Публикации »

Практическое энергосбережение: сломать стереотипы, изменить идеологию

Приоритетом конкурса «Инновации в строительстве-2011», проводимого Комитетом по строительству правительства Санкт-Петербурга совместно с оргкомитетом выставки «Балтийская Строительная Неделя», стала энерго- и ресурсосберегающая продукция. Одним из победителей было названо ООО «Теплоэнерго Северо-Запад», представившее разработку «Жидкое керамическое теплоизолирующее покрытие MASCOAT» (отмечено также специальным призом журнала «Федеральный строительный рынок»). Но легко ли внедряется инновация? Наши собеседники по теме — генеральный директор ООО «Теплоэнерго Северо-Запад» Олег Габриелян и президент НП «Северо-Западная Энерго-Система» Антон Тубин.

— Какова предыстория вашей энергосберегающей разработки?

О. П. Габриелян:
— ООО «Теплоэнерго Северо-Запад» — вообще-то молодая компания, но материал Mascoat был завезен в Россию еще в 1997 г. Группа энтузиастов проводила с ним различные эксперименты. В кризис 1998 года компания, которая изначально этим занималась, была вынуждена приостановить разработки. Однако суть остается в том, что привезли один материал, а потом из него стали появляться российские производные. Сегодня в мире существует как минимум десять производителей подобных энергосберегающих материалов. Мы очень старательно изучили этот рынок и сделали выбор в пользу именно Mascoat. У данного производителя, на наш взгляд, наиболее убедительная история, технически просчитанная политика и подтвержденные прозрачной практикой сферы применения.

А. В. Тубин:
— Необходимость внедрения подобных энергосберегающих разработок обусловлена хронически вопиющими проблемами, прежде всего, в нашем ЖКХ. Из года в год говорится об одном и том же, и все мы видим, что привычными технологиями эти проблемы не решить. Однако есть много новых технологий, которые позволят, если не на 100%, то, в любом случае, в разы предотвратить и снизить энергопотери. Одной из таких технологий мы, собственно говоря, и занимаемся. Сегодня очень много говорится об инновациях, внедрении новых технологий и создании соответствующих технопарков. С другой стороны, кто мешает крупным производственным структурам давать ход каким-то новым технологиям на небольших экспериментальных участках или провести тестирование инноваций в собственном мини-технопарке. Одно другому не мешает. На сегодня же единственная тестированная группа энергосберегающих материалов, которую в Санкт-Петербурге можно уже на протяжении пяти лет посмотреть в деле, — это именно наша разработка на основе Mascoat. Речь прежде всего о Приморской котельной ГУП «ТЭК СПб» (ул. Оптиков, 6). Однако разработаны различные варианты применения материала также и для стен зданий, и для кровель, и т. п.

О. П. Габриелян:
— Что касается ГУП «ТЭК СПб», то предприятие рассматривает материал и на более широкую перспективу. Так, предприятие вышло с бюджетным проектом реконструкции всей зоны Малой Охты и было награждено в номинации «Энергоэффективный проект». Наш материал уже прописан в проектной документации, прошедшей все согласования. В этом году ГУП «ТЭК СПб» стало победителем конкурса в рамках Клуба энергоэффективности под эгидой «Делового Петербурга».

— Каким образом эта разработка может быть востребована в жилищном строительстве?

О. П. Габриелян:
— На сегодняшний день мы рассматриваем серийное применение материала в современном монолитном домостроении. Суть в том, что при существующей утвержденной технологии строители в бетонную плиту закладывают так называемые термовкладыши, которые якобы предотвращают промерзание. На самом деле они не закрывают всей проблемной поверхности — мосты холода все равно остаются и, соответственно, происходит промерзание. Это известная проблема. На самом деле надо просто закрыть плиту перекрытия снаружи, таким образом создав тепловой барьер, который предотвратит выход тепла через бетон.

А. В. Тубин:
— Соответственно, квартира не будет промерзать, не придется тратить много тепла на обогрев, а также не будет разрушаться кирпичный фасад, который стоит на этой бетонной плите перекрытия.

О. П. Габриелян:
— В прошлом году специально созданный Центр строительной экспертизы исследовал порядка 30 домов с разрушением фасадов. Установлено, что основные места коррозии находятся как раз в примыканиях кирпичной кладки к плите перекрытия. Ростехнадзор в Санкт-Петербурге уже запретил проектировать такие дома. Но если, скажем, проект согласовали три года назад, деньги нашли через пять лет, и через восемь лет здание будет введено в эксплуатацию? Вот и получается, что практически каждая компания строит дом такого типа, и делается это по проекту, от которого отступать нельзя. Сами же строители признают, что термовкладыши не дают требуемого результата, но...
И ситуация очень проста: гарантийный строк жилищного строительства составляет пять лет с момента сдачи дома. Допустим, средняя задержка заселения квартир — два года. Дальше человек занимается отделкой или ремонтом — это еще год-полтора. Потом он въезжает в дом, например, летом, а промерзание происходит, естественно, зимой. Еще год-полтора уйдет на знакомство с соседями, и люди начинают обсуждать между собой эту проблему и решают: давайте следующей зимой посмотрим... И только на пятый год они идут в управляющую компанию, начинают возмущаться, возможно, переизбирается председатель и т. д.
Но уже под конец гарантийного срока! Если это произошло через три года, то новое ТСЖ еще может что-то конкретное предъявить строительной компании, а если больше — извините, официально срок гарантии строителей уже закончился...
Вообще-то уже есть опыт применения нашей технологии на тех же самых плитах перекрытия. Например, в элитном жилом комплексе «Фаворит», что на Крестовском острове. Там существуют три очереди строительства, на двух из них применен наш материал и, как успело показать время, проблемы промерзания там нет.

— Но это, опять же, элитное жилье. А в так называемом доступном сегменте — как скоро это может найти применение?

О. П. Габриелян:
— Прежде всего подчеркну, что, если закладывать данную технологию на стадии проектирования, в конечном счете потребителю это обойдется в копейки, на стоимости квадратного метра существенно не отразится и в эконом-классе.
А насчет перспектив по жилищному фонду — давайте вспомним, что, когда в прошлом году губернатор Матвиенко с вице-губернатором Сергеевым объезжали город и осматривали так называемые дома-корабли, возникла идея привести их в надлежащий вид. Вот еще одно перспективное направление — реконструкция старого жилого фонда. Многие специалисты-энергетики просто негодуют, какие огромные потери у нас несет жилищный фонд. Эти самые дома-корабли — там даже об устаревших СНиПах речи идти не может: если говорить об энергосбережении, следует просто довести ныне существующее жилье, старое или новое, хотя бы до требований СНиП, и это уже будет колоссальное сокращение теплопотерь. Однако у нас, в свою очередь, существует разработанная программа применения материала на серийном жилищном фонде 70-х годов, когда энергосбережением, видимо, вообще не были озабочены.

А. В. Тубин:
— Мы предлагаем именно этим материалом покрывать стены тех же домов-кораблей. Здание получается закрытым бесшовной мембраной, которую, в том числе, можно сверху колеровать, придавая ей различные оттенки, улучшающие внешний вид, и создавать современный дизайн фасада.

— В чем же проблема?

О. П. Габриелян:
— Снова и снова сталкиваемся с тем, что сегодня для многих главное — сиюминутная выгода. Мы говорим: «Вы сейчас примените этот материал и десять лет — производитель дает такую гарантию — не будете вспоминать о данной проблеме». Показываем первоначальную смету на тот же самый стандартный девятиэтажный «корабль». Нам говорят: «Да вы что, такие деньги! У нас директива: вот столько и не больше…». А просчитайте, что у будет дальше, если вы будете утеплять дом ныне существующими методами: сколько весит квадратный метр вашего утепления, какая нагрузка ляжет на фундамент по всей квадратуре дома (т. е. и фундамент нужно укреплять)?
Вопрос очень часто стоит в такой плоскости — что «мне нужно сейчас и чтобы недорого?». Но мы почему-то не ходим к зубным врачам, которые выполняют свою работу недорого. Мы хотим, чтобы нам сделали хорошо и надолго, т. е. качественно. А в подходе к вопросам государственного хозяйствования требуем дешево и хорошо. Но так не бывает, одно или другое — третьего не дано.

А. В. Тубин:
— Повторюсь, очень много говорится об энергосбережении, энергоэффективности, но, может быть, уже достаточно только говорить, а надо, наконец, посмотреть, что действительно делается в городе в этом направлении. Эта технология существует в России фактически с 1997 г. Однако, если принято закладывать в проект, по старинке, минеральную вату, то ее и продолжают закладывать, потому что так, ко всему прочему, проще согласовать.

— А были ли предприняты шаги к тому, чтобы закладывать передовую технологию на стадии проектирования жилья? И кому вообще сегодня теоретически больше всего интересны инновации для жилого фонда?

О. П. Габриелян:
— Когда была разработана программа по домам-кораблям, мы представили материал компании ДСК «Блок» — крупному и устойчивому игроку рынка. Там люди, понимая, что надо искать новые пути, предложили подготовить технико-экономическое обоснование и теоретически готовы предоставить опытный дом.

А. В. Тубин:
— Кстати, поиск новых решений обусловлен и тем, что в Петербурге проблема не только с холодными фасадами, но и с грунтами. Если мы на стандартную плиту еще навешиваем и вату, и штукатурку, то вес практически увеличивается еще в полтора раза. Нагрузка на фундамент настолько большая, что дом начинает со временем «плыть». Наш материал позволяет облегчить конструкцию и снизить расходы на бетон, можно даже увеличить квадратуру, полезную площадь помещения.

О. П. Габриелян:
— Если к плите в 150 мм прибавляют еще столько же, то мы предлагаем добавлять... всего 2 мм. Есть и другие технологические плюсы. Опять-таки, реконструкция старого фонда, старинные фасады… Или кровли — наледь образуется, грубо говоря, когда дом снизу греет чердаки. Наша задача — сломать стереотипы. Существует так называемая бюджетная статья «Плановый ремонт и реконструкция». Когда говоришь, что не нужно будет это делать как минимум десять лет, отвечают: «А жить-то я на что буду? На десять лет останемся без работы. Нет, мне бюджет осваивать надо...». Как говорится, без комментариев. Здесь важно достучаться именно до собственника. В любом вопросе всегда решает не тот человек, который исполняет, а тот, который финансирует.

А. В. Тубин:
— По сути, инновация интересна прежде всего инвестору, когда он выбирает решение по какому-либо проекту. Он должен видеть, что в течение такого-то срока получит определенную экономию, возврат денег.
Но поскольку сам по себе инвестор не контролирует, заложили ли нанятые им проектировщики оптимальную технологию (а заложат, скорее всего, старую, потому что ее проще согласовать), то получается, что он должен иметь под рукой какую-то независимую экспертную организацию, чтобы «отселектировать» свой инвестпроект и в будущем минимизировать свои расходы на содержание объекта. А у нас до инвесторов не достучаться — это тоже стереотип.
Резюме: существует определенная технология, которая, по сути, прежде всего интересна инвестору — человеку, который хочет планировать свои долгосрочные расходы на содержание зданий. Также эта технология позволяет минимизировать при строительстве расходы на стройматериалы — конструкции, бетон и т. д., снизить нагрузку на фундамент, существенно улучшить теплофизические показатели зданий и сооружений. К тому же речь может идти также о защите от коррозии труб и металлических конструкций.

— Видятся ли другие перспективы использования технологии?

О. П. Габриелян:
— В США этим материалом активно покрывают не только трубопроводы, но и мосты для защиты от разрушения. Плюс, например, утепление общественного транспорта: у нас уже проводилось сравнительное исследование, которое дало лучшие результаты. Плюс другая техника, земная или водная, различные резервуары и т. д. То есть сфер возможного применения много, и нам, конечно, хотелось бы так или иначе объединить всех, кто может быть в этом заинтересован.

А.В. Тубин:
— Мы, по сути, и пытаемся создать мини-технопарк, своего рода мини-инкубатор, современных технологических решений, которые мы на своем опыте работы в Санкт-Петербурге на протяжении уже многих лет «отселектировали» по ряду направлений. Нас нельзя рассматривать как поставщиков какой-то отдельной технологии. Это скорее идеология энергосбережения. И мы считаем, что наша попытка (базирующаяся, в том числе, и на энтузиазме) донести ее до участников строительного рынка и до всех уровней власти, — это то, что сегодня важно для нашего города, для нашей страны.

Автор: по материалам редакции
Дата: 21.12.2011
«Федеральный строительный рынок» № 97
Рубрика: Энергетика




«« назад