Публикации »

Новации: химический лизинг — глобальная программа ЮНИДО

Вот уже на протяжении почти 160 лет с начала промышленной революции человек ведет войну с природой на уничтожение. Понимание того, что hоmo sapiens в этой войне победителем не выйдет, пришло совсем недавно. Но как защитить окружающую среду, когда человеческое сознание уже полностью нацелено на безудержное потребление? Над этими вопросами задумались в ООН, и в 1992 г. в Рио-де-Жанейро провели международный саммит по устойчивому развитию. В одном из специализированных агентств организации — ЮНИДО — была разработана Глобальная программа по химическому лизингу. Цель программы — защита окружающей среды от негативной химнагрузки путем изменения отношения к производству и потреблению химических веществ. Рассказать этом подробнее мы попросили А. А. Старцева, генерального директора Северо-Западного международного центра чистых производств ЮНИДО (Санкт-Петербург), помощника зампредседателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

— Александр Александрович, можно подробнее, что же такое химический лизинг?

— Химический лизинг — это один из инструментов чистого производства, сервисно-ориентированная модель организации бизнеса, а проще — услуга на рынке потребления широкого спектра химических веществ: красок, масел, растворителей, различных реагентов… Ее суть — непрерывная оптимизация использования химических веществ, сквозной контроль за их полным жизненным циклом и оценка конечного результата в натуральной величине. Если раньше производители и поставщики реагентов видели свою задачу в том, чтобы наполнить своей продукцией склад потребителя, то теперь они двинулись вглубь производства, в технологический процесс — туда, где, собственно, химическое вещество и применяется. Потребителю предлагают забыть о бочках, мешках и контейнерах на складе химикатов, а также о возникающих вследствие их применения ядовитых отходах. Заботу обо всем этом готова взять на себя сервисная компания, куда входят производители химиката, прекрасно знающие особенности своего товара. Потребитель же может сосредоточиться на выпуске качественного конечного продукта, доверяя часть вспомогательных технологических операций партнерам. Теперь производитель уже думает не о том, как продать больше реагентов, а о том, как эффективнее их использовать, поскольку оплата работы зависит от качества и объема услуги в натуральном выражении (площадь прокрашенной или обезжиренной поверхности, длина очищенных труб, количество кубометров чистой воды и т. д.), включая удаление отходов. Конечная цель химического лизинга — это стимулирование инновационных процессов на производстве и снижение химической нагрузки на окружающую среду.

— Какова в этом роль вашего центра?

— Роль нашего центра — координирующая и, конечно, творческая: надо найти предприятия, которые близки к восприятию наших идей или уже используют систему подобных услуг. Затем мы знакомим их с типовой бизнес-моделью химического лизинга и начинаем адаптировать ее к условиям реального производства, вместе ищем пути снижения издержек и повышения качества.

— Можно ли привести конкретный пример?

— Классический пример — сборочное производство: скажем, завод по сборке автомобилей. На таком заводе всегда имеется цех или участок расконсервации. На завод поступают детали, комплектующие изделия, которые обычно покрыты защитным слоем смазки. Перед тем как использовать деталь, ее нужно очистить, обезжирить. Для этого применяются соответствующие технологии, вспомогательное оборудование и химикаты — обезжириватели, растворители. Как правило, это высокотоксичные вещества, чрезвычайно опасные для окружающей среды. Например, 1 л перхлорэтилена достаточно, чтобы сделать непригодными ни для какого использования 10 тыс. т воды. Персонал на участке расконсервации не знаком со специфическими особенностями растворителей так глубоко, как, например, разработчики данного продукта, и поэтому используют реагент не очень оптимально — по объему расходования, концентрации, времени, рабочей температуре и т. д. Возникает вопрос: почему бы не пригласить в команду производителей реагентов, которые знают о свойствах своего продукта буквально все. В результате такой кооперации получится целый ряд преимуществ и выгод. Во-первых, более качественный результат. Во-вторых, сокращается количество реагентов (разработчики знают, как их расходовать более экономно). В-третьих, склад химикатов освобождается от опасного продукта, а значит — меньше расходов и рисков возникновения нештатных ситуаций. В-четвертых, руководству завода не надо обучать специалистов. В-пятых, снимается проблема по поводу образующихся отходов. В-шестых, можно планировать модернизацию устаревшего оборудования. В-седьмых, создаются более безопасные условия труда для персонала.

— Но это же похоже на обычный аутсорсинг — передачу на определенных условиях части своей работы сторонней организации…

— Действительно, мы уже говорим о новом элементе кооперации — об услугах. Главная отличительная черта химического лизинга — это принципиально новый подход к оценке конечного результата, а именно — качественный натуральный показатель. Если раньше платили за укомплектование склада химической продукцией, то теперь платят за квадратный метр качественно очищенной поверхности комплектующих и тонну качественно обезжиренных деталей. Таким образом, у производителя реагентов меняется мотивация: не производить как можно больше растворителя, чтобы думать потом, как продать, а предлагать услугу там, где непосредственно используется их реагент. Здесь возникают стимул и предпосылки для внедрения инноваций, оптимизации процессов, сокращения издержек и, естественно, сокращения химической нагрузки на окружающую среду.

— То есть, экология в химическом лизинге идет, образно говоря, не паровозом, а вторым или третьим вагоном?

— Да, минимизация негативного воздействия на окружающую среду происходит как само собой разумеющееся следствие в рамках общего технологического процесса. Предприятия экономят деньги и одновременно делают пространство вокруг себя чище.

— Вот только производители реагентов, похоже, остаются внакладе: из-за того, что автомобилестроители экономят, они вынуждены сокращать объемы производства?

— На самом деле они тоже выигрывают. Они получают возможность участия в технологическом процессе, опережая своих конкурентов. Не напрямую, а через создание сервисной фирмы. Выгода производителя химикатов в том, что при наличии фиксированной стоимости квадратных метров или тонн, которые надо очистить, он начинает задумываться о снижении собственных издержек. Производитель нацелен на то, чтобы количество и качество его продукции соответствовало интересам рационального потребления, сокращению количества опасных отходов. Химический лизинг, конечно, не идеальная бизнес-модель, но все же устраняет безудержную конкурентную борьбу производителей за склады заказчиков. Одновременно он является стимулом для перестройки, поиска своей ниши, совершенствования своей продукции. Все это уже экономически просчитано, к тому же развитию химического лизинга способствует и законодательная база.

— А в России?

— Конечно, у нас все сложнее. Законодательно закрепленных стимулов пока нет. Надеемся на прогрессивных, думающих, заглядывающих за горизонт руководителей предприятий. Нередко мы наблюдаем другую психологию: «бизнес — как обычно, прибыль — любой ценной», «после нас — хоть потоп».
В Петербурге нам, прямо скажем, повезло. Практически с момента образования нашего Центра в 2000 г. мы сотрудничаем с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». И руководство предприятия всегда проявляло интерес к нашим инициативам. После ряда лет подготовительной работы летом 2007 г. мы подписали рамочное соглашение по химическому лизингу, который теперь стал глобальной программой ЮНИДО.
В 2010 г. «Водоканал СПб» был удостоен Глобальной премии по химическому лизингу, учрежденной ЮНИДО и правительством Австрии. Сейчас наш Центр готовит условия для участия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в очередном этапе конкурса на Глобальную премию, который должен состояться в конце 2011 г.

А вообще, даже в Петербурге практически не ведется учет количества ввозимых химических веществ. Достоверной информации об этом нет даже в государственных контролирующих органах. Некоторое время тому назад совместно со специалистами института токсикологии, МГП «Токси», мы апробировали новую систему информационного мониторинга, которая помогла создать определенные представления о масштабе проблемы. Выяснилось, что ежегодно в Северную столицу завозится и поступает в промышленный оборот (то есть речь идет не о транзитных грузах) приблизительно 14 млн тонн потенциально опасных химических веществ различных наименований (их около 2 тыс.). По статистике, от 1% до 10% завозимой химии «теряется»: по разным причинам попадает в окружающую среду. Если даже считать по минимуму (1%), то получается, что в городе каждый год «оседает» в воде около 140 тыс. т (или 100 железнодорожных составов, каждый примерно по 25 вагонов) ядовитых веществ. А это серьезный химический удар по водным объектам.

— Эти выводы вылились во что-то конкретное?

— Да, сейчас мы совместно работаем в двух направлениях. Во-первых, по нормативно-правовому урегулированию с профильным комитетом правительства Санкт-Петербурга и Высшим экологическим советом Государственной Думы в рамках подготовки долгосрочной целевой программы «Обеспечение химической, радиационной и биологической безопасности населения Санкт-Петербурга на 2011–2015 гг.». Во-вторых, технологически — прилагаем усилия к тому, чтобы современные чистые и так называемые зеленые технологии, об актуальности которых говорил председатель Правительства РФ В. В. Путин 30 марта на совещании «О комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России», становились достоянием наших промышленных предприятий. В частности, продвигаем к использованию безреагентные локальные очистные сооружения, основанные на инновационном гидроволновом методе. Решаем совместно со специалистами ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», как обес-
печить лучшее применение модели химического лизинга на доочистке сточных вод от органических соединений фосфора и азота, других химических веществ и взвешенных частиц, чтобы они не попадали в Финский залив. Сейчас, чтобы снизить их количество, в «Водоканале» используются различные реагенты и сложный технологический процесс. Считаем, что с помощью новых подходов затраты этого процесса могут быть оптимизированы. В настоящее время наша задача — предложить «Водоканалу» оптимальный вариант доочистки сточных вод.

— И что это будет за вариант?

— Это очень компактные системы, локальные очистные сооружения, которые можно будет по-разному комбинировать. Работой с ними займется сервисная компания, которую выберет само предприятие-заказчик. Натуральным показателем станут кубометры очищенной высококачественной воды. А экономическая выгода может заключаться в сокращении расходов на обслуживание, электроэнергию, удаление отходов. Существующий сейчас процесс очистки довольно энергоемкий и трудоемкий. Также «Водоканал» может сэкономить, отказавшись от использования химических реагентов. Значит, потреблять их станут меньше. Вот, кстати, еще один пример положительного влияния химического лизинга на окружающую среду. В дальнейшем этот, полагаем, полезный опыт может быть распространен в других водоканалах страны, а также на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.

— Каковы вообще перспективы химического лизинга — и в мире, и в нашей стране?

— В мире процесс подключения к программе ЮНИДО по химическому лизингу идет довольно активно. Недавно несколько новых стран, в том числе Бразилия, Индия, Македония, выразили желание принять в ней участие.
Если говорить о перспективах… На самом деле, представляется, наверное, престижным участвовать под флагом ООН в прогрессивном международном проекте по промышленному развитию. Сегодня такое время, которое заставляет бизнес изменяться. Имиджевые дивиденды, плюс возможность дополнительного PR через проект ООН — это весьма привлекательные элементы.
Современные технологии становятся все сложнее и сложнее. Своими силами предприятиям со всеми инновациями и более строгими природоохранными требованиями не управиться. Надо делегировать часть полномочий специалистам. Поэтому химический лизинг постепенно будет завоевывать мировое пространство.

В России это происходит тяжелее.

У нас даже нет эффективного химического законодательства, практически не ведется контроль над оборотом химии. Для начала было бы перспективным создать региональный координирующий орган по химическому лизингу — из представителей органов власти, контролирующих химическую обстановку структур, общественно-политических организаций. Включить мероприятия химического лизинга в долгосрочную целевую программу «Обеспечение химической, радиационной и биологической безопасности населения Санкт-Петербурга».

С учетом нашего местоположения на Балтике инициировать отдельный международный проект ЮНИДО по химическому лизингу, привлечь к участию в нем страны приграничного сотрудничества. Определить источники, по крайней мере, внебюджетного финансирования, чтобы продемонстрировать на ряде действующих примеров эффект снижения химической нагрузки. Всё это было бы по-государственному и конкретным делом по итогам недавно состоявшегося в Правительстве РФ совещания «О комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России».

Автор: по материалам редакции
Дата: 21.12.2011
«Федеральный строительный рынок» № 97
Рубрика: Экология




«« назад