Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» 300 лет спустя
300-летие Ораниенбаума (современный город Ломоносов в составе Санкт-Петербурга) стало одним из ключевых событий года для реставрационной общественности России. К юбилею дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум», входящий в структуру государственного музея-заповедника «Петергоф», встречал гостей преображенным. Помимо заметно похорошевшего парка, после реставрации открылись Большой Меншиковский и Китайский дворцы. Если точнее, к сентябрьским торжествам завершилась первая очередь реставрации дворцово-паркового ансамбля. Гостям были представлены десять залов Большого Меншиковского дворца, четыре зала Китайского дворца, обновленный Нижний сад. Ансамбль также украсил памятный знак — символ в честь основателя и первого владельца Ораниенбаума А. Д. Меншикова. Меншиковский дворец: впервые после революции… Меншиковский (Большой Ораниенбаумский) дворец — один из немногих памятников петровского зодчества, сохранившихся до наших дней, — строился в 1711–1725 гг. архитекторами Фонтана и Шеделем при участии Браунштейна. В 1743 г. владельцем Большого дворца стал Петр III. Для него зодчий Растрелли переделал, в частности, дворцовые интерьеры. С 1762 г. во дворце работал архитектор Ринальди, который, в числе прочего, соорудил знаменитую гранитную лестницу с полуциркульным балконом. Известные архитекторы вносили изменения в дворцовый ансамбль также в середине XIХ и начале ХХ вв., при этом некоторые интерьеры времен петровской старины или меншиковского периода все-таки дожили до наших дней. Советская власть, очевидно, вообще особой архитектурно-исторической ценности за дворцом не признавала. Здесь размещались то госпиталь, то учебные заведения. В 1934 г. здание было передано Военно-морскому флоту, после чего разделили межэтажными перекрытиями пространство Церковного павильона, демонтировали уникальный иконостас и т. д. Только в 1995 г. начало воплощаться решение об использовании дворца под музейные цели. В 1996 г. удалось открыть для посетителей Японский павильон — единственную отреставрированную часть здания. Залы центрального корпуса в течение нескольких лет использовались как выставочные помещения и ожидали вмешательства реставраторов. Современную реставрацию с завершением первой ее очереди к сентябрю 2011 г. проводило ФГУ «Северо-западная дирекция по строительству, реставрации и реконструкции» в статусе заказчика. Для посетителей открылись десять залов центрального корпуса дворца. Завершилась и реставрация Нижнего сада, его ограды с воротами, а также интерьеров Картинного дома. Китайский дворец:плюс 65-летие музейного возрождения Уточним, что название дворца, построенного для императрицы Екатерины II по проекту архитектора Ринальди в 1762–1768 гг., В этом году помимо юбилея Ораниенбаума исполнилось 65 лет с момента открытия для посетителей возрожденного музея «Китайский дворец» после завершения первых послевоенных реставрационных работ. Тогда к открытию во дворец возвратились эвакуированные в 1941 г. и хранившиеся во время войны в подвалах Исаакиевского собора музейные предметы, в частности: часть живописной коллекции, предметы декоративно-прикладного искусства, в том числе панно и рамы Стеклярусного кабинета. За крайне короткий период (1945–1946 гг.) художники Центральных реставрационных мастерских в городе Пушкин успели завершить реставрацию уникальных плафонов из Розовой гостиной, зала Муз, Штофной опочивальни и Стеклярусного кабинета. «Благодаря самоотверженной работе музейщиков и реставраторов удается совершить, казалось бы, невозможное: открыть для жителей Ленинграда первый отреставрированный после войны музей», — комментируется сегодня на сайте ГМЗ «Петергоф» то послевоенное свершение. Когда встал вопрос о современной реставрации Китайского дворца к 300-летию Ораниенбаума, в 2006 г. финансирование работ взяли на себя ОАО «Газпром» и немецкое Объединение международного взаимопонимания при поддержке концерна BASF. Заказчиком с 2009 г. выступал ГМЗ «Петергоф». К юбилею были открыты четыре помещения дворца: Большая антикамера, зал Муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет. Реставрационные работы в дворцово-парковом ансамбле «Ораниенбаум» продолжаются.
связано с отделкой интерьеров в подражание китайскому искусству. В здании, существенно пострадавшем, но уцелевшем во время Великой Отечественной войны, в значительной степени сохранилось уникальное убранство XVIII в., выполненное в стиле рококо.
Автор: Игорь Павлов Дата: 21.02.2012 «Федеральный строительный рынок» № 98 Рубрика: Культура и наследие |