Транспортное развитие России: на один государственный рубль требуется два частных
На конференции «Транспортно-логистическая инфраструктура: роль государства и участников рынка», проведенной Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) в рамках Недели российского бизнеса-2012 компания The Boston Consulting Group (BCG) представила доклад «Развитие транспортной инфраструктуры: игра на опережение? ». Чтобы решить задачи транспортной инфраструктуры, России необходимо привлечение двух рублей частного капитала на рубль государственного, как утверждается в докладе. Согласно докладу BCG, уровень развития транспортной инфраструктуры железных и автомобильных дорог и портов значительно отстает от темпов роста экономики и грузооборота России. Недостаточное развитие инфраструктуры тормозит рост ВВП и сокращает экспортный потенциал страны. Так, в 2000–2008 гг. при росте реального ВВП на 66% и грузооборота на 36% протяженность железнодорожных путей и автодорог практически не изменилась, что привело к росту «узких мест». Коммерческая деятельность компаний ограничена не возможностями производства и реализации продукции, а достижимыми объемами доставки клиентам. Доклад BCG определил пять ключевых проблем. 1. Ограниченная пропускная способность. Вот несколько примеров: четверть федеральных автомагистралей и половина московских работают в режиме перегрузок, протяженность узких мест железных дорог, согласно данным РЖД, за пять лет 2. Транспортная разрозненность или отсутствие координации между игроками отрасли приводит, в частности, к таким последствиям, как двукратный рост порожнего пробега вагонов (по сравнению с уровнем при СССР), неразвитость интермодальных перевозок, превышение более чем вдвое (по сравнению с Европой) протяженности эффективных автоперевозок (1 500–2 000 км в России и 700–800 км в Европе). 3. Дефицит финансирования. Россия ежегодно инвестирует в транспортную инфраструктуру лишь 2,2% от ВВП, что почти в три раза меньше, чем в бурно растущем Китае (6,1%), и даже почти на треть меньше, чем в странах с развитой транспортной системой — в США (3%) или Европе (2,9%). Выделенных в 2011 г. в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) 644 млрд руб. хватит только для того, чтобы покрыть 1/4 общегодовых потребностей, которые составили бы 2 500 млрд руб., если исходить из уровня развития и потребностей в инфраструктуре, сопоставляя с Китаем. Стоит отметить, что в период 2011–2015 гг., по оценкам РЖД, дефицит инвестиций только в железнодорожную инфраструктуру составит 400 млрд руб. 4. Отсутствие условий для участия частного сектора в развитии транспортной инфраструктуры. По этой причине соотношение государственных и частных инвестиций в России составляет 1:1 (в отличие от США, там 1:3). Отсутствие прозрачной конкуренции приводит к многократному удорожанию строительства. 5. Нехватка инженерно-строительных технологий и компетенций. Российские технологии дорожного строительства отстают от мировых: срок службы дорожного покрытия в развитых странах в 2–4 раза дольше, а содержание дорог обходится России на 30% дороже. В 2011 г., по данным Росстата, 59,5% всей протяженности федеральных трасс представляли собой так называемый накопленный недоремонт. Расходы на НИОКР в 2010 г. составляли 239 млн руб., это десятые доли процента от всего объема финансирования дорожных работ, в то время как за рубежом эти расходы составляют порядка 2,5–3,5%. Как показывает международный опыт, развитие инфраструктуры может идти в русле трех моделей — опережающей, синхронной и догоняющей. Опережающая модель характеризуется ведущей ролью государства, несущего высокие инвестиционные риски, пример — современный Китай. При догоняющей модели, характерной для США сегодня, ведущая роль принадлежит бизнесу, заинтересованному в быстром устранении препятствий на пути роста. Синхронная модель подразумевает сбалансированное участие государства и бизнеса, пример — современная Германия. Ни одна из этих трех моделей в чистом виде не может быть применена в России по разным причинам, в частности: дефицит государственных средств, отсутствие сформированной базы инфраструктуры или частного предпринимательского капитала, способного взять на себя ведущую роль, и др. Доклад BCG заключает, что России необходим альтернативный подход, а именно — опережающее развитие ограниченного числа приоритетных проектов при активном вовлечении бизнеса в остальные проекты. Добиться успеха можно будет лишь в том случае, если государство и частный сектор объединят свои усилия для реформирования отрасли. Прежде всего, необходимо сконцентрироваться на следующем: «Отставание транспортной инфраструктуры сдерживает рост ВВП страны, — отметил Андрей Тимофеев, партнер и управляющий директор BCG. — Для преодоления отставания нужно, прежде всего, обеспечить жесткую приоритетность проектов с учетом фактического финансирования, а также максимизацию частного капитала на каждый государственный рубль».
до 2015 г. удвоится и достигнет 15%, на Балтике нет портов, способных принять современные крупные суда с осадкой более 14 м (за исключением Приморска).
Автор: По материалам Nrb-rspp.ru Дата: 14.03.2012 «Федеральный строительный рынок» № 99 Рубрика: Транспортное строительство |