Публикации »

МУП «Казметрострой»: новые горизонты метростроителей

Казанский метрополитен, открывшийся в 2005 г. к 1000-летию Казани, остается самым молодым в России и единственным открытым после распада СССР. У него одна линия с семью станциями. Генеральным подрядчиком знаковой для всей страны стройки изначально является специально созданное муниципальное унитарное предприятие «Казметрострой». Полученный городом статус «третья столица» и близящаяся Всемирная универсиада-2013 — дополнительные аргументы в пользу развития метро в Казани. Сегодня продолжаются работы по благоустройству действующего метрополитена и ведется строительство второго пускового участка. Впрочем, есть у предприятия и другие новости. Подробности — в интервью с начальником МУП «Казметрострой» М. М. Рахимовым.

— Марат Мулахмедович, со дня создания предприятия в 1997 г. и пуска первой очереди Казанского метрополитена в 2005 г. времени прошло уже немало. Каково сегодня положение предприятия на отраслевом рынке, а также каков полный спектр оказываемых строительных услуг?

— МУП «Казметрострой» осуществляет широкий комплекс работ по строительству, вводу в эксплуатацию и сопровождению объектов различного назначения: тоннелей, метрополитенов, пешеходных переходов, гидротехнических сооружений и объектов промышленно-гражданского строительства. За время существования предприятие стало эффективной, работающей с прибылью структурой, объединяющей несколько подразделений, включая завод железобетонных изделий. Наш коллектив состоит из более чем 1000 высококлассных профессионалов, принимавших участие в строительстве БАМа, метрополитенов в разных городах России и СНГ, других масштабных объектов. Помимо метростроения, мы занимаемся также строительством различных промышленно-гражданских объектов для города.

— А есть ли особенности у метростроения в Казани? Насколько важна для вас роль передовых технологий?

— Сложность подземного строительства в городской черте, особенно если речь о строительстве нового метрополитена в городе с древней историей, заключается в наличии коммуникаций, которые и на карте-то отмечены не всегда. Так что мы по ходу работы обновляли карту подземных коммуникаций Казани, укрепляли фундаменты исторических зданий, в том числе расположенных у Казанского кремля. В целом же предотвращение просадки грунта под историческими памятниками, конечно, требует особой ответственности и специальных мероприятий. Сооружая самой молодой метрополитен России, мы опираемся на современные достижения мировой науки и техники, используем новейшие технологии. Предприятие располагает совершенным строительным оборудованием как зарубежного, так и отечественного производства, в том числе тоннелепроходческими комплексами компании LOVAT (Канада) и NFM (Франция) со скоростью проходки 200 м в месяц. Освоена, в частности, проходка в предварительно искусственно усиленных грунтах, а именно в замороженных и цементно-грунтовых массивах.
Как самое сложное и интересное с профессиональной точки зрения можно отметить тоннель под рекой Казанкой, точнее, два тоннеля протяженностью 2 252 м. Они такие единственные в мире, фактически уникальные, потому что построены без химического закрепления и заморозки грунтов, с помощью ТПК последнего поколения. Сделали это наши метростроевцы — 1-й горнопроходческий участок, которым руководил Николай Иванович Мошка.

— Какие проекты по строительству метро реализуются сейчас?

— Строительство первой линии продолжается на наиболее пассажиронапряженном направлении, соединяющем северную промышленную зону через центральную часть города с юго-восточными жилыми районами. Проектом, который реализуется сегодня, предусмотрено строительство трех станций второго пускового участка: «Декабристов», «Московская» и «Заводская» («Авиастроительная») с прилегающими к ним перегонными тоннелями и притоннельными сооружениями протяженностью 10,77 км в двухпутном измерении. Трасса линии начинается от ул. Побежимова и проходит по зеленой зоне ул. Копылова, где строится станция «Заводская» («Авиастроительная»).

Данная станция расположена на пересечении улиц Копылова и Индустриальной в районе Дворца культуры им. В. И. Ленина. Перед станцией (по ходу в центр города) запроектирован перекрестный съезд для оборота и отстоя подвижного состава. Платформа станции шириной 10 м соединена с вестибюлями лестницами высотой 3,36 м. Далее трасса идет по ул. Копылова и пересекает ул. Тецевскую, затем территорию трамвайного парка, железнодорожных путей северного обхода города Казани и выходит к станции «Московская», которая расположится на пересечении улиц Декабристов и Воровского, на площади строящегося нового железнодорожного вокзала по северному обходу железнодорожной линии Екатеринбург — Москва. Один из пешеходных входов-выходов на станцию будет совмещен со зданием железнодорожного вокзала.

В плане и профиле станция «посажена» с учетом существующих инженерных коммуникаций, железнодорожной линии и перспективного транспортного тоннеля. Далее радиусом 400 м трасса вписывается в существующий поворот ул. Декабристов и идет под правой полосой ее проезжей части, при этом левый тоннель проходит под трамвайными путями и пересекает ул. Академика Королева. Затем трасса пересекает ул. Гагарина, по которой проходят две теплотрассы, и идет по ул. Декабристов в сторону Московского рынка. Левый и правый перегонные тоннели пересекают ул. Восстания. В профиле на пересечении с ул. Восстания трасса «посажена» с учетом существующего пешеходного перехода под ул. Декабристов.

Еще далее трасса вписывается радиусом 400 м в поворот ул. Декабристов, пересекает ул. Волгоградская и ул. Ш. Усманова, выходя к станции «Декабристов», которая расположится в районе Московского рынка. За станцией запроектирован сокращенный съезд для оборота подвижного состава и камера съезда на II линию. В одном из вестибюлей в уровне кассового зала предусмотрены проемы для возможного примыкания пересадочного узла на перспективную вторую линию метрополитена. В плане и профиле станция «посажена» с учетом существующих инженерных коммуникаций. Компоновка станционного комплекса выполнена из условий максимального сокращения длины котлована, так как строительство станции ведется в стесненных условиях при наличии высокого уровня грунтовых вод. Трасса обходит земли историко-культурного назначения, Кизического монастыря и бывшего кладбища (некрополя) начала XVII века, объектов культурного наследия федерального значения. В настоящее время ликвидированы трамвайные пути от проспекта Х. Ямашева до Казанского кремля по ул. Декабристов, дублирующие линию метрополитена. Повторяя изгиб этой улицы, трасса выйдет к станции «Козья Слобода».

Все станции по трассе линии расположены в пассажирообразующих зонах. Все элементы станций, вестибюлей и переходов обеспечивают пропуск расчетных пассажиропотоков на перспективу. По первой линии от станции «Проспект Победы» до станции «Заводская» время пассажиров в пути будет составлять около 27 минут.

— Что удалось сделать в 2011 г. и каковы ближайшие планы?

— В частности, на первом участке первой линии метрополитена введены в эксплуатацию такие объекты, как пешеходные переходы с лестничными сходами №2 и №3 станции «Козья Слобода», объемом 1 640 куб. м бетона и 1 816 кв. м отделки камнем и подземная автостоянка на станции «Кремлевская» на 57 машиномест. На сегодняшний день завершается ряд проектов. Так, в комплексе станции «Проспект Победы» ведется строительство пешеходных переходов через ул. Р. Зорге с пешеходными сходами №2 и №3. На отчетный момент было уложено 1 364 куб. м монолитного железобетона, что составило 85% данных работ. Отделка камнем будет вестись с января по апрель 2012 г. По подземным гаражам станции «Площадь Тукая» закончен подготовительный период — получены разрешительные документы и ордера. Предполагаемое окончание строительства стоянки — май 2012 г.

Строительство на втором пусковом участке первой линии метрополитена от станции «Заводская» до станции «Декабристов» развернуто на всех участках. По станции «Заводская» («Авиастроительная») за год выполнена разработка котлована (199,5 тыс. куб. м, что составляет 95% объема работ; темп разработки — 300 куб. м в сутки). Уложено бетона — 80% от проектного объема. Внутри станции ведется отделка в СТП и устройство чистых полов, выполняется звукоизоляция венткамер, проводятся штукатурка и подготовка под покраску.

На станции «Московская» выполнена укладка бетона (9,5 тыс. куб. м, что составляет 45% от проектного объема). На станции «Декабристов» выполнено ограждение строительной площадки станции. Полностью выполнена ограждающая конструкция котлована из грунтоцементных свай (1 240 шт.). Грунта разработано 50% от общего объема работ.

За текущий год построено два тоннеля общей протяженностью 2 680 м. Это правый тоннель перегона «Московская» — «Декабристов» длиной 1 356 м и левый тоннель «Заводская» — «Московская» длиной 1 324 м. Темп проходки составлял 8 м в сутки. На строительстве второй очереди первой линии Казанского метрополитена задействовано три тоннелепроходческих комплекса. «Алтынчэч» и «Айсылу» будут вести проходку тоннелей до станции «Козья Слобода» (всего 2 734 м), а «Сююмбике» нацелен на левый перегонный тоннель от станции «Московская» до станции «Декабристов». Общий объем выполнения строительно-монтажных работ за 2011 г. составит более 3 млрд руб.

— Известно, что МУП «Казметрострой» сегодня имеет отношение и к строительству Московского метрополитена. В чем это заключается и какие открываются перспективы?

— «Казметрострой» уже начал строить Бутовскую линию Московского метрополитена от станции «Старокачаловская» до станции «Битцевский парк». Наша задача — соединить «оранжевую» и «серую» ветки. Проект включает в себя строительство станций «Лесопарковая» на 34 км МКАД и «Битцевский парк» (дубль). Вообще же в планах столичного метростроения проходка 75 км новых линий за пять лет.

В этом году на строительство метро выделено вдвое больше, чем в предыдущем, — 50 млрд руб., а в следующем инвестиции снова удвоятся — до 103 млрд руб. Уже проведены тендеры на общую сумму 257,7 млрд руб. со сроком сдачи объектов в 2012–2014 гг. То есть теоретически работа в Москве есть и будет, а «Казметрострой» свою конкурентоспособность уже доказал. С этим можно связывать и перспективы, конечно, не забывая о своем главном предназначении — строительстве метрополитена в Казани.

Автор: по материалам редакции
Дата: 21.12.2011
«Федеральный строительный рынок» № 97
Рубрика: Подземное строительство




«« назад