Публикации »

Вечная ценность бетона. Плюс инновации для русских зим

В современном строительстве бетон занимает особое место. Мосты, тоннели, улицы, дома — вот далеко не полный послужной список этого материала, отличающегося прочностью, влаго- и шумонепроницаемостью, пожаростойкостью. Развитие строительных технологий не стоит на месте. Но, вне всякого сомнения, насчитывающий тысячелетнюю историю бетон останется востребованным во все времена.

Корни происхождения бетона теряются в глубине даже не веков, а тысячелетий. Прежде чем предстать в своем нынешнем качестве, он прошел длительный путь развития, предначертанный еще первобытными строителями. Как установили археологи, самый ранний бетон можно датировать 5600-м г. до н. э. На берегу Дуная в поселке Лапински Вир (бывшая Югославия) в ходе раскопок древнего поселения каменного века было установлено, что пол толщиной 25 см в одной из хижин был сделан из бетоноподобного материала, приготовленного на гравии и красноватой местной извести.

С тех пор, как говорится, много утекло воды и уложено бетона. Последние достижения в развитии бетонных технологий обсуждались на проходившем 5–9 декабря в Санкт-Петербурге Российско-финском форуме «Инновационные и многогранные подходы к усилению, ремонту и восстановлению транспортных и инфраструктурных сооружений», организованном при поддержке Центра бетонных технологий.

Участники форума с большим интересом встретили доклад Ольги Санжаровской (компания MC-Bauchemie), посвященный типичным разрушениям железобетонных конструкций мостов и методикам устранения этих разрушений. Как подчеркнула выступавшая, восстановление разрушенных бетонных поверхностей — сложная задача, ведь несущая способность конструкции, ее огнестойкость и долговечность существенно зависят от качества ремонтного состава. Взвешенный выбор современных строительных материалов позволяет добиваться решения поставленных задач, а использование новейших ремонтных составов позволяет делать это без увеличения общей массы конструкции и, как следствие, без дополнительного усиления фундамента. Если говорить о восстановлении разрушенного железобетонного сечения или о возвращении класса огнестойкости конструкции, то для этих целей есть два материала, которые привычны и используются максимально часто, — это бетон и торкретбетон.

Инъектированию как особому направлению ремонта строительных конструкций посвятил свое выступление Андрей Тупицин (компания MC-Bauchemie). Основополагающим фактором, влияющим на эксплуатационные свойства и долговечность конструкций, является выбор модифицирующих добавок. По оценкам специалистов, доля использования противоморозных добавок в период зимнего бетонирования, в том числе комплексных, составляет более 80%.

Главной целью использования химических способов бетонирования конструкций при отрицательных температурах является обеспечение незамерзания бетонной смеси до момента начала обогрева забетонированной конструкции, а также твердения при отсутствии обогрева конструкции. Не последнюю роль выполняют химические добавки в снижении строительных рисков и уменьшении влияния человеческого фактора. Кроме того, некоторые виды противоморозных добавок могут повысить оборачиваемость оборудования для обогрева конструкций.

Как отмечалось на форуме, климатические условия в России диктуют определенные ограничения на строительство в холодный период года. Общие затраты на строительство в зимний период более высоки, чем в межсезонье и летом, но, как правило, мы не можем пренебрегать возможностью строительства зимой. Россия — одна из немногих стран, в которой существует понятие «зимнее бетонирование». Формально этот устоявшийся термин является не совсем точным, т. к. он не определяет ту температуру окружающей среды, при которой твердеют бетоны. Более точная терминология условий бетонирования при пониженных температурах определена в СНИП 3.03.11-87 на несущие и ограждающие конструкции.

К наиболее эффективным способам бетонирования конструкций в зимний период можно отнести предварительный электроразогрев бетонной смеси, однако технически этот способ сложно реализуем. Другие часто используемые способы прогрева конструкции, в частности — «греющий провод» и электродный прогрев, имеют как свои плюсы, так и минусы.

Одним из путей эффективного бетонирования в зимних условиях может стать переход на «зимние нормы» расходов цемента. Как правило, в современном строительстве используется не один способ твердения конструкций, строители стремятся гармонично сочетать физический и химический способы. В ряду основных вопросов, связанных с необходимостью интенсифицировать процессы твердения и обеспечить достаточную сохраняемость бетонных смесей при бетонировании в зимних условиях, стоят также вопросы, связанные с достижением долговечности и экологичности использования тех или иных модификаторов.

Экологичность в сфере бетонных технологий приобретает все большую популярность, а одним из таких материалов стал ячеистый бетон. Его замечательным отличием от традиционного материала является теплоизоляционная способность: поры, содержащиеся внутри материала, наполнены воздухом, который и является превосходным теплоизолятором. Дом из такого материала получается более теплым, чем деревянный или кирпичный. На обогрев помещений дома, построенного из ячеистого бетона, требуется значительно меньше энергии, и расходы на отопление снижаются на 20–40%. При этом толщина стен остается стандартной для этого материала. Ячеистая структура обеспечивает и улучшенные звукоизоляционные характеристики. Именно поэтому ячеистый бетон — важный элемент энергосберегающих технологий, особенно актуальных для нашей страны.

Автор: Сергей Васильев
Дата: 21.02.2012
«Федеральный строительный рынок» № 98
Рубрика: Материалы и технологии




«« назад