Публикации »

С первых шагов уверенной поступью, или Секреты успеха холдинга «Проминвестстрой»

Может ли новая строительная организация в сегодняшних непростых условиях за год «с нуля» выйти на финансовый оборот в несколько миллиардов рублей? Случай с холдингом «Проминвестстрой» подтверждает, что такое возможно не только теоретически, если руководство выстраивает грамотную производственную политику, чуткую к тенденциям рынка и открытую для инноваций, и если есть профессиональная команда, обладающая необходимым опытом решения сложных масштабных задач и успевшая зарекомендовать себя в высшей отраслевой лиге.

Строительный холдинг «Проминвестстрой», организованный около года назад, объединил группу компаний, специализирующихся на управлении комплексными проектами строительства транспортной инфраструктуры, объектов агропромышленного и топливно-энергетического комплексов.

Рассказывает председатель совета директоров холдинга Иван Кузнецов:
— Производственный спектр у нас достаточно широкий. Изначально имея серьезный потенциал, прежде всего для транспортного строительства, мы решили пойти все-таки по многопрофильному пути, чтобы за счет успехов в одном направлении была возможность в экстренных ситуациях финансировать другие за счет собственных средств. Холдингу удалось войти в сферу, сегодня набирающую популярность, — агропромышленный комплекс: мы строим несколько больших животноводческих комплексов в Северо-Западном округе и в Ставропольском крае. В перспективе еще как минимум шесть объектов, которыми мы уже занимаемся с заказчиком. Сегодня, учитывая то, что появилась тема квотирования мясных изделий, отраслевые производители начали активно поднимать рынок сельского хозяйства. Внимание этому уделяется и на правительственном уровне: на один из объектов, который мы недавно сдали, — мясокомбинат в Невельском районе Псковской области, — перерезать символическую ленточку приезжал вице-премьер Виктор Зубков.

Впрочем, на рынке транспортного строительства холдингу также удалось за год охватить некий сектор: мы выиграли один из федеральных конкурсов — на реконструкцию аэропорта в Саранске. Там же строим мост (путепровод), который тоже является федеральным объектом. Есть намерение выйти и в Казань, на данным момент практически подписаны контракты: это строительство нескольких развязок для транспортной инфраструктуры Всемирной универсиады 2013 года.

Также есть выход на рынок жилищного строительства: возводим жилье для военнослужащих в Архангельской области — тоже достаточно крупный объект, хотя для основной направленности холдинга не типичный (нас просто попросили реализовать эту госпрограмму в регионе).

Надо уточнить, что костяк организации составляют специалисты именно по транспортному строительству. Их достаточно хорошо знают на российском профильном рынке. Общая численность персонала сегодня — около 150 специалистов инженерно-технического состава и порядка 2 тыс. рабочих. Хотя все объекты холдинга являются генподрядными, упор делается на то, чтобы выполнять все работы собственными силами, без привлечения сторонних организаций. Так, создано собственное управление механизации, где порядка 200 единиц техники. Правда, пока она взята в лизинг, но достаточно скоро перейдет в собственность холдинга. А для выполнения производственных задач, в частности по агропромышленному комплексу, был взят кредит и приобретены заводы металлоконструкций в Туле и Вологде. Они специализируется также на выпуске горно-шахтного оборудования. Заказы на металлоконструкции есть, производство идет в рост — вышли на выпуск порядка 800 т в месяц (а до этого завод выпускал только около 50 т), так что есть и собственный производственный сектор.

В Петербурге в состав холдинга вошел завод по выпуску сухих строительных и перлитовых смесей, на котором недавно запущена также линия по производству вермикулита. Утепление фасадов и чердачных перекрытий с помощью перлитовой и вермикулитовой крошки — абсолютно новая технология. На сегодня она прошла сертификацию в Минрегионразвития и внедряется в Северной столице, где, как известно, достаточно серьезно стоит проблема с сосульками, обусловленная, в первую очередь, плохой теплоизоляцией чердаков старого фонда застройки. Если прекратить доступ тепла к крыше, то сосульки и наледи образовываться не будут. Это один из вариантов решения проблемы, одобренный, кстати, Валентиной Матвиенко в ее бытность губернатором Санкт-Петербурга. Холдинг предполагает применение этой технологии и в Казани для утепления ремонтируемых фасадов (в рамках программы подготовки к универсиаде).

В Вологде холдинг выкупил помещение старого завода, где планирует изготовление металлоконструкций из гнутого профиля — тоже новая технология по строительству легких перекрытий для больших пространств.

Если брать агропромышленный комплекс, то в этом году холдинг сдал порядка 800 тыс. кв. м различных помещений для животноводческих комплексов. Для таких больших площадей как раз и разработана технология гнутого профиля.

Также развивается производство по выпуску пластиковых окон и дверей.

Деятельности по всем этим направлениям в целом преследует одну цель — чтобы всегда иметь заказы в том или ином сегменте и, соответственно, собственные оборотные денежные средства, а значит и определенную независимость от колебаний рынка.

Структура холдинга «Проминвестстрой» включает в себя одноименную управляющую компанию с головным офисом в Москве и дочерние предприятия в нескольких регионах страны.

— Помимо специализированных производственных подразделений, мы открываем дочерние предприятия в тех регионах, где активно работаем, - продолжает рассказывать Иван Кузнецов. — Соответственно, платим там налоги, задействуем местную рабочую силу. Так возникли «Проминвест-Невель», «Проминвест-Ставрополь», «Проминвест-Мордовия». Есть и компания «Проминвесттоннель», которая специализируется на строительстве мостов, тоннелей и транспортных развязок и планирует выход на рынок железнодорожного строительства. По промышленно-гражданскому строительству у нас есть дочернее предприятие в виде строительно-монтажного поезда (СМП), как это было раньше в Министерстве путей сообщения и других крупных структурах.

Наблюдая такое бурное развитие строительного холдинга, логично задаешься вопросом о квалифицированных кадрах. Как удалось выяснить, к своим людям руководство «Проминвестстроя» относится с вниманием и заботой, не очень-то привычными по нынешним временам. Выражается это, например, в дополнительном социальном пакете. Результат — полное отсутствие текучки кадров и наличие очереди из желающих здесь работать. Председатель совета директоров холдинга считает себя приверженцем старого известного лозунга «кадры решают всё», в частности он сказал:
— В строительстве это однозначно: именно кадровый состав определяет будущее организации. Не будь кадровой базы, не удалось бы и решить столько масштабных задач, тем более за такой короткий срок. Вообще же основу холдинга составили работники транспортного строительства. Их на строительном рынке знают, и в те регионы, где сейчас представлен холдинг, мы пришли работать с людьми, которых, со своей стороны, тоже уже знали.

Выход же холдинга на рынок агропромышленного строительства Иван Кузнецов считает почти случайным:
— Я два года назад начал заниматься этой темой. Виделись предпосылки к тому, что данное направление будет активно развиваться, а строительная ниша пока не занята потому, что почти нет специалистов и строительных компаний, которые знали бы все тонкости дела. Когда появилась наша новая организация, заказчики обратились именно ко мне, чтобы продолжить наметившееся было сотрудничество. В результате первых договоренностей три объекта нам пришлось достраивать после подрядчиков, оказавшихся не в состоянии их осилить.

Впрочем, здесь требуется уточнение. Речь идет не о «хорошо забытом старом» — не о тех коровниках и свинарниках, которые строились несколько десятков лет назад в советские времена (новые долгое время не строились, а старые приходили в упадок). Речь о современных животноводческих комплексах, сооружениях достаточно сложных в техническом плане и, в принципе, пока новых для отечественного строительного рынка. Применение передовых, в основном, зарубежных технологий по выращиванию животных ко многому обязывает и строителей, которые возводят такие комплексы. Например, климатические допуски в помещениях должны составлять порядка плюс-минус один градус; здесь используется современнейшее оборудование и т. д. Речь идет не только о корпусах для животных, но и о строительстве всех инженерных систем, дорог, комплекса комбикормового завода, бойни и т. д. — все это требует соблюдения и экологических норм, и культуры производства.

Средства на строительство животноводческих комплексов начали выделяться достаточно серьезные. В основном это частные инвестиции. Но отрабатывается и федеральная составляющая: этому направлению сегодня немало внимания уделяется и на уровне высшего руководства страны.

— Вот стоят старые полуразрушенные комплексы, а рядом на наших глазах появляются новые, современные, красивые сооружения, по размерам просто гиганты, — говорит глава холдинга. — В Невельском районе Псковской области мы строим четыре комплекса, каждый включает в себя три площадки. Считайте: это 12 современных зданий по 20 тыс. кв. м каждое...

В транспортном строительстве «Проминвестстрой» тоже смело и уверенно идет вперед, опираясь на новые технологические решения. По словам Ивана Кузнецова, сегодня фактически на каждом крупном объекте приходится применять те или иные «ноу-хау», которые позволяют вписаться в цену, которая обозначена тендером, и в сроки, которые обозначены контрактом.

— Допустим, в Саранске мы столкнулись с проблемой железобетонных балок на мостовые перекрытия, — поясняет председатель совета директоров. — Ближайший завод, который выпускает балки длиной 33 м, находится на расстоянии порядка тысячи километров. С подвижным составом сейчас вообще в стране большие проблемы, при поставке железнодорожным транспортом всегда идет пробуксовка, а спецсоставы вообще расписаны чуть ли не на года вперед. Везти за тысячу километров автотранспортом — это огромные затраты помимо других проблем, тоже мешающим строить в срок. Поэтому мы пошли по пути создания полигона по выпуску балок прямо на объекте. Очень сложная технология, ведь это железобетонный мини-завод, для российских строителей — «ноу-хау». Никто на строящихся объектах железобетонные балки раньше не выпускал. Мы разработали с мостовой инспекцией технологию, получили необходимые рекомендации и сейчас уже фактически приступили к установке завода. Любые возникающие сложности решаемы, просто надо их решать профессионально.

В целом за год работы на строительном рынке «Проминвестстрой» достиг оборота в 4,5 млрд руб. В 2012 г. он планирует выйти на уровень порядка 12 млрд. Холдинг, во-первых, намерен и дальше развивать агропромышленное направление. В стадии проработки уже несколько контрактов в разных регионах: в Тверской области, Мордовии и Дагестане. Во-вторых, в изначально профильном транспортном строительстве на новый год планируется участие в ряде достаточно серьезных конкурсов, объемом работ от 7 млрд руб. и выше: это строительство автомобильных и железных дорог, мостов, аэропортов и т. д., причем не только под эгидой Минтранса, но и на инвестиционной основе. Большие надежды вселяет бурное развитие транспортной инфраструктуры столичного региона, на что сейчас выделяется действительно много средств. Впрочем, строители такого уровня по своему профилю могут быть востребованы везде, где надо строить быстро, качественно и надежно.

Автор: Сергей Александров
Дата: 21.12.2011
«Федеральный строительный рынок» № 97
Рубрика: Промышленное и гражданское строительство




«« назад