Публикации »

В один день железнодорожники сдали два олимпийских объекта

15 февраля в рамках программы подготовки инфраструктуры зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи произошло сразу два важных события, ставших трудовыми победами ОАО «РЖД»: торжественное открытие аэровокзального терминала и регулярного железнодорожного пассажирского сообщения между аэропортом и центром города Сочи, а также сбойка тоннельного комплекса № 3 на совмещенной (автомобильной и железной) дороге Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».

Адлер — «Альпика-Сервис»: сбойка последнего тоннеля

В торжественной сбойке тоннельного комплекса № 3 приняли участие президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак, президент Оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко и другие официальные лица. Дмитрий Козак передал железнодорожникам и строителям поздравления от имени Правительства РФ и поблагодарил за высокий уровень организации работы.

Напомним, что в соответствии с правительственной программой по подготовке инфраструктуры для проведения зимних Олимпийских игр в Сочи ОАО «РЖД» является ответственным исполнителем по шести объектам. Наиболее масштабный из проектов — совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством второго сплошного железнодорожного пути Сочи — Адлер — Веселое.

Учитывая горные условия прохождения трассы совмещенной дороги, одной из основных задач стало сооружение шести тоннельных комплексов с общей протяженностью тоннелей 30 км. «Критический» путь при этом проходил через строительство комплекса тоннелей № 3, расположенного на 23–28 км трассы.

«Это самый каверзный, сложнейший объект. Без преувеличения могу сказать, что завершение его проходки — историческое событие в отечественном тоннелестроении», — заявил Владимир Якунин. По его словам, менее чем за три года в сложнейших геологических условиях пройдено 13,5 км тоннелей, в том числе автодорожный (3,2 км, диаметр — 12,8 м)
и железнодорожный (4,6 км, диаметр — 9,7 м), и две сервисно-эвакуационные штольни (3,1 км и 2,6 км, диаметр — 6 м).

«Наша победа складывалась из двух составляющих: во-первых, это инновационные решения группы российских и иностранных инженеров, во-вторых, самоотверженный труд рабочих-проходчиков, которые воплотили в жизнь эти решения», — подчеркнул глава ОАО «РЖД».

Проходка тоннелей велась при помощи щитов Lovat (Канада) и Herrenknecht (Германия). В месяц каждый из них способен проходить около 300 м, оставляя за собой почти готовый тоннель с обделкой из бетонных тюбингов.

Для инженерного сопровождения проходческих работ была создана международная рабочая группа с участием специалистов Amberg Engineering Ltd (Швейцария), которая ежемесячно составляла не только отчеты по оценке рисков, но и рекомендации по проходке тоннелей. Так, в процессе работ выяснилось, что в первоначальном варианте трассы северные порталы тоннелей комплекса № 3 попадают на оползневый склон с объемом оползневых масс около 10 млн куб. м грунта. Рабочая группа рекомендовала на участке оползневого косогора изменить план трассы и технологию проходки. В зонах тектонических разломов были использованы уникальные технологии, которые предусматривают проходку соединительных выработок между штольнями и основными тоннелями, а также закрепление горной массы специальными растворами. По оценке специалистов Amberg Engineering Ltd, такие технические и проектные решения проходки не имеют аналогов в мировой практике тоннелестроения. Благодаря инновационному подходу завершить проходку тоннелей комплекса № 3 удалось с опережением графика на 46 дней.

1 декабря 2011 г. в Гонконге на ежегодном конкурсе Всемирной тоннельной ассоциации проект строительства тоннелей на совмещенной дороге был признан победителем в номинации «Лучший проект года».

К настоящему времени на линии Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» завершена проходка всех шести тоннельных комплексов, в частности: № 1 включает автодорожный тоннель длиной 2 292 м, железнодорожный тоннель — 2 459 м и сервисно-эвакуационную штольню — 2 330 м; № 2 — железнодорожный тоннель длиной 121 м; № 4 — железнодорожный тоннель длиной 449 м; №5 — автодорожный тоннель длиной1 345 м, железнодорожный тоннель длиной 2 842 м и сервисно-эвакуационную штольню длиной 2 828 м; № 6 — железнодорожный тоннель длиной 433 м.

К августу 2012 г. на всем протяжении линии Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» будет закончена укладка железнодорожного пути (48,5 км). Ввод линии в эксплуатацию запланирован на апрель 2013 г. Общая стоимость строительства составит более 240 млрд руб.

 Интермодальное движение до аэропорта открыто

15 февраля с участием Владимира Якунина и Дмитрия Козака состоялось торжественное открытие аэровокзального терминала и регулярного железнодорожного пассажирского сообщения по линии Сочи — Адлер — аэропорт «Сочи».

Интермодальное железнодорожное сообщение в Сочи — это первый региональный проект, который вобрал в себя многолетний опыт по организации интермодальных перевозок в Москве и современные технологические решения в области железнодорожного транспорта.

«Мы сдаем первый объект всей олимпийской стройки. Если раньше словосочетание «интермодальное сообщение» воспринималось как весьма абстрактный термин, понятный разве что москвичам, то теперь каждый может оценить, насколько это удобно: приехал на сочинский вокзал, зарегистрировался на рейс и за 30 минут с комфортом, минуя автомобильные пробки, четко по расписанию доехал до аэропорта», — рассказал Владимир Якунин. По словам президента ОАО «РЖД», при строительстве трассы пришлось решать достаточно сложные задачи по преодолению не только плотной городской застройки, но и неровностей земной поверхности.

Длина новой железной дороги от Адлера до аэропорта составляет 2,8 км. Было построено два тоннеля (164 м и 368 м) и три эстакады (общей длиной 750 м), а также мост через реку Большая Хирота (44 м). Чтобы сдержать оползни, было возведено около километра подпорных стен.

В аэровокзальном комплексе возведен современный железнодорожный пассажирский терминал. В нем обеспечено оптимальное визуальное и акустическое восприятие информации о расписании движения поездов, расположении мест отдыха, эвакуации и др. Для слабовидящих людей установлены тактильные указатели на тротуарах, платформах, перилах и кнопках лифтов.

Предполагается, что железнодорожная ветка обеспечит перевозку 60% всех авиапассажиров аэропорта «Сочи», или более 86 тыс. человек в сутки.

В период активного строительства спортивных и туристических сооружений в рамках подготовки к Олимпиаде-2014 запуск аэроэкспрессов в Сочи позволит существенно разгрузить автомагистрали и поможет авиапутешественникам избежать пробок. Концепция движения поездов разрабатывалась с учетом особенностей инфраструктуры города Сочи, а также потребностей жителей и гостей будущего олимпийского центра.

Время нахождения в пути следования пригородных поездов «Аэроэкспресс» от Сочи до Адлера — 40 минут, а от Адлера до аэропорта «Сочи» — 10 минут. Общее время в пути — 50 минут. Стоимость проезда в вагонах «бизнес-класса» будет составлять 350 руб., в стандартном классе — 200 руб., поездка в пригородных вагонах между Сочи и Адлером — 50 руб.

Поезда серии ЭД4М, которые начинают курсировать между центром Сочи и аэропортом, спроектированы специально для организации интермодального сообщения Демиховским машиностроительным заводом (входит в ЗАО «Трансмашхолдинг») с учетом особенностей эксплуатации в горной местности. Для удобства пассажиров предусмотрены эргономичные кресла, кондиционеры и тонированные оконные стекла. Поезда представлены в трех классификациях: «бизнес», «стандарт» и «пригород». В целях обеспечения контроля над безопасным проездом пассажиров установлены камеры видеонаблюдения и громкая связь. C 2014 г. на линию выйдут новые комфортабельные поезда Desiro («Ласточка»).

На первом этапе, с 16 февраля 2012 г. до введения графика движения поездов на 2012/2013 гг., по маршруту Сочи — Адлер — аэропорт «Сочи» будут курсирровать 4 пары пригородных поездов компании «Аэроэкспресс».

Автор: Игорь Павлов, по материалам пресс-службы ОАО «РЖД»
Дата: 14.03.2012
«Федеральный строительный рынок» № 99
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад