Публикации »

Градостроительное развитие Москвы: необходимая перезагрузка

Созданная сегодня система управления строительным комплексом столицы позволила всерьез заняться долгосрочным планированием, вести поиск решений накопившихся проблем. «Задачи и приоритеты развития, в свою очередь, продиктованы объективной необходимостью кардинального изменения градостроительной политики в городе», — подчеркнул в ходе пресс-конференции «Об итогах работы в 2011 г. и перспективных планах развития» заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Наболевшие проблемы и поиск решений

— Все крупные и активно развивающиеся города мира неизбежно проходят кризисные этапы в своем развитии, и Москва отнюдь не исключение в общемировом процессе, — сказал Марат Хуснуллин. — К тому же накопилось очень много серьезных проблем. Так, далеко не простая ситуация сложилась с дорожно-транспортной инфраструктурой, без которой дальнейшее строительство в городе просто бессмысленно, поскольку приведет к транспортному коллапсу и дальнейшей остановке стройки и деловой активности. Много работы предстоит по обеспечению парковочными местами и объектами социальной сферы. Есть и целый ряд иных недоработок. Все это в совокупности и побудило к объективной переоценке принципов градостроительного развития Москвы, к поискам решения непростой задачи — выстроить градостроительную политику столицы так, чтобы соблюсти баланс интересов профессионального строительного сообщества и задач нормализации градостроительного развития.

По утвержденному Генеральному плану Москвы, к 2025 г. должно было быть построено 200 млн кв. м недвижимости. Но сегодня можно констатировать: запланированный объем строительства по функционалу не отвечает потребностям города, включая паркинги, гостиницы, дошкольные образовательные учреждения, объекты физкультуры и спорта. Были проанализированы все имеющиеся проекты, и, исходя из задачи стабилизации положения, принято решение о сохранении застройки города, но так, чтобы это не повлекло за собой повышенное увеличение нагрузки на улично-дорожную сеть. Стоит задача и реконструкции, реновации центра города, где наиболее ощутим еще не задействованный ресурс развития — ветхий фонд недвижимости.

Всесторонний анализ нынешних реалий вызвал к жизни решение мэра о координации всех разработанных ранее 15 государственных программ города Москвы до 2016 г. посредством одной глобальной программы, задающей общие принципы развития городской территории — Программой «Градостроительная политика». Данная задача была выполнена в 2011 г.

Кроме того, в рамках Комплекса градостроительной политики были разработаны две основополагающие программы городского развития на ближайшую перспективу — «Градостроительная политика» и «Жилище». К настоящему моменту они утверждены и размещены на сайте Комплекса и официальном портале правительства Москвы.

Следует отметить, что этот год для градостроительного комплекса Москвы был чрезвычайно сложным. Проектировщики и строители столкнулись с весьма непростой задачей: как скоординировать интересы населения, правительства и инвестиционно-строительного сообщества. После детального анализа ситуации была разработана и утверждена адресная инвестиционная программа на три года, сконцентрировавшая основные векторы социального и инфраструктурного строительства в столице.

 Расширение границ

Исходя из сложившейся ситуации, стало понятно, что даже при тех объемах запланированного строительства, которые есть сегодня, без дополнительных территорий дальнейшее развитие Москвы становится невозможным. Именно в силу этого фактора и было принято решение о расширении границ. Как отмечают в правительстве Москвы, к середине следующего года оно обретет конкретные формы планирования и специальных программ. Уже сейчас по этому направлению ведется очень большая работа. Ведь потенциал развития этой территории — порядка 100 млн кв. м, и практически все, что запланировано в Генеральном плане, будет реализовано, но уже на большей территории.

Все эти вопросы и потребовали актуализации существующего Генерального плана. На сегодняшний день ведется подготовка целостной концепции развития Московской агломерации с учетом присоединяемых территорий, что должно быть завершено к середине 2012 г.

С тем, чтобы все эти решения воплотить в жизнь, и была выстроена работа Градостроительно-земельной комиссии. Только на рабочей группе градостроительного комплекса за 2011 г. год было рассмотрено 1 430 вопросов, 855 из них вынесли на Градостроительно-земельную комиссию и по 789 уже получили ее решение. Кроме того, на рабочей группе экономического блока рассмотрено 686 контрактов, по 565 из них приняты решения. Как указывают эксперты, не все решения выгодны для инвесторов, однако все они, безусловно, продиктованы осознанной необходимостью и принимаются на Градостроительно-земельной комиссии коллегиально после тщательного анализа и всестороннего рассмотрения, прежде всего транспортной обес-
печенности, и многих других вопросов.

Транспорт

На протяжении всего 2011 г. велась серьезная предпроектная и проектная подготовка, в результате которой была завершена предпроектная работа по 19 вылетным магистралям. Как и было запланировано, по девяти из них будут проведены конкурсы. Огромная работа ведется Москомархитектурой и институтом НИиПИ Генплана по МКАД. Основное видение уже есть, и по ряду участков начаты проектные работы. Здесь зримо просматривается возвращение к долгосрочному планированию, к взвешенным просчетам, к работе на перспективу.

В полной мере это относится и к строительству метрополитена. Задачи сегодня поставлены непростые, но они выполнимы. Планируется и применение дополнительных, а не только московских ресурсов, — участие в строительстве компаний из других регионов России и стран СНГ.

Для решения всех этих задач правительством Москвы принято решение перейти на схему строительства через ГУП «Московский метрополитен», сохранив при этом все условия по конкурсам, которые необходимы по 94-ФЗ. Работа через ГУП позволит более быстро и более гибко принимать решения. Простой пример: на сегодняшний день спроектировали уже 11 линий метрополитена, 33 станции и 6 депо. Приступили к строительству 9-ти линий общей протяженностью 45,7 км из 75 запланированных, 20 новых станций и 2 электродепо. И такую активную работу провели буквально за 6–8 месяцев.

За пять лет планируется построить 75 км. И сейчас уже по ряду линий Москомархитектура приступила к разработке предпроектов. Все предпроектные решения будут приняты в течение 2012 г.

 Ломая административные барьеры

На пресс-конференции отмечалось, что для реализации намеченного необходимо проделать колоссальную работу по снижению административных барьеров на федеральном уровне, а это связано в первую очередь с изменением федерального законодательства. К решению данных вопросов сейчас активно подключился мэр Москвы Сергей Собянин. Несколько десятков законодательных инициатив находятся в стадии разработки. Одна из важнейших тем — принятие федерального закона об инвестиционных контрактах. Для города это инструмент для решения проблем исключительно с недобросовестными инвесторами. Он даст возможность сформировать для девелоперов и строителей дополнительный объем работ по реконструкции в ЦАО. Сомнительные контракты, где это возможно юридически, будут расторгнуты, а для реализации проектов, которые в рамках новой градостроительной политики интересны и городу, и бизнесу (жилье, гостиницы, паркинги) будут привлечены новые инвесторы и девелоперы.

При сегодняшней системе административные барьеры — это главный фактор, тормозящий реализацию всех начинаний. Хотя, как отмечают московские строители, за 2011 г. все же удалось утвердить новый регламент проведения экспертизы проектной документации — сократить сроки, отменить лишние документы и затраты. К тому же оптимизировали порядок подготовки выдачи ГПЗУ, подготовили регламент взаимодействия структур при утверждении проектной документации, схему компенсации озеленения при застройке территории и ряд решений по оптимизации процедур, связанных с работой Градостроительно-земельной комиссии. Мосгосэкпертиза и Мосгосстройнадзор в режиме тесного взаимодействия запустили систему оказания услуг в электронном виде.

В 2012 г. необходимо выполнить максимальный объем работы по Концепции развития Московской агломерации, Генеральному плану, отраслевым и территориальным схемам, а также проектам планировки территории.

Автор: Сергей Васильев
Дата: 21.02.2012
«Федеральный строительный рынок» № 98
Рубрика: Промышленное и гражданское строительство




«« назад