Публикации »

Евгений Кравченко: «Мы работаем на становление саморегулирования и развитие отрасли»

Проведение в Санкт-Петербурге II Международной научно-практической конференции «Инновации в электроэнергетическом строительстве», организованной под эгидой отраслевых саморегулируемых организаций, подняло две темы, которые сегодня весьма актуальны для строительного сообщества: становление системы саморегулирования и внедрение инноваций. За комментариями редакция журнала «ФСР» обратилась к исполнительному директору СРО НП «Объединение энергостроителей», генеральному директору СРО НП «Энергостройпроект» Е. А. КРАВЧЕНКО, имеющему самое прямое отношение к организации конференции.

— Евгений Александрович, для начала, напомните, пожалуйста, историю создания ваших организаций и основные вехи их деятельности.

— В 2007 г. отраслевые подрядные организации Санкт-Петербурга объединились в Ассоциацию предприятий энергостроительного комплекса Северо-Запада (АПЭСК СЗ). Основная задача заключалась в оптимизации взаимодействия с дирекцией строящихся объектов ОАО «Ленэнерго». Вопросов было очень много. Проводилась масса совещаний с участием представителей «Ленэнерго», где обсуждались вопросы кадрового обеспечения, технической политики и т. п. Когда встал вопрос о введении саморегулирования в строительной отрасли, мы уже были нацелены на то, чтобы создать свою саморегулируемую организацию. При этом многие наши участники работали не только с «Ленэнерго», т. е. на сетях «Холдинга МРСК», но и на сетях ФСК, выходя за региональные рамки. Были проведены переговоры в Москве с представителями отраслевых заказчиков. Позже внутри ассоциации мы разработали концепцию законодательного обеспечения саморегулирования в энергетике, а также необходимый перечень внутренних документов для СРО в энергетике. Эту модель мы представили и в Министерство энергетики, и в Госдуму. Председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Александрович Липатов предоставил нам возможность постановки этих вопросов перед членами комитета.

Уже в самом начале пути у нас было взаимодействие и с Минэнерго, и с Госдумой, и с отраслевыми заказчиками. Вскоре была создана рабочая группа предприятий, куда вошли представители совершенно разных сегментов энергетического строительства: «Объединенная Энергетическая Корпорация», «Стройтрансгаз», «Союз-Сети» и др., — по сути, все крупнейшие на тот момент игроки отраслевого рынка. Мы проанализировали законодательство и разработали ряд предложений по корректировке законодательства и оценке его влияния на энергостроителей. С этими предложениями я выступал на заседании Комитета Государственной Думы по энергетике. Ассоциация на тот момент уже преобразовывалась в некоммерческое партнерство и была единственной подобной отраслевой организацией. В нее стали вступать энергетики всей страны, и нам пришлось часть нашей работы перенести в Москву. Сегодня мы объединяем энергостроителей из 52 регионов. И, конечно, основная работа и органы управления теперь находятся в Москве. Но примерно 20% участников партнерств, или 47 компаний, представляют Северо-Западный федеральный округ, а в Северной столице у нас есть отдельный офис.

— Решение каких задач наиболее актуально для партнерств сегодня, прежде всего, как для специализированных саморегулируемых организаций?

— По законодательству, основная наша работа заключается в выстраивании системы взаимодействия внутри отрасли. Это работа с комитетом по строительству объектов энергетики и электросетевого хозяйства Национального объединения строителей, созданным по нашей инициативе при активной поддержке Союзатомстроя, с которым мы тоже постоянно взаимодействуем. На площадке комитета мы занимаемся вопросами регулирования законодательства, во-первых, непосредственно законодательства о саморегулировании. Есть конкретные вопросы по расшифровке терминов, видов работ, всего, что касается, например, обустройства электрических сетей. Термин понятен любому энергетику, но общегражданские строители не всегда имеют представление о том, что же это такое. Более того, когда заказчик на гражданском объекте начинает ставить задачи подрядчику и спрашивает допуск на определенные виды работ, тот подчас вообще не понимает о чем идет речь, и таких казусов немало. Большая часть обращений связана именно с расшифровкой терминов, но радует, что, общаясь с соответствующим департаментом Минрегионразвития, мы получаем абсолютно понятную обратную связь. Мы активно взаимодействуем с министерством, и здесь нам, я имею в виду вопросы, связанные с законодательством о саморегулировании, опять же, помогает Национальное объединение строителей.

Далее — техническое регулирование. В рамках комитета ведется очень большая работа по актуализации нормативно-технической базы. Есть инициативы по разработке стандартов Национального объединения, которые могут стать стандартами профильных СРО в части организации работ по строительству и реконструкции объектов энергетики, причем эти стандарты имеют еще и объектную специфику. Энергетика — это большая отрасль. Здесь и специфика строительства гидросооружений, и специфика сетевого строительства, и т. д. А заливка бетона, допустим, на каком-то гражданском здании или под опору силовой машины на ТЭЦ — это совершенно разные вещи, соответственно, требуются и разные допуски.

В рамках комитета мы сформировали экспертный совет и провели оценку действующей нормативно-технической базы. Исполнителем выступало отраслевое НП «ИНВЭЛ». По итогам проведенной работы было принято решение о том, какие технические документы дальше необходимо разрабатывать и актуализировать. Были прописаны внутренние стандарты и процедуры СРО, в первую очередь — процедура контроля. Законодательство ставит минимальные пороги, но отраслевая специфика обязывает к тому, чтобы мы прописывали более жесткие требования по образованию, количеству специалистов и наличию машин и механизмов для выполнения работ. Однако в рамках наших саморегулируемых организаций мы должны сами решать, как реализовывать те положения законодательства, которые касаются контроля выполнения нормативно-технических регламентов непосредственно на стройплощадке.

Следующая тема — подготовка кадров для наших компаний. Мы все знаем, что такое профессиональное обучение. А что такое сегодня профессиональное повышение квалификации? В стране только два вуза были нацелены на повышение профессиональной квалификации строителей-энергетиков — в Москве и Санкт-Петербурге. Раньше это оплачивало государство, сегодня компаниям приходится брать расходы на себя. Это, во-первых. Во-вторых, чему учат и как учат? К сожалению, сегодня не всегда те вузы, которые берутся за повышение квалификации, имеют возможность дать энергетикам актуальные знания. Поэтому формирование современных программ — тоже одна из наших приоритетных задач, и у нас уже есть результаты.

Хочется отметить МГСУ, совместно с которым мы разработали уникальную программу для интерактивного обучения. Были проведены съемки обучающих фильмов, в частности, как производить монтаж опор. Новые технологии, современные подходы и т. п. — все это будет подаваться обучающимся в интерактивном режиме. В создании программы принимают участие крупнейшие мировые производители энергетического оборудования, круг задействованных экспертов расширяется. По данной программе мы уже начинаем обучать участников наших СРО.

Проблема профессиональных кадров во входящих в наши ряды компаниях — это общая проблема саморегулируемых организаций, несущих ответственность за реализацию социальных заказов, которые размещают энергетики. Помните, когда-то предприятия направляли студентов на целевое обучение? Это пора возродить. Сегодня многие энергетические компании уже идут по такому пути. С одной оговоркой — крупные компании. Проблема кадров в отрасли не может решаться каждым в отдельности, ведь небольшим компаниям это не по силам. Задача СРО — помочь им в этом.

— По большому счету, все это традиционные отраслевые вопросы, решаемые в новых условиях. А дало ли саморегулирование что-либо принципиально новое?

— Что такое саморегулируемая организация в отрасли? Это появившийся канал связи участников СРО с внешней средой: с государственными учреждениями, с заказчиками. С помощью саморегулируемой организации можно транслировать решение, осуществлять обратную связь. Мы стараемся оказывать нашим участникам всяческую помощь. Со следующего года у нас начнет выполняться программа онлайн-семинаров, на которые не придется собирать в одном месте участников со всей страны. В тестовом режиме у нас уже работает электронная площадка для взаимодействия наших участников. Здесь они показывают свою специализацию, свою компетенцию, здесь публикуется информация о том, кто какой конкурс выиграл, какие подрядчики ему нужны; подрядчики выходят со своими предложениями — что они готовы делать, чем они сильны, какой у них свободный ресурс, техника и т. д. Все это мы хотим собрать на одной площадке.

Необходимо отметить, что законодательство о саморегулировании разделило проектирование и строительство по отдельным объединениям. Но поскольку у нас была ассоциация, в которую входили и проектировщики, то две наши СРО теснейшим образом взаимодействуют, и все мероприятия, все наши новации распространяются на участников сразу двух партнерств.

— На Ваш взгляд, достаточно ли распространены в России современные технологии энергетического строительства? Каковы перспективы их внедрения и какие в этом направлении существуют проблемы?

— На конференции при сравнении России с передовыми в энергетическом строительстве странами прозвучало мнение, что мы сегодня пытаемся не столько внедрить что-то новое, сколько догнать их вчерашний день, и то, что мы сегодня только начинаем производить, там уже часто снято с производства. Возражать трудно. Действительно, зачастую те решения, которые мы только пытаемся внедрить, уже не являются передовыми. Однако есть устоявшаяся отрасль, есть технологические цепочки, и в одночасье все не изменишь. Поэтому техническая политика каждого заказчика учитывает ту степень возможного обновления, которая применима в том или ином случае.

— Чем, по Вашему мнению, была обусловлена необходимость организации конференции «Инновации в электроэнергетическом строительстве», в чем ее особенности?

— Главная особенность конференции в том, что она ориентирована на строителей объектов электроэнергетики и организована тремя отраслевыми саморегулируемыми организациями. Мы решили, что должна быть единая площадка для общения. В ходе конференции три СРО, выступающие соорганизаторами данного мероприятия, объявили о своих планах по созданию новой ассоциации, где мы координировали бы наши подходы.

Основная цель — создание единой площадки — очевидно, достигнута, конференция проводилась уже второй раз. Что касается развития проекта, то здесь цель в том, чтобы в дальнейшем у нас на конференции все-таки было больше подрядчиков. Если бы удалось собрать хотя бы по одному представителю каждой нашей организации, их число составило бы около полутора тысяч человек, а на сей раз собралось только порядка четырехсот. При этом если представители тех организаций, которые непосредственно строят, просто сидят и пассивно слушают, проблемы не решаются. Поэтому задача дальнейших конференций — постараться пробудить инициативу в профессиональном сообществе.

— А в целом, как Вы оцениваете сегодня достижения системы саморегулирования в обеспечении качества энергетического строительства и внедрении отраслевых стандартов и передовых технологий?

— Конечно, вопросы решены не все, но, повторюсь, мы как представители комитета по строительству объектов энергетики и электросетевого хозяйства Национального объединения строителей идем по этому пути. Все требования заказчика так или иначе находят свое отражение в требованиях к нашим участникам — в тех внутренних документах, которые мы у себя принимаем. Что касается качества энергетического строительства, то ответственность мы уже точно повысили, вне всяких сомнений. Естественно, нельзя говорить о том, что пришли саморегулируемые организации, и качество строительства автоматически повысилось. Просто теперь есть дополнительный рычаг для обеспечения этого качества и для контроля. Но неужели раньше мы в своей отрасли строили некачественно, и у нас в связи с этим были огромные проблемы? Строили хорошо и продолжаем строить хорошо.

Другой вопрос — как сохранить этот уровень в той ситуации, когда квалифицированных подрядчиков мало, а государственные инвестиционные программы в энергетике приняты большие? Поэтому задач в обеспечении качества у нас действительно много. Об этом говорили и на панельной дискуссии, прошедшей в рамках конференции. Алексей Валерьевич Санников прямо в первых строках своего доклада обозначил проблему квалифицированного подрядчика: «Мы знаем, что строить, но не всегда знаем, кто будет строить».

С другой стороны, существует ряд недоработок и в системе саморегулирования. Работать предстоит много и долго. В первую очередь, я считаю, надо донести позицию активного сотрудничества до наших участников и продолжать совершенствовать наше с ними взаимодействие. Саморегулирование нередко воспринимается строителями как новый барьер — ввели оброк, мы платим деньги, и отвяжитесь от нас. В энергетике ситуация уже меняется. В этом году мы посетили всех своих участников, со всеми пообщались, всех проверили, и благодаря профессионализму наших контрольного и технического комитетов большую часть времени при проверке занимала оптимизация бизнес-процессов самой компании. Таким образом, мы дали очень серьезный толчок борьбе за качество структуры. У нас это происходит во многих компаниях. Неслучайно к нам теперь часто приезжают не только юристы, но и директора по качеству, и технические специалисты.

Тем, кто не верит в жизнеспособность системы саморегулирования, я могу сказать одно: Ассоциация предприятий энергостроительного комплекса была создана еще до саморегулирования, и если оно вдруг исчезнет, то мы лишь потеряем свой статус СРО, но объединение энергостроителей в форме некоммерческого партнерства никуда не денется. Для противников саморегулирования на первом плане сегодня стоит проблема коммерциализации СРО. Злоупотребления действительно бывают, и отделить зерна от плевел иногда тяжело. Ради этого и будем работать. Однако в нашей среде все и так ясно, нет вопроса «кто есть кто», и наши механизмы взаимодействия с отраслевым заказчиком пресекают эту пресловутую коммерцию. Наше отраслевое объединение работает на становление системы саморегулирования и против коммерциализации.

Автор: по материалам редакции
Дата: 21.12.2011
«Федеральный строительный рынок» № 97
Рубрика: Энергетика




«« назад