Публикации »

Больше трети лифтов в ЖКХ подлежат модернизации или замене

28 октября Министерство регионального развития РФ совместно с Национальным союзом лифтовых саморегулируемых организаций провело II Всероссийское совещание «Перспективы развития лифтового комплекса Российской Федерации в современных условиях». Председательствовал замглавы Минрегиона Анатолий Попов. В мероприятии приняли участие около 200 предпринимателей, представители Федерального Собрания, субъектов РФ, Торгово-промышленной палаты России, объединений лифтовых предприятий и организаций.

В настоящее время, по оценкам Минрегиона и Ростехнадзора России, на территории Российской Федерации эксплуатируется порядка 490 тыс. лифтов, из них почти 90% — пассажирские, ежедневно обеспечивающие перевозку населения в многоквартирных домах и административных зданиях. Непосредственно в жилищном фонде РФ эксплуатируется около 430 тыс. лифтов, из них более 35% выработали свой ресурс и не соответствуют требованиям безопасности, ресурсосбережения и пожарозащищенности, не обеспечивают доступности для инвалидов и маломобильных групп граждан, нуждаются в полной модернизации или замене.

14 октября 2010 г. вступил в силу технический регламент о безопасности лифтов, который фактически требует в течение 5 лет (2011–2015 гг.) заменить и модернизировать более 150 тыс. лифтов в жилых многоквартирных домах либо вывести их из эксплуатации. При этом важно сохранить регулирующие и контрольные функции государства за производством, монтажом и эксплуатацией лифтов в жилищном фонде.

В соответствии с рекомендациями I Всероссийского совещания лифтовиков, которое состоялось в Минрегионе 14 октября 2010 г., в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях прошли мероприятия по инвентаризации эксплуатируемых в многоквартирных домах лифтов. Основной целью мероприятий стало выявление лифтов, отработавших нормативный срок службы и требующих замены или модернизации.

Как сообщил Анатолий Попов, в период с 1-го по 3-й квартал 2011 г. смонтировано 18 777 лифтов, соответствующих требованиям нового технического регламента. Около 96% из них — пассажирские. К сожалению, в рамках программ капитального ремонта, в том числе с участием средств Фонда ЖКХ, заменено всего лишь около 1тыс. лифтов. Доля отечественных лифтов составляет около 71%, что показывает конкурентоспособность отечественных лифтостроительных заводов. Основным экспортером лифтового оборудования в Россию является Республика Беларусь, доля продукции которой составляет около 14%.

Кроме того, началась разработка адресных региональных программ по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы. Четыре субъекта РФ разработали и направили в Минрегион России соответствующие адресные региональные программы (РАП) на период 2011–2015 гг.: Астраханская область (895 лифтов), Волгоградская область (2 154 лифта), Республика Бурятия (63 лифта), Удмуртская Республика (1 641 лифт).

В 14-ти субъектах реализуются собственные, ранее разработанные, программы: Республика Карелия, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Пермский край, Приморский край, Калининградская область, Магаданская область, Москва, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Ростовская область, Томская область, Ханты-Мансийский автономный округ Югра.

Имеются сведения о работе в данном направлении в Башкортостане, Чувашии, Северной Осетии (Алания), в Алтайском, Краснодарском и Красноярском краях, Брянской, Вологодской, Калужской, Курганской, Курской, Новосибирской, Саратовской, Свердловской, Смоленской и Тульской областях. Однако программы этих регионов в Минрегион представлены не были. В 9-ти субъектах нет необходимости в разработке и принятии РАП в связи с отсутствием неисправных лифтов или их незначительным количеством: Еврейская автономная область, Забайкальский и Камчатский края, Республики Адыгея, Алтай, Ингушетия, Чечня, Ненецкий и Чукотский автономные округа.

Всего региональные адресные программы не представлены 49-ю субъектами РФ, из них 26 разрабатывают и предоставят их позднее, а 14 не представили РАП без объяснения причин.

Как отметил Анатолий Попов, из регионов, не представивших программы, наиболее тяжелая ситуация с состоянием лифтов, отработавших нормативный срок службы в жилищном фонде, складывается во Владимирской (1 080 лифтов), Иркутской (1 243 лифта), Кемеровской (2 683 лифта), Липецкой (1 074 лифта), Омской (1 560 лифтов), Тульской (1 155 лифтов), Челябинской (4 304 лифта), Ярославской (1 238 лифтов) и Пензенской областях (1 365 лифтов), а также в Санкт-Петербурге (11 940 лифтов).

Из поступивших официальных обращений от 65 региональных администраций следует, что более чем для 90% субъектов Федерации выполнение требуемых объемов работ по модернизации и замене лифтов только за счет средств региональных и местных бюджетов, а также собственников жилья и частных инвестиций — без поддержки федерального бюджета — практически невозможно.

Учитывая, что замена и модернизация лифтов связана со значительными финансовыми затратами, а вопрос безопасного функционирования лифтов имеет серьезную социальную значимость, Минрегион, Минфин, Минпромторг, Минэкономразвития, Ростехнадзор России и Фонд ЖКХ выработали и направили в III квартале 2011 г. в Правительство РФ согласованную позицию о необходимости приоритетного направления части средств изФонда ЖКХ, предназначенных для реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов, на ремонт признанного непригодным для эксплуатации лифтового оборудования или его замену новым лифтовым оборудованием отечественного производства.

Автор: по материалам редакции
Дата: 21.12.2011
«Федеральный строительный рынок» № 97
Рубрика: Жилищно-коммунальное хозяйство




«« назад