15-летие МУП «Казметрострой» — праздник для нового метростроения всей России
Казань, которая теперь именуется Третьей столицей России, в определенном смысле можно назвать и столицей нового российского метростроения. Ведь Казанское метро — первое, открывшееся в стране после распада СССР, и, соответственно, самое современное. А главным строителем Казанского метрополитена было и остается Муниципальное унитарное предприятие «Казметрострой», которое в марте сего года отмечает свое 15-летие. Казанский метрополитен был торжественно открыт 27 августа 2005 г. к 1000-летию Казани. Он состоял из пяти станций с длиной пути в 7,1 км. Первыми его пассажирами стали Президент Российской Федерации Владимир Путин, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Сегодня годовой объем перевозок казанского метро оценивается в 11 млн пассажиров. Эксплуатационная длина первой (пока единственной) линии составляет 10,32 км. На линии расположено семь станций: «Проспект Победы», «Горки», «Аметьево», «Суконная слобода», «Площадь Габдуллы Тукая», «Кремлевская» и «Козья слобода». В систему объектов метрополитена входят также электродепо и инженерный корпус. Из истории Технико-экономическое обоснование необходимости строительства Казанского метрополитена появилось еще в 1986 г., но лишь через десять лет в соответствии с поручением Президента России Бориса Ельцина Правительство РФ распоряжением №1093-р от 12.07.1996 г. приняло решение о начале строительства первой линии метрополитена в Казани с началом финансирования Постановлением Правительства РФ строительство метрополитена было включено в перечень объектов, подлежащих вводу 27 августа 1997 г. состоялось открытие стройки, однако финансирование, способное обеспечить запланированные темпы строительства, началось только в 2003 г. Если по состоянию на 1 января 2003 г. (с начала строительства при сметной стоимости 14,3 млрд руб.) были выполнены объемы работ лишь на 0,8 млрд руб, то только за один 2003 г. удалось освоить 1 млрд руб., 17 марта 1997 г. для строительства метрополитена в столице Татарстана специально было создано МУП «Казметрострой». Костяк предприятия тогда составили работники ОАО «БАМтоннельстрой», получившие большой опыт строительства тоннелей в сложных гидрогеологических условиях БАМа, и работники треста «Ташметрострой» (Ташкент), имевшие большой опыт строительства объектов метрополитена. В строительстве объектов пускового комплекса первой линии, которое предстояло осуществить в весьма сжатые сроки, принимали участие лучшие тоннельные отряды из разных городов России и СНГ, всего оказалось задействовано более 150 субподрядных организаций, почти 12 тыс. человек. Но основная нагрузка знаковой для всей страны стройки легла на плечи работников местного нового специализированного предприятия — МУП «Казметрострой». И его заслуги перед Казанью, Татарстаном и всей Россией не остались незамеченными. За успешную работу предприятие удостоено ряда наград. Среди них Диплом I степени «За высококачественную сборку железобетонной обделки тоннелей бетонной конструкции, выдерживающей высокое гидростатическое давление», Диплом победителя Республиканского конкурса на Премию правительства РТ за высокое качество работы и др. «Казметрострой» — это... В своем сегодняшнем виде МУП «Казметрострой» осуществляет широкий комплекс работ по строительству, вводу в эксплуатацию и сопровождению объектов различного назначения, прежде всего, подземных — тоннелей, станций метрополитенов, пешеходных переходов, гидротехнических сооружений и др. За время существования предприятие стало эффективной, работающей с прибылью структурой, объединяющей несколько подразделений, включая завод железобетонных изделий. Коллектив состоит из более чем 1000 высококлассных профессионалов, принимавших участие в строительстве БАМа, метрополитенов в разных городах России и СНГ, других масштабных объектов. Предприятие занимается также строительством различных промышленно-гражданских объектов для родного города. Сооружая самый молодой метрополитен России, «Казметрострой» опирается на современные достижения мировой науки и техники, использует новейшие технологии. Предприятие располагает совершенным строительным оборудованием как зарубежного, так и отечественного производства, в том числе тоннелепроходческими комплексами компании Lovat (Канада) и NFM (Франция): скоростью проходки составляет до 300 м в месяц. Освоена, в частности, проходка в предварительно искусственно усиленных грунтах, а именно — в замороженных и цементно-грунтовых массивах. На сегодня компания располагает возможностями по сооружению всех типов тоннелей и всех типов станций метрополитена. Сегодняшние достижения Сейчас строительство первой линии продолжается на наиболее пассажиронапряженном направлении, соединяющем северную промышленную зону через центральную часть города с юго-восточными жилыми районами. Проектом, который реализуется сегодня, предусмотрено строительство трех станций второго пускового участка: «Декабристов», «Московская» и «Заводская» («Авиастроительная») — с прилегающими к ним перегонными тоннелями и притоннельными сооружениями протяженностью 10,77 км в двухпутном измерении. Встречая юбилейный 2012 г., предприятие рапортовало, что строительство на втором пусковом участке первой линии метрополитена от станции «Заводская» до станции «Декабристов» развернуто на всех участках. В частности, за минувший год построено два тоннеля общей протяженностью 2 680 м: правый тоннель перегона «Московская» — «Декабристов» длиной 1 356 м и левый тоннель «Заводская» — «Московская» длиной 1 324 м. Темп проходки составлял 8 м в сутки. На строительстве второй очереди первой линии Казанского метрополитена задействовано три тоннелепроходческих комплекса. Станции «Алтынчэч» и «Айсылу» ориентированы на проходку тоннелей до станции «Козья Слобода» (всего 2 734 м), а «Сююмбике» нацелен на левый перегонный тоннель от станции «Московская» до станции «Декабристов». Общий объем выполнения строительно-монтажных работ за 2011 г. превысил 3 млрд руб. Вышел «Казметрострой» в минувшему году и на объемы работ в Москве. Предприятие уже начало строить Бутовскую линию Московского метрополитена от станции «Старокачаловская» до станции «Битцевский парк». Задача — соединить «оранжевую» и «серую» ветки. Проект включает в себя строительство станций «Лесопарковая» на 34 км МКАД и «Битцевский парк» (дубль). Кстати, в столице уже проведены тендеры на общую сумму 257,7 млрд руб. со сроком сдачи объектов в 2012–2014 гг., так что теоретически дополнительные объемы работ здесь есть и для «Казметростроя», давно уже доказавшего свою конкурентоспособность на общероссийском уровне. Казанские перспективы Новый импульс казанскому метростроению придала подготовка города к Всемирной универсиаде-2013. Перспектива развития транспортной инфраструктуры столицы Татарстана также обусловлена и последующими престижными для страны спортивными событиями, мероприятия которых пройдут в Казани — чемпионатов мира по водным видам спорта в 2015 г. и по футболу в 2018 г. Как сообщает Kzn.ru, комментируя совещание у мэра Казани Ильсура Метшина, на май 2013 г. запланировано открытие трех строящихся сегодня станций Казанского метрополитена. После этого будет принято решение, в каком направлении станет далее развиваться казанская подземка. «Первая линия казанского метро проходит по наиболее пассажиронапряженному направлению. После ввода трех новых станций, время в пути от «Проспекта Победы» до «Заводской» составит около 27 минут. Соответственно, добраться с любой станции до центра города можно будет не более чем за 15 минут», — отметил заместитель начальника МУП «Казметрострой» Вениамин Терзиманов. «Все мы очень ждем завершения первой ветки метро и дальнейшего продолжения работ. Мы рассчитываем на федеральную программу благодаря завоеванию права проведения чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 г. и матчей чемпионата мира по футболу в 2018 г. Это заметно улучшит транспортное обслуживание города», — цитирует Ильсура Метшина Kzn.ru. Как добавляет портал, согласно предварительному проекту, в Казани могут появиться еще 2 линии метрополитена. Одна соединит Приволжский и Кировский районы, пройдя под ул. Чистопольской и пр. Ямашева, вторая может пройти до микрорайона Азино от центра, соединив его таким образом с Советским районом. Как заявил мэр, к 2018 г. — году проведения в Казани матчей чемпионата мира по футболу — предполагается построить первый участок второй линии метрополитена от станции «Суконная слобода» до станции «Чистопольская». Очевидно, что все это обещает «Казметрострою» широкие возможности для новых трудовых побед. МУП «Казметрострой»
в 1997 г. По Распоряжению №1433-р Правительства РФ от 12.10.2000 г. была разработана Программа развития метрополитенов
и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2015 г., предусматривающая за этот период ввести в эксплуатацию в Казани 37 км линий метрополитена с 25-ю станциями.
в эксплуатацию к 1000-летию Казани. В президентских поручениях Владимира Путина, являвшегося председателем Государственной комиссии по подготовке к празднованию 1000-летия Казани, было четко обозначено: «Обеспечить строительство и пуск первого участка первой линии метрополитена в Казани в августе 2005 г.».
в 2004 г. — 4,7 млрд руб. и 2005 г. — 7,9 млрд руб. То есть практически все пять станций метро, перегоны между ними и метродепо построили всего лишь за 2,5 года.
420202 Республика Татарстан, г. Казань, ул. Коротченко, 4
Тел.: (843) 292-78-10, 292-39-72, факс (843) 292-39-62
E-mail: kazmetro@mi.ru
Автор: Сергей Александров Дата: 14.03.2012 «Федеральный строительный рынок» № 99 Рубрика: Транспортное строительство |