Публикации »

Единая система аттестации НОСТРОЙ: итоги внедрения и прогнозы

1 ноября 2011 г. разработанная Национальным объединением строителей Единая система аттестации (ЕСА) была переведена из режима внедрения в режим промышленной эксплуатации.

Cистема создана по решению II Всероссийского съезда СРО («Приоритетные направления», раздел II, п. 2.2) в соответствии с требованиями п. 12.5 статьи 55.5 Градостроительного кодекса и п. 1.6 статьи 6 Закона о саморегулируемых организациях от 01.12.07 № 315-ФЗ) и прошла регистрацию в Росстандарте в феврале 2011 г. (свидетельство № РОССRU.К747.04ПСВ0).

Основные области сертификации, которые охватывает система: работы и услуги в строительстве, строительные материалы и изделия (продукция в строительстве), системы менеджмента в области строительства, электротехническая продукция, машины и механизмы, применяемые в строительстве.

Особое место в системе отведено новым направлениям:

  •   сертификация в сфере «зеленого строительства» (рейтинговая оценка параметров экоустойчивости среды обитания);
  •   сертификация по параметрам энергоэффективности строительных материалов и строительных объектов;
  •   сертификация по параметрам «наилучших доступных технологий» предприятий строительной индустрии.

Основные цели системы:

  •   подтверждение заявленных показателей качества работ, услуг, продукции, строительных объектов, промышленных производств и проектной документации;
  •   содействие потребителю в компетентном выборе производителей работ, услуг, продукции, объектов производств и проектной документации;
  •   содействие производителю в реализации конкурентоспособных работ, услуг, продукции на внутреннем и внешнем рынках;
  •   защита потребителя и окружающей среды от недоброкачественной, потенциально опасной и вредной продукции.

Введение системы позволяет:

  •   повысить достоверность и объективность результатов подтверждения соответствия;
  •   обеспечить унификацию подходов и процедур сертификации, единство правил и требований при получении добровольных сертификатов соответствия членами СРО Национального объединения строителей;
  •   снизить издержки членов СРО Национального объединения строителей по получению добровольных сертификатов соответствия;
  •   информировать потребителя о качестве и безопасности строительной продукции, строительных объектов, процессов строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  •   повысить уровень качества, конкурентоспособности и безопасности строительной продукции, работ и услуг на внутреннем и внешнем рынках;
  •   решать вопросы энергосбережения и охраны окружающей среды на стадиях строительства, эксплуатации и утилизации зданий и сооружений;
  •   создать единый информационный ресурс, позволяющий судить об уровне качества выполняемых работ и услуг, производимой продукции, строительных объектов;
  •   обеспечить условия признания сертификатов на внешнем рынке, содействовать международной торговле строительной продукцией и продвижению строительных компаний на зарубежный рынок.

Структурными единицами системы являются: наблюдательный совет и центральный орган системы, научно-методические и учебные центры, комиссии по апелляциям, по допуску в систему и по аттестации экспертов, органы по сертификации, экспертные органы, испытательные лаборатории и центры.

Центральным органом системы является Национальное объединение строителей, которое выполняет свои функции на некоммерческой основе. Роль исполнительного органа системы поручено выполнять нескольким научно-методическим центрам, в качестве которых будут выступать уполномоченные ее центральным органом сторонние организации. Допуск органов по сертификации, испытательных лабораторий, экспертных органов и экспертов на право проведения сертификации, исследований и экспертных оценок в рамках системы будет осуществляться на основании специально разработанных критериев и правил по решению комиссии по допуску.

Система является открытой для участия в ней других отечественных и зарубежных организаций, признающих и выполняющих ее правила.

Разработаны общие правила функционирования системы; положения о знаке и об органах системы, правила сертификации по отдельным областям оценки соответствия, правила допуска в систему участников (органов по сертификации, лабораторий и экспертов), отражающих общую политику владельца системы, которая нацелена на обеспечение рынка добровольной строительной сертификации новыми качественными продуктами. Всего — более 30 документов. Все они утверждены распоряжениями центрального органа системы. Значительная часть этих документов размещена в свободном доступе на сайте Национального объединения строителей.

Система имеет собственный знак соответствия, а также оригинальные формы сертификата соответствия и свидетельств о допуске, выдача и сопровождение которых определяется специальными правилами системы.

Для реализации поставленных задач в первую очередь планируется сформировать и развить сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий (инфраструктура сертификации).

В этой связи 14 октября 2011 г. было объявлено о старте кампании по приему заявок на допуск в систему от профессиональных участников рынка сертификации — органов, лабораторий и экспертов, обладающих соответствующим опытом работы в строительной сфере.

В настоящее время идет рассмотрение поступающих заявок на допуск к выполнению работ в системе по следующим областям сертификации:

  •   работы и услуги в строительстве;
  •   строительные материалы и изделия (продукция в строительстве);
  •   системы менеджмента в области строительства;
  •   электротехническая продукция, машины и механизмы, применяемые в строительстве.

Позднее планируется объявить о допуске в систему по другим областям сертификации в рамках утвержденного плана развития. Безусловно, центральный орган системы заинтересован в участниках, которые положительно зарекомендовали себя на рынке сертификационных услуг и чей опыт подтверждается наличием соответствующих аккредитаций в отечественных и международных системах. Поэтому к участию в системе приглашаются прежде всего профессионалы, имеющие аккредитацию ГОСТ Р, Росстройсертификации, Мосстройсертификации, Газпромсерта и других аналогичных систем, зарекомендовавших себя как авторитетные в данном сегменте сертификационных услуг.

Одним из ключевых аспектов качества функционирования системы является ее политика в области использования нормативной базы сравнения. В частности, особое внимание уделено разработке стандартов НОСТРОЙ в рамках Программы стандартизации Национального объединения строителей на 2010–2012 гг., которые должны стать базовыми для сертификации по разным видам работ в строительстве. Отдельным направление является создание серии стандартов НОСТРОЙ в сфере «зеленого строительства». Первый базовый стандарт этой серии, сформировавший практически новую отечественную рейтинговую систему определения класса экоустойчивого строительства, утвержден советом Национального объединения строителей 14 октября 2011 г. Кроме этого, доказательную основу базы сравнения будет составлять актуализированные строительные нормы и правила, а также национальные и международные стандарты ISO, евронормы и евростандарты ЕС.

Особое внимание центральный орган системы планирует уделить таким аспектам, как:

  •   ценовая политика органов по сертификации при заключении договоров со строительными организациями;
  •   преимущества для СРО и организаций, входящих в СРО при использовании сертификатов СДОС НОСТРОЙ в качестве доказательной базы при проведении инспекционного контроля;
  •   преференции для строительных организаций, сертифицированных в СДОС НОСТРОЙ, при заключении договоров страхования со страховыми организациями;
  •   признание сертификатов участниками рынка и потребителями строительной продукции в качестве обоснованного документа третьей стороны, гарантирующего соответствие декларируемым требованиям.

По всем вопросам относительно функционирования системы обращайтесь в департамент технического регулирования Национального объединения строителей.

Автор: Яна Гулина
Дата: 16.02.2012
«Федеральный строительный рынок» № 98
Рубрика: Отраслевая реформа




«« назад