Публикации »

Александр Епишов: «От реформы энергетики — к устойчивому развитию»

Реформа отечественной энергетики, затрагивающая, разумеется, и сферу энергетического строительства, остается одной из самых актуальных экономических тем. Как известно, на слуху также энергоэффективность и энергосбережение, которые достижимы только с помощью передовых технологий. Сегодня на вопросы «ФСР» по теме реформирования отрасли отвечает главный аналитик Московского международного энергетического форума «ТЭК России в XXI веке» А. П. Епишов.

— Александр Павлович, какие задачи приоритетны для форума «ТЭК России в XXI веке» в этом году?

— У форума «ТЭК России в XXI веке» есть одна неизменная стратегическая приоритетная задача — формирование и развитие независимой неправительственной общественно-экспертной дискуссионной площадки с международной повесткой дня — обсуждение ключевых проблем развития мировой энергетики. Эта площадка, этот своеобразный общественный клуб, в свою очередь, является структурным элементом гражданского общества и инструментом содействия обеспечению мира, безопасности и устойчивого развития. Энергетика при этом всегда остается в центре нашего внимания. На 10-м юбилейном форуме главной будет тема устойчивого развития энергетики. Эта тема возникла не случайно и не является для нас данью моде. Мы подошли к ней органически, следуя логике развития гражданского общества и, особенно, научно-экспертного сообщества, понимая возрастание его роли в процессе перехода к концепции устойчивого развития. Специфика современного исторического этапа развития международного сообщества как раз и заключается в том, что ни одна глобальная проблема не может быть решена вне контекста устойчивого развития, вне контекста взаимосвязи и взаимозависимости социально-философских, экономических, экологических и климатических аспектов существования современного общества.

 — На Ваш взгляд, насколько полноценно решила поставленные задачи реформа российской энергетики?

— Несмотря на неоднозначные результаты, реформа электроэнергетики все-таки решила принципиальные стратегические задачи. Произошла реструктуризация отрасли, монопольные сегменты отделены от конкурентных сегментов.
В генерацию пришли новые акционеры, запущен инвестиционный процесс. Другое дело, что эта реформа не сопровождалась параллельным процессом общего структурного обновления российской экономики. И этот факт не позволяет говорить о полноценных результатах реформы отрасли. Ключевое противоречие в данной ситуации заключается в том, что электроэнергетика нуждается в огромных инвестициях, но потребители не готовы их оплачивать. Однако государство также не готово к повышению тарифов, особенно, учитывая предвыборную ситуацию и специфику формирования нового 6-летнего политического цикла. Таким образом, в стратегическом плане в отрасли имеет место фактор неопределенности, и это очень плохо для привлечения долгосрочных инвестиций. Временный сезонный всплеск стоимости генерирующих компаний, обусловленный резким ростом энергопотребления из-за сильных морозов, принципиально ничего не решает.

 — Достаточно ли распространены в России современные технологии энергетического строительства, каковы перспективы их внедрения и какие в этом направлении существуют проблемы?

— Что касается современных и инновационных технологий, то во всем мире это является инструментом повышения эффективности, поскольку бизнес всегда хочет быть более рентабельным. Вопрос о том, как могут снижать издержки энергетические компании. В России тот же самый РАП-механизм рассчитан именно на это.

Рентабельность деятельности, например, ФСК или МРСК по отношению к себестоимости должна вырасти до 18–20%, а рентабельность к активам — до 5–6%. Это очень высокий показатель.

Почему же инновационная система у нас пока не работает? Потому что в России рыночная экономика продолжает оставаться развивающейся, а в некоторых сегментах просто отсталой, и мы все, образно говоря, находимся на скудном пайке.

Технологии стоят денег, и внедрять их должен инвестор. Он приносит деньги и разрабатывает программу, как улучшить бизнес. Для этого, в свою очередь, нужны четкие правила игры, прозрачность, перспектива. Эти вопросы должны решаться на фундаментальном уровне. Чтобы была долгосрочная перспектива внедрения передовых технологий, нужна совершенно новая структура экономики, и потребность в этих инновациях должна идти снизу.

В нашей структуре экономики в переизбытке огромные корпорации, занимающие монопольное положение на рынке. В этих корпорациях сотни филиалов и дочерних обществ, работающих, по сути, по сметной системе. Доходы, затраты, прибыль — вот их простая схема. Какой им интерес внедрять инновации и новые технологии, если завтра им могут снизить смету расходов?

В целом же для развития энергетики нужно больше реальной конкуренции, больше прозрачности, больше цивилизованных рыночных механизмов. Тогда будут внедряться современные технологии. И, конечно, необходимым условием является так называемое устойчивое развитие, о котором сегодня так много говорят политики и экономисты всего мира. С этим мировым трендом уже сегодня считаются и такие компании-гиганты, как «Газпром» и «Роснефть», а устойчивое развитие — это энергоэффективность превыше всего. Ведь, в конце концов, снижение энергопотребления — это один из способов спасти нашу планету от экологической катастрофы, которая вполне возможна.

 — Насколько, на Ваш взгляд, полезен нашей энергетической отрасли механизм саморегулирования?

— Саморегулирование — это инструмент взаимодействия рынка и государства, повышения прозрачности отрасли и ответственности компаний. Когда на строительном рынке появились саморегулируемые организации, фактически сразу этой самой прозрачности стало больше. Далее, СРО стали организованно отстаивать свою позицию. В результате, например, энергетики уже добились улучшения условий присоединения. «Лен-
энерго» в этом году почти в два раза увеличило объемы присоединения потребителей. То есть саморегулирование — это также инструмент консолидации разрозненных представителей бизнеса. Оно должно заодно помогать отраслевым компаниям решать и задачи повышения их эффективности в рамках рыночных подходов.

Во всем цивилизованном мире саморегулирование — это норма, как «дважды два — четыре». Везде система работает в полную силу, и эти независимые неправительственные институты очень мощны. Именно они формируют техническую политику. Такие применяемые во всем мире стандарты, как, например, ИСО и ряд других, — это все международные стандарты неправительственных организаций. Поэтому стандартизация, нормирование энергоэффективных требований и технологий — это все задачи именно саморегулируемых организаций.

Автор: Беседовал Сергей Зубарев
Дата: 21.02.2012
«Федеральный строительный рынок» № 98
Рубрика: Энергетика




«« назад