Публикации »

Как будут развиваться дорожные фонды

Накануне Нового года министр транспорта РФ Игорь Левитин провел с руководителями субъектов Российской Федерации селекторное совещание по вопросу создания региональных дорожных фондов. В мероприятии приняли участие министр финансов РФ Антон Силуанов, заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров, руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин, депутаты Госдумы РФ Евгений Москвичев и Вячеслав Лысаков.

Игорь Левитин напомнил, что с активным участием руководителей регионов и депутатов Федерального Собрания за последние годы приняты беспрецедентные меры по созданию законодательной основы работы дорожного хозяйства. Так, в 2007 г. был принят Федеральный закон «Об автомобильных дорогах». Для его исполнения только на федеральном уровне принято около 25 нормативных правовых актов Правительства РФ, Минтранса России и Росавтодора. В субъектах РФ принято около 500 региональных законодательных и нормативных правовых актов.

Серьезным шагом вперед стало законодательное закрепление принципа нормативного финансирования ремонта и содержания автодорог. Его реализация позволит привести состояние дорог в соответствие нормативным требованиям. Правительством РФ утверждены нормативы затрат на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог. «Завершение перехода на стопроцентное нормативное финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения предусмотрено законодательством в 2014 г. Соответствующие ассигнования предусмотрены Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.»», — сказал министр.

Нормативы затрат на содержание автомобильных дорог регионального значения и правила их расчета утверждены в 66-ти субъектах Российской Федерации, на ремонт — в 63-х субъектах. Однако, как подчеркнул Игорь Левитин, в действовавших до последнего времени условиях финансирования дорожного хозяйства реализация этого принципа могла растянуться на десятилетия. В планах перехода на нормативное содержание и ремонт дорог многих регионов срок завершения такого перехода принят на 2020 г. и позже: Мордовии, Бурятии, Ставропольского края, Калужской, Курской, Нижегородской, Оренбургской и Тульской областей, Чукотского АО — 2020 г., Пермского края — 2022 г., Омской обл. — 2025 г., Республики Саха (Якутия) — 2031 г.

Для ускорения решения проблемы приведения дорожной сети в нормативное состояние Президентом РФ
Д. А. Медведевым и Председателем Правительства РФ В. В. Путиным был дан ряд поручений, направленных на реформирование системы финансирования дорожного хозяйства. Федеральным законом № 68-ФЗ от 6 апреля 2011 г. внесены изменения в Бюджетный кодекс и ряд других законодательных актов, предусматривающие создание системы дорожных фондов.

По словам главы Минтранса России, основными источниками наполнения дорожных фондов определены акцизы на автомобильное топливо и транспортный налог. Однако законодательством также установлена возможность привлечения значительного количества неналоговых источников. Для Федерального дорожного фонда в Бюджетном кодексе установлено 10 неналоговых источников. При создании региональных дорожных фондов субъекты РФ в принятые законодательные акты о создании региональных дорожных фондов включено 32 различных неналоговых источника.

Федеральным законом № 361-ФЗ от 30 ноября 2011 г. в Бюджетный кодекс внесен ряд новых положений, расширяющих источники формирования дорожных фондов. Этим законом для Федерального дорожного фонда предусмотрены дополнительные неналоговые источники формирования, в том числе средства от уплаты неустоек, возмещения убытков и другие средства, связанные с неисполнением участниками торгов законодательства о закупках и неисполнительными подрядчиками условий государственных контрактов. Кроме того, в Федеральный дорожный фонд предусмотрено включать и плату по соглашениям об установлении сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода и придорожных полос федеральных дорог в целях строительства и капитального ремонта объектов дорожного сервиса, установки рекламных конструкций, прокладки или переустройства инженерных коммуникаций.

В соответствии с прогнозами Минфина России, уже в 2012 г. будет возможно сформировать дорожные фонды субъектов РФ общим объемом более 391 млрд руб., а к 2014 г. — более 531 млрд руб. при фактическом объеме финансирования в 2010 г. в размере немногим более 200 млрд руб. и в 2011 г. — 333,2 млрд руб. Без учета Москвы и Санкт-Петербурга, где автомобильные дороги входят в состав объектов благоустройства, объем финансирования может вырасти в 2,1 раза по сравнению с 2011 г.

Игорь Левитин также сообщил, что законодательные акты о создании дорожных фондов субъектов РФ приняты во всех регионах. Вместе с тем министр подчеркнул, что необходимо ускорить принятие порядков формирования и расходования ассигнований, нужно строго руководствоваться положениями Бюджетного кодекса, а средства, поступающие от акцизов на топливо и из транспортного налога, должны полностью зачисляться в дорожные фонды. В этой связи Игорь Левитин довел до сведения участников совещания, что, по имеющейся информации, при подготовке законов о региональных бюджетах на 2012 г. в 33-х субъектах РФ объемы ассигнований на дорожное хозяйство существенно ниже прогнозных данных Минфина России., а в 20-ти — предусмотрены объемы ассигнований из собственных дорожных фондов больше, чем прогнозировалось Минфином России. Далее министр обратил внимание на то, что в ряде регионов направление расходования средств фондов не в полной мере соответствует дорожной деятельности. В отдельных регионах средства дорожных фондов планируется направить на строительство объектов городского благоустройства, строительство и эксплуатацию системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Важной задачей остается приведение местных автомобильных дорог в нормативное состояние.

Для улучшения состояния местных дорожных сетей из федерального бюджета в период 2010–2011 гг. были предоставлены субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог административных центров субъектов РФ в общем объеме 27,9 млрд руб. В федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» предусмотрено предоставление субсидий на строительство и реконструкцию подъездов к сельским населенным пунктам. Общий объем таких субсидий установлен в размере 5 млрд руб. на 2011 г., 6 млрд руб. — на 2012 г., 7 млрд руб. — на 2013-й и последующие годы, с индексацией пропорционально прогнозируемому росту объема доходов федерального бюджета от акцизов на автомобильное топливо. В результате реализации этих мероприятий в период с 2011 г. по 2015 г. предусмотрено только в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» обеспечить круглогодичной связью с сетью дорог общего пользования сельское население общей численностью около 720 тыс. человек (около 25% сельского населения, необеспеченного в настоящее время такой связью). По итогам предоставления субсидий в 2011 г., круглогодичным проездом обеспечивается сельское население общей численностью около 85 тыс. человек (более 230 сельских населенных пунктов с общей протяженностью подъездов более 500 км). На 2012 г., в соответствии с предложениями субъектов РФ, планируется обеспечить строительство и реконструкцию подъездов с твердым покрытием общей протяженностью более 600 км.

В соответствии с Федеральным законом № 361-ФЗ от 30 ноября 2011 г. установлено, что на проектирование и строительство подъездов с твердым покрытием до сельских населенных пунктов из дорожного фонда субъекта РФ должно направляться не менее 5% ассигнований фонда. В 2012 и 2013 гг. из дорожного фонда субъекта РФ предусмотрено направлять субсидии местным бюджетам на капитальный ремонт и ремонт дорог населенных пунктов в размере не менее 5% ассигнований. Субсидии на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий, проездов к дворовым территориям населенных пунктов в этот период также должны приниматься в размере не менее 5% ассигнований фонда.

Для эффективного расходования средств на улучшение состояния автомобильных дорог местного значения необходимо наладить систему мониторинга их состояния. По словам министра, серьезную обеспокоенность вызывает то, что статистические сведения о состоянии местных дорог в большинстве случаев не основаны на инструментальной диагностике. Вызывают сомнение также и данные государственной статистической отчетности, по которым состояние местных дорог существенно лучше, чем состояние федеральных и региональных дорог. Например, по форме статистического наблюдения № 3-ДГ(МО) доля местных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям, составляет 55,4% при 38,6% федеральных дорог. В 22-х субъектах Российской Федерации состояние местных дорог отвечает нормативным требованиям на 80% протяженности и более, а в 4-х (Республика Адыгея, Иркутская, Новосибирская и Оренбургская области) местные дороги на 100% находятся в нормативном состоянии. На региональной сети, в Дагестане, Белгородской, Ивановской и Кемеровской областях и Ямало-Ненецком АО, доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, составляет, по статистическим данным, более 80%. Для обеспечения эффективного расходования средств дорожных фондов требуется серьезная работа по налаживанию диагностики региональных и местных дорог.

Игорь Левитин выразил опасение, что резкое увеличение объемов финансирования дорожного хозяйства в субъектах РФ, связанное с созданием дорожных фондов, на первом этапе может столкнуться с неготовностью рынка эффективно использовать эти средства. В частности он сказал: «В условиях многолетнего недофинансирования автомобильных дорог региональные подрядные организации и производители местных строительных материалов приспособились к существующим объемам работ. Резкое увеличение финансирования может привести к срывам сроков или попыткам выполнить установленные в контрактах сроки за счет снижения качества работ, невыполнения отдельных операций или скрытых работ. Неготовность поставщиков местных строительных материалов быстро нарастить объемы производства может привести к необоснованному росту цен».По мнению министра, необходимо организовать мониторинг динамики цен на материалы и дорожные работы и разработать меры гибкого оперативного реагирования на случаи роста цен. Необходимо также создать и новую систему мониторинга с учетом взаимной увязки дорожной деятельности на дорогах всех уровней. Такая система должна учитывать предусмотренное законодательством разграничение полномочий в сфере дорожной деятельности по уровням государственной власти и местного самоуправления.

Далее Игорь Левитин сообщил, что Минтрансом России подготовлены и направлены в субъекты РФ рекомендации, в которых предусмотрена систематизация работы по приведению единой дорожной сети в нормативное состояние и повышению эффективности расходования средств из дорожных фондов. Еще одним направлением мониторинга должно стать обобщение информации субъектов РФ о наиболее крупных подрядных организациях и поставщиках инертных дорожно-строительных материалов . Это должно помочь в выработке мер по сдерживанию роста цен на рынке дорожных работ.

Министр финансов РФ Антон Силуанов в своем выступлении предложил руководителям субъектов привлечь общественные организации к контролю над расходованием средств региональных дорожных фондов. Также он сказал: «В новом году увеличение акцизов на нефтепродукты приведет к увеличению стоимости бензина, который будет продаваться на бензоколонках. Чтобы это повышение налога было направлено на дорожную отрасль, нам необходимо привлечь организации автолюбителей, в частности, сделать страничку в Интернете, чтобы по итогам года все знали, куда пошли средства из региональных дорожных фондов».

Автор: По материалам Минтранса РФ
Дата: 21.02.2012
«Федеральный строительный рынок» № 98
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад