Публикации »

15-летие МУП «Казметрострой» — праздник для нового метростроения всей России

Казань, которая теперь именуется Третьей столицей России, в определенном смысле можно назвать и столицей нового российского метростроения. Ведь Казанское метро — первое, открывшееся в стране после распада СССР, и, соответственно, самое современное. А главным строителем Казанского метрополитена было и остается Муниципальное унитарное предприятие «Казметрострой», которое в марте сего года отмечает свое 15-летие.

Казанский метрополитен был торжественно открыт 27 августа 2005 г. к 1000-летию Казани. Он состоял из пяти станций с длиной пути в 7,1 км. Первыми его пассажирами стали Президент Российской Федерации Владимир Путин, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Сегодня годовой объем перевозок казанского метро оценивается в 11 млн пассажиров. Эксплуатационная длина первой (пока единственной) линии составляет 10,32 км. На линии расположено семь станций: «Проспект Победы», «Горки», «Аметьево», «Суконная слобода», «Площадь Габдуллы Тукая», «Кремлевская» и «Козья слобода». В систему объектов метрополитена входят также электродепо и инженерный корпус.

Из истории

Технико-экономическое обоснование необходимости строительства Казанского метрополитена появилось еще в 1986 г., но лишь через десять лет в соответствии с поручением Президента России Бориса Ельцина Правительство РФ распоряжением №1093-р от 12.07.1996 г. приняло решение о начале строительства первой линии метрополитена в Казани с началом финансирования
в 1997 г. По Распоряжению №1433-р Правительства РФ от 12.10.2000 г. была разработана Программа развития метрополитенов
и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2015 г., предусматривающая за этот период ввести в эксплуатацию в Казани 37 км линий метрополитена с 25-ю станциями.

Постановлением Правительства РФ строительство метрополитена было включено в перечень объектов, подлежащих вводу
в эксплуатацию к 1000-летию Казани. В президентских поручениях Владимира Путина, являвшегося председателем Государственной комиссии по подготовке к празднованию 1000-летия Казани, было четко обозначено: «Обеспечить строительство и пуск первого участка первой линии метрополитена в Казани в августе 2005 г.».

27 августа 1997 г. состоялось открытие стройки, однако финансирование, способное обеспечить запланированные темпы строительства, началось только в 2003 г. Если по состоянию на 1 января 2003 г. (с начала строительства при сметной стоимости 14,3 млрд руб.) были выполнены объемы работ лишь на 0,8 млрд руб, то только за один 2003 г. удалось освоить 1 млрд руб.,
в 2004 г. — 4,7 млрд руб. и 2005 г. — 7,9 млрд руб. То есть практически все пять станций метро, перегоны между ними и метродепо построили всего лишь за 2,5 года.

17 марта 1997 г. для строительства метрополитена в столице Татарстана специально было создано МУП «Казметрострой». Костяк предприятия тогда составили работники ОАО «БАМтоннельстрой», получившие большой опыт строительства тоннелей в сложных гидрогеологических условиях БАМа, и работники треста «Ташметрострой» (Ташкент), имевшие большой опыт строительства объектов метрополитена.

В строительстве объектов пускового комплекса первой линии, которое предстояло осуществить в весьма сжатые сроки, принимали участие лучшие тоннельные отряды из разных городов России и СНГ, всего оказалось задействовано более 150 субподрядных организаций, почти 12 тыс. человек. Но основная нагрузка знаковой для всей страны стройки легла на плечи работников местного нового специализированного предприятия — МУП «Казметрострой». И его заслуги перед Казанью, Татарстаном и всей Россией не остались незамеченными. За успешную работу предприятие удостоено ряда наград. Среди них Диплом I степени «За высококачественную сборку железобетонной обделки тоннелей бетонной конструкции, выдерживающей высокое гидростатическое давление», Диплом победителя Республиканского конкурса на Премию правительства РТ за высокое качество работы и др.

«Казметрострой» — это...

В своем сегодняшнем виде МУП «Казметрострой» осуществляет широкий комплекс работ по строительству, вводу в эксплуатацию и сопровождению объектов различного назначения, прежде всего, подземных — тоннелей, станций метрополитенов, пешеходных переходов, гидротехнических сооружений и др. За время существования предприятие стало эффективной, работающей с прибылью структурой, объединяющей несколько подразделений, включая завод железобетонных изделий. Коллектив состоит из более чем 1000 высококлассных профессионалов, принимавших участие в строительстве БАМа, метрополитенов в разных городах России и СНГ, других масштабных объектов. Предприятие занимается также строительством различных промышленно-гражданских объектов для родного города.

Сооружая самый молодой метрополитен России, «Казметрострой» опирается на современные достижения мировой науки и техники, использует новейшие технологии. Предприятие располагает совершенным строительным оборудованием как зарубежного, так и отечественного производства, в том числе тоннелепроходческими комплексами компании Lovat (Канада) и NFM (Франция): скоростью проходки составляет до 300 м в месяц. Освоена, в частности, проходка в предварительно искусственно усиленных грунтах, а именно — в замороженных и цементно-грунтовых массивах.

На сегодня компания располагает возможностями по сооружению всех типов тоннелей и всех типов станций метрополитена.

Сегодняшние достижения

Сейчас строительство первой линии продолжается на наиболее пассажиронапряженном направлении, соединяющем северную промышленную зону через центральную часть города с юго-восточными жилыми районами. Проектом, который реализуется сегодня, предусмотрено строительство трех станций второго пускового участка: «Декабристов», «Московская» и «Заводская» («Авиастроительная») — с прилегающими к ним перегонными тоннелями и притоннельными сооружениями протяженностью 10,77 км в двухпутном измерении.

Встречая юбилейный 2012 г., предприятие рапортовало, что строительство на втором пусковом участке первой линии метрополитена от станции «Заводская» до станции «Декабристов» развернуто на всех участках. В частности, за минувший год построено два тоннеля общей протяженностью 2 680 м: правый тоннель перегона «Московская» — «Декабристов» длиной 1 356 м и левый тоннель «Заводская» — «Московская» длиной 1 324 м. Темп проходки составлял 8 м в сутки. На строительстве второй очереди первой линии Казанского метрополитена задействовано три тоннелепроходческих комплекса. Станции «Алтынчэч» и «Айсылу» ориентированы на проходку тоннелей до станции «Козья Слобода» (всего 2 734 м), а «Сююмбике» нацелен на левый перегонный тоннель от станции «Московская» до станции «Декабристов». Общий объем выполнения строительно-монтажных работ за 2011 г. превысил 3 млрд руб.

Вышел «Казметрострой» в минувшему году и на объемы работ в Москве. Предприятие уже начало строить Бутовскую линию Московского метрополитена от станции «Старокачаловская» до станции «Битцевский парк». Задача — соединить «оранжевую» и «серую» ветки. Проект включает в себя строительство станций «Лесопарковая» на 34 км МКАД и «Битцевский парк» (дубль). Кстати, в столице уже проведены тендеры на общую сумму 257,7 млрд руб. со сроком сдачи объектов в 2012–2014 гг., так что теоретически дополнительные объемы работ здесь есть и для «Казметростроя», давно уже доказавшего свою конкурентоспособность на общероссийском уровне.

Казанские перспективы

Новый импульс казанскому метростроению придала подготовка города к Всемирной универсиаде-2013. Перспектива развития транспортной инфраструктуры столицы Татарстана также обусловлена и последующими престижными для страны спортивными событиями, мероприятия которых пройдут в Казани — чемпионатов мира по водным видам спорта в 2015 г. и по футболу в 2018 г. Как сообщает Kzn.ru, комментируя совещание у мэра Казани Ильсура Метшина, на май 2013 г. запланировано открытие трех строящихся сегодня станций Казанского метрополитена. После этого будет принято решение, в каком направлении станет далее развиваться казанская подземка.

«Первая линия казанского метро проходит по наиболее пассажиронапряженному направлению. После ввода трех новых станций, время в пути от «Проспекта Победы» до «Заводской» составит около 27 минут. Соответственно, добраться с любой станции до центра города можно будет не более чем за 15 минут», — отметил заместитель начальника МУП «Казметрострой» Вениамин Терзиманов.

«Все мы очень ждем завершения первой ветки метро и дальнейшего продолжения работ. Мы рассчитываем на федеральную программу благодаря завоеванию права проведения чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 г. и матчей чемпионата мира по футболу в 2018 г. Это заметно улучшит транспортное обслуживание города», — цитирует Ильсура Метшина Kzn.ru. Как добавляет портал, согласно предварительному проекту, в Казани могут появиться еще 2 линии метрополитена. Одна соединит Приволжский и Кировский районы, пройдя под ул. Чистопольской и пр. Ямашева, вторая может пройти до микрорайона Азино от центра, соединив его таким образом с Советским районом.

Как заявил мэр, к 2018 г. — году проведения в Казани матчей чемпионата мира по футболу — предполагается построить первый участок второй линии метрополитена от станции «Суконная слобода» до станции «Чистопольская».

Очевидно, что все это обещает «Казметрострою» широкие возможности для новых трудовых побед.

МУП «Казметрострой»
420202 Республика Татарстан, г. Казань, ул. Коротченко, 4
Тел.: (843) 292-78-10, 292-39-72, факс (843) 292-39-62
E-mail: kazmetro@mi.ru

 

Автор: Сергей Александров
Дата: 14.03.2012
«Федеральный строительный рынок» № 99
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад