Публикации »

Работа центров тестирования ЕСА

Центры тестирования являются ключевым элементом Единой системы аттестации НОСТРОЙ в части формирования единого реестра сведений об аттестации. Они принимают на себя основную нагрузку по вводу информации в программу ЕСА, а также обеспечивают компьютерную оценку знаний претендентов на аттестацию.

Для работы в программном обеспечении Единой системы аттестации каждый центр тестирования должен определить, кто будет выполнять функции оператора (один или более работников). Оператор центра тестирования в обязательном порядке должен пройти обучение работе в программном обес-печении ЕСА. Обучение проводится Национальным объединением строителей в Москве (не реже 1 раза в месяц) бесплатно. Информация о датах размещается на сайте НОСТРОЙ в разделе «Объявления».

Ответственность центров тестирования

На центры тестирования возлагаются большие полномочия по организации работы в области аттестации. Им дается также возможность заработать прибыль, но при этом они обязаны неукоснительно соблюдать Положение о ЕСА. В первую очередь, они не должны допускать фиктивной оценки уровня знаний претендентов на аттестацию. В соответствии с пунктом 4.2 Положения центры тестирования ведут контроль над прохождением оценки уровня знаний претендента на аттестацию с тем, чтобы не допустить прохождение такой оценки одним лицом за другого, а также оказания в каком-либо виде помощи претенденту на аттестацию в выборе правильного ответа.

За нарушение этого требования центр тестирования подлежит наказанию в форме лишения аккредитации. Особо жестко будет пресекаться любая попытка организовать на системной основе торговлю аттестатами ЕСА, что возможно только в сговоре центра тестирования и саморегулируемой организации. В профессиональной среде строителей такой бизнес выявится быстро, и от системы ЕСА будут отлучены как центр тестирования, так и саморегулируемая организация.

Центр тестирования отвечает за достоверность и полноту вносимой его оператором информации. Были отмечены случаи, когда операторы центров тестирования вместо фотографий или документа о согласии на обработку персональных данных предоставляли рисунки. Контроль над этим осуществляется вручную и автоматически (программным обеспечением ЕСА). При выявлении неоднократности подобных фактов у центра тестирования отключаются функции по работе в программе ЕСА до устранения недостатков.

Были случаи, когда центры тестирования вместо направления своих операторов на обучение занимались самообучением, регистрируя в ЕСА несуществующих людей, фиктивно назначая им тесты. Это недопустимо и может повлечь аннулирование аккредитации.

Перспективы развития Единой системы аттестации

Нет сомнений, что Единая система аттестации должна и будет развиваться по всем направлениям:

  • рост количества аттестованных лиц (можно прогнозировать, что в реестре ЕСА в 2012 г. будет 50 тыс. специалистов, в 2016 г. — 500 тыс.);
  • охват городов России местами оценки знаний (можно прогнозировать, что в 2012 г. в ЕСА будет не менее 400 активно работающих центров тестирования, прежде всего во всех крупных городах);
  •  увеличение числа присоединившихся СРО (можно прогнозировать, что в 2012 г. вне ЕСА останутся только так называемые «коммерческие СРО» с большим числом членов, но мизерным количеством их работников, и еще ряд «маргинальных» СРО, исповедующих политику изоляции от любых общих проектов);
  • расширение видов аттестуемых специалистов (в ближайшие годы возможно внедрение ЕСА в отношении рабочих специальностей);
  • внедрение элементов должностной аттестации (для этого сначала должны быть разработаны современные единые требования к строительным должностям; такие требования могут появится в единых профессиональных стандартах).

Наконец, в программно-техническом плане программа ЕСА также будет непрерывно развиваться, увеличивая удобство пользования. Техническая часть будет меняться в направлении повышения надежности работы и увеличения быстродействия.

Развитие ЕСА окажет существенную поддержку развитию системы технического регулирования в строительстве. Во-первых, учеными при разработке тестов для компьютерной оценки знаний выявляются пробелы и недостатки в документах техрегулирования, что затем используется при их актуализации. Во-вторых, система контроля качества тестов, функционирующая в ЕСА, помогает выявить устаревшие строительные нормы. В-третьих, Единая система аттестации является эффективным механизмом распространения знаний о новациях в техническом регулировании. Вслед за актуализацией документов техрегулирования следует актуализация тестов, поскольку процесс такой актуализации является непрерывным.

Внедрение ЕСА в учебный процесс позволит сократить существующий сегодня разрыв между знаниями, дающимися в учебных заведениях, и знаниями, которые требуются в практической деятельности.

Единый реестр аттестованных специалистов строительного комплекса России позволит делать достоверные аналитические исследования, которые помогут точно оценивать кадровый потенциал отрасли как в целом, так и по отдельным регионам. Наличие таких данных поможет более грамотно планировать государственные управленческие решения, например, прогнозировать потребности в выпускниках тех или иных строительных специальностей.

Наконец, ЕСА должна стать важным, а возможно, и важнейшим элементом обес-печения безопасности в строительстве. По мере развития Единой системы аттестации не исключено внедрение в стандарты саморегулируемых организаций (а может, и в законодательство) требования об аттестации не только минимального состава специалистов, заявляемых для получения допуска к строительным работам, а всех специалистов, участвующих в выполнении соответствующих работ на строительных площадках. Это приведет к тому, что опасные работы станут выполнять только компетентные специалисты, знающие все требования в области безопасности строительства.

Автор: По материалам Управления информационного обеспечения НОСТРОЙ
Дата: 20.02.2012
«Федеральный строительный рынок» № 98
Рубрика: Отраслевая реформа




«« назад