда и на 60%? Мы согласны с тем, что существующая система ценообразования в строительстве не в полной мере отражает рыночные цены, что приводит к неточностям в определении стартовой цены на торгах. Нельзя бесконечно опираться на индексный метод и на расценки 30-летней давности. В этой части мы поддерживаем переход на новые принципы, основанные на мониторинге рыночных цен, на ресурсный метод ценообразования. И мы готовы обеспечивать обратную связь в этом вопросе, проводить экспертизу обоснованности рыночных цен в справочниках по ценообразованию. Но здесь я прошу обратить внимание на несовершенство антимонопольного законодательства. Все строители сталкиваются с примерами, когда с разворотом стройки цены на стройматериалы, особенно на инертные и цемент, у близко находящихся монопольных производителей резко взлетают. Примеров тому много! Это олимпийские стройки Сочи, АТЭС во Владивостоке, Москва и др. Где растут инвестиции и растет спрос на материалы, там сразу необоснованный рост цен. Антимонопольная служба с локальными монополистами не справляется. Надо совершенствовать законодательство. Большой проблемой отрасли остается, по словам Ефима Басина, также низкая производительность труда. Здесь мы существенно уступаем ведущим странам мира. Необходима модернизация отрасли, включающая в себя: ускоренное внедрение новейших технологий, обновление базы стройиндустрии, повышение квалификации кадров, включая рабочих, информатизацию отрасли. НОСТРОЙ уже смог сформировать открытые базы данных в сфере строительства с поисковыми системами. Эту работу предстоит продолжить и существенно расширить. В планах Нацобъединения формирование электронного реестра наилучших технологий, фонда нормативных технических документов в строительстве, реестра добросовестных подрядчиков. НОСТРОЙ примет активное участие во внедрении информационно-коммуникационных технологий, обес-печивающих взаимодействие в электронной форме застройщиков и органов публичной власти при реализации инвестиционно-строительных проектов. — В завершение своего выступления я хочу отметить, что всего за три года, вопреки предреканиям скептиков, нам удалось сформировать институт саморегулирования и доказать свою полезность и эффективность, — резюмировал Ефим Басин. — Вместе с тем в ближайшие годы нам следует добиться большего — саморегулирование должно стать важным элементом в системах обеспечения безопасности и качества строительства, подготовки достойных кадров, внедрения новых технологий. Но главное, мы должны стать надежной опорой государству в решении насущных социальных и экономических проблем. И с этой задачей мы справимся. V Всероссийский съезд саморегулируемых строительных организаций состоялся 1 марта в Колонном зале Дома союзов в Москве. Участие в мероприятии приняли 223 делегата с правом решающего голоса (руководители и представители саморегулируемых организаций-членов НОСТРОЙ), а также представители СРО с правом совещательного голоса и многочисленные гости — всего около 900 человек. Среди участников были вице-премьер России Дмитрий Козак, министр регионального развития Виктор Басаргин, председатель Комитета по земельным отношениям и строительству Госдумы Алексей Русских, президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Черепов, президент Национального объединения проектировщиков Михаил Посохин, президент Национального объединения изыскателей Леонид Кушнир. Приветствуя участников съезда, Дмитрий Козак отметил роль саморегулируемых организаций в строительстве при работе над законодательством, а особенно над документами технического регулирования. Он произнес, уже ставшую крылатой, фразу — «саморегулирование состоялось». Однако, по его словам, у этого института еще очень и очень много задач, над которыми нужно работать. Вице-премьер поблагодарил НОСТРОЙ за мониторинг и аналитический отчет об административных барьерах в жилищном строительстве. Это исследование легло в основу поручения Дмитрия Козака губернаторам. Министр регионального развития Виктор Басаргин подчеркнул, что саморегулирование в строительстве перешло от становления к развитию и постоянно модернизируется. — Сейчас госрегулятор знает мнение строителей, и строители имеют возможность представлять свое мнение в органах государственной власти. Минрегион совместно с НОСТРОЙ ведет работу по актуализации СНиПов, к 1 июля она должна быть закончена. Минрегион будет продолжать отстаивать интересы СРО. Очевидно, что саморегулируемые организации в строительстве должны иметь отличия от других СРО, — отметил министр.
В статье Владимира Путина в газете «Коммерсант» 6 февраля прозвучал посыл, что «сами СРО должны более активно использовать имеющиеся у них полномочия. В частности, право разрабатывать и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты». Мы полностью согласны с этим. Именно поэтому одним из приоритетных направлений нашей работы стало участие в создании и совершенствовании нормативных технических документов в строительстве, приведение их в соответствие современному техническому уровну, международным стандартам и сводам правил.
Автор: По материалам пресс-службы НОСТРОЙ Дата: 14.03.2012 «Федеральный строительный рынок» № 99 Рубрика: Отраслевая реформа |