Публикации »

Ограничитель грузоподъемности ОГШ-2.10Ц для клещевого крана

Ограничитель грузоподъемности ОГШ-2.10Ц имеет широкий спектр возможностей, позволяющих, помимо основной функции предотвращения перегрузки крана, выполнять и другие функции, направленные на повышение безопасности его работы. О возможностях ограничителей типа ОГШ достаточно подробно сказано в Руководстве по выбору и оборудованию, которое выпущено ЗАО ИТЦ «Крос» и периодически обновляется.

К сожалению, владельцы кранов (заказчики) зачастую не знают об этих разработках либо ограничиваются требованиями статьи 2.12.8 ПБ 10-382-00, считая всё остальное ненужным. Данная ситуация усугубляется еще и тем, что в качестве конкретных заказчиков зачастую выступают менеджеры, снабженцы и другие специалисты подобного профиля, не знакомые непосредственно с конструкцией крана, особенностями его работы и т. д. Главный и определяющий вопрос в таком случае — «сколько стоит?».

Другое дело, когда в качестве заказчиков выступают технические специалисты, представители проектных организаций. Тогда в заявке на поставку ограничителя грузоподъемности подробно оговариваются требования к нему вместе с требованиями к крану. В частности, совместно с фирмой «Гоша-Фом» (Сербия) была разработана комплектация ограничителя грузоподъемности ОГШ-2.10Ц для клещевого крана.

Ограничитель создавали на базе технического задания, разработанного совместно с фирмой «Гоша-Фом» на основании исходных требований и технических параметров крана, заданных заказчиком. В частности, было оговорено, что кран имеет три режима работы: «клещи», «крюк» и «магнитная траверса». При работе в режиме «клещи» грузоподъемность нетто составляет 120 т (миди — 180 т), при смещении центра тяжести груза и при его захвате клещами не более ±100 мм. Грузоподъемность нетто в режиме «крюк» составляет 100 т, а в режиме «магнитная траверса» — 40 т. Совместно с заказчиком было найдено техническое решение по установке датчиков под оси обводных блоков, и ЗАО ИТЦ «Крос» спроектировало и изготовило комплект датчиков для установки на кран.

При разработке технического задания был введен контроль слабины каната в режиме «клещи» и «магнитная траверса», что позволило существенно повысить безопасность работы крана.

Контроль слабины в режиме «клещи» позволяет убедиться, что клещи полностью лежат на грузе, и можно производить их замыкание. Раньше эта функция выполнялась крановщиком, и при преждевременном включении захвата могло произойти падение груза.

В режиме «магнитная траверса» сигнал «слабина каната» был использован в системе управления краном для повышения безопасности работы при перемещении груза с помощью магнитов. Включить и выключить магнит можно, только если груз лежит, т. е. есть сигнал «слабина каната». При висящем грузе (сигнал «слабина каната» отсутствует) выключить магнит невозможно, что исключает его падение в случае ошибочных действий крановщика при перемещении груза.

По требованию заказчика в ограничителе была предусмотрена цифровая индикация нагрузки и токовый выход 4–20 мА, включенный в систему управления краном. В качестве управляющей системы на кране был использован частотный привод фирмы Simens.

Наличие частотного привода обусловило дополнительные требования к ограничителю грузоподъемности, связанные с необходимостью обеспечения выполнения требований ст. 2.12.8 ПБ10-382-00, а именно — «Ограничитель грузоподъемности кранов мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25%».

Особенностью клещевых кранов является то, что они всегда работают с максимальной нагрузкой, и при срабатывании ограничителя грузоподъемности при перегрузке крана частотный привод не сможет обеспечить своевременную остановку подъема груза в нормальном режиме останова. Использование аварийного режима для «мгновенной» остановки также недопустимо из-за больших токов, возникающих в этом случае. В ограничителях ОГШ-2.10Ц для этого был предусмотрен дополнительный пороговый сигнал длительностью 1сек., который обеспечивает переключение привода на пониженную скорость подъема и подготавливает привод к останову при появлении перегрузки. Опытным путем было установлено, что дополнительный пороговый сигнал перехода на пониженную скорость подъема выдается при нагрузке 50% от номинальной, что обеспечивает подъем номинального груза на пониженной скорости независимо от действий крановщика. Через одну секунду этот сигнал снимается, и дальнейший подъем можно производить с любой скоростью, заданной крановщиком. В случае же перегрузки крана обеспечивается своевременный останов.

Хотелось бы отметить еще одну особенность, выявленную при проведении пусконаладочных работ ограничителя ОГШ-2.10Ц, а именно — неравномерность нагружения канатов при подъеме груза, которая возникает из-за смещения центра тяжести поднимаемого груза относительно центра клещей и из-за раскачки груза при его перемещении мостом. Как наглядное подтверждение сказанному рис. 3. На распечатке, полученной с регистратора параметров видно, что вследствие перекоса нагрузок произошел запрет подъема груза, вес которого составлял 103% от номинала. На рис. 4 видно изменение нагрузки в канатах при раскачке груза и неравномерность их распределения при подъеме груза. В данном случае отклонение нагрузки в канате от среднего значения составило около 10%. На практике, при работе по перемещению груза отклонение от номинального значения нагрузки на канате может быть существенно выше, что не позволит эксплуатировать кран с расчетной нагрузкой, если этот фактор, а именно — прочность канатов, не будет учтен при проектировании крана.

Кран клещевой грузоподъемностью 120 т фирмы «Гоша-Фом» (вместе с ограничителями грузоподъемности ОГШ-2.10Ц) успешно прошел испытания на НЛМК (Новолипецком металлургическом комбинате) и в настоящее время эксплуатируется там с учетом дополнительных опций, обеспеченных ограничителем грузоподъемности ОГШ-2.10Ц.

В ЗАО ИТЦ «Крос» поступают заказы на оснащение ограничителями грузоподъемности аналогичных клещевых кранов других фирм, но, к сожалению, заказчики пока не выходят за рамки требования только ограничения максимальной нагрузки, без использования дополнительных возможностей ограничителя и соответствующей адаптации привода для их реализации. Хотелось бы, что бы при заказе ограничителей грузоподъемности, прежде всего для вновь изготовляемых кранов (не только клещевых), заказчики более тесно сотрудничали с разработчиками приборов безопасности и учитывали их особенности и возможности. В настоящее время ЗАО ИТЦ «Крос» может удовлетворить практически все требования заказчика.

Автор: Ю.Ф. Тимин, к. т. н., технический директор ЗАО «ИТЦ «КРОС»
Дата: 21.02.2012
«Федеральный строительный рынок» № 98
Рубрика: Спецтехника




«« назад