Публикации »

Владимир Литвиненко: «СПГГУ — флагман науки и образования в горном деле России»

Санкт-Петербургский государственный горный университет — первое высшее техническое учебное заведение России, основанное Указом императрицы Екатерины II 21 октября (1 ноября) 1773 г. как воплощение идей Петра I и М. В. Ломоносова о подготовке инженерных кадров для горнозаводского дела. В советские времена ленинградский вуз был известен всей стране как Горный институт. Современный университет имеет высший государственный статус образовательной системы России, являясь особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации, и награжден четырьмя правительственными наградами. На вопросы о сегодняшнем дне вуза отвечает ректор СПГГУ В. С. ЛИТВИНЕНКО.

— Владимир Стефанович, какова современная роль Горного университета в научно-образовательной системе России?

— Специалисты признают, что нашему университету принадлежит ведущая роль в становлении и развитии наук о Земле, горной и металлургической промышленности в России. За более чем двухвековую историю созданы ведущие научные школы, открыта целая сеть научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений по приоритетным направлениям развития промышленности страны. Сегодня университет реализует все уровни высшего профессионального образования с присвоением таких квалификаций, как бакалавр, дипломированный специалист, магистр, и обеспечивает получение дополнительного и послевузовского образования в области геологии, горного дела, нефте- и газодобычи, металлургии, экологии и других областей знаний. На семи факультетах ведется обучение по 29 специальностям и 13 направлениям бакалавриата и магистратуры. Численность студентов — более 7 тыс. человек, профессорско-преподавательского состава — более 600 человек, из них с учеными степенями и званиями — около 90%.

Послевузовская подготовка ведется по 33 специальностям аспирантуры и докторантуры, успешно работают 11 диссертационных советов на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по 27 научным специальностям. Профессиональная переподготовка и повышение квалификация инженерно-технических и руководящих кадров, а также преподавателей проходит в Центре повышения квалификации и переподготовки кадров.

В состав университета входят филиалы: Воркутинский горный институт, Киришский филиал в Ленинградской области, представительства в г. Сланцы (Ленинградская область) и в г. Шахты (Ростовская область).

В 2008 г. к университету присоединены: на правах филиала — Хибинский технический колледж (г. Кировск Мурманской обл.), на правах факультета среднего профессионального образования — Санкт-Петербургский техникум геодезии и картографии и Межотраслевой научный центр ВНИМИ (ОАО «ВНИМИ»), преобразованный университетом в Научный центр геомеханики и проблем горного производства.

— Можно подробнее об особом историческом статусе университета?

— Университет имеет статус особо ценного объекта не только как первое высшее техническое образовательное учреждение России, но и как объект, включающий в свой состав всемирно известный Горный музей, Главную библиотеку, Домовую церковь преподобного Макария Египетского и др., являющиеся уникальным культурным наследием государства.

Учебно-научный Горный музей обладает уникальным собранием коллекций, представленных в 22 залах общей площадью более 2,5 тыс. кв. м, из 80 стран мира и всех континентов; он входит в тройку лучших музеев мира естественнонаучного профиля. Университет также располагает и богатейшей научно-технической библиотекой, насчитывающей более 1,2 млн книжно-журнальных изданий с раритетами XV–XIХ вв., фонды которой активно используются как российскими, так и зарубежными учеными. Библиотека оснащена современной компьютерной техникой и электронными каталогами.

— На что сейчас ориентирована подготовка будущих кадров для горного дела?

— Университет ведет подготовку кадров для минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов России и зарубежных стран и реализует следующие уровни образования: довузовскую подготовку, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское и дополнительное образование.

Университет является вузом политехнического профиля и готовит специалистов для МСК — начиная с момента выявления полезного ископаемого и заканчивая его переработкой по всему спектру полезных ископаемых.

В университете действует система непрерывного образования: довузовская подготовка (региональная программа «Школа — вуз», реализуемая в университете с 1998 г.), дипломированный специалист (по 29-ти специальностям), бакалавр-магистр (по 13-ти направлениям), послевузовская подготовка (по 33-м специальностям), повышение квалификации и переподготовка.

Региональная программа «Школа — вуз» предусматривает профориентационную работу среди учащихся школ и средних профессиональных учебных заведений в регионах деятельности горно-металлургических, нефтегазовых и геологоразведочных компаний для будущей профессиональной деятельности в них, в частности: проведение консультаций по предметам ЕГЭ (математика, физика), организация олимпиад и конкурсов для привлечения в университет наиболее талантливой молодежи. Университет проводит профориентационную работу в школах 15 регионов страны и финансирует ее из собственных внебюджетных средств. Данная работа выполняется в течение всего учебного года и является эффективной — она позволяет обеспечить высокий конкурс (более 4,5 человек на место в среднем по университету, а по отдельным специальностям нефтегазового профиля более 10 человек на место), более 60% приема. В среднем 25–30% составляет целевой прием по договорам с субъектами федерации и муниципальными органами.

Университет успешно сотрудничает с такими крупнейшими российскими компаниями, как: ОАО «Новатэк», ЗАО «ФосАгро АГ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Уралкалий», ОАО «Сургутнефтегаз», ЗАО ГК «Титан», ЗАО «Русская медная компания», ООО «Металл-групп», ОАО ГМК «Норильский никель», ОАО «Алроса», а также с зарубежными компаниями «БиПи», «Тоталь» и «Де Бирс», которые финансируют образовательные программы на условиях спонсорской помощи для подготовки для них высококвалифицированных специалистов.

Одной из основных задач в подготовке кадров является внедрение инноваций и научной составляющей в учебный процесс, позволяющих готовить специалистов нового типа, наборы компетенций которых будут соответствовать жизненно важным конкурентным потребностям горно-нефтегазодобывающих и горно-металлургических конгломератов России.

— Какова же в данном случае научная составляющая?

— Более 80% ППС участвуют в выполнении научных исследований в рамках федеральных целевых программ, аналитической ведомственной программы, договоров с предприятиями на создание научно-технической продукции.

Университет уделяет огромное внимание интеграции учебного процесса с наукой и производством. Более 12 лет в университете действует статус ассистента профессора для отлично и хорошо успевающих студентов, предусматривающий индивидуальную целенаправленную научную, методическую, компьютерную и языковую подготовку. Для студента выбирается тема исследовательской работы. В процессе работы студент приобретает навыки проведения научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, написания научных отчетов, также он обучается методам решения инженерных и научных задач с применением персональных компьютеров, повышает знания по одному из распространенных европейских языков.

Важнейшим этапом научно-исследовательской работы студентов-ассистентов профессора университета является их участие в международных, всероссийских, городских, межвузовских и вузовских семинарах, конкурсах, олимпиадах, которые проходят как в РФ, так и за рубежом. В научно-исследовательской работе принимают участие более 2 тыс. студентов университета. Ежегодно 25–30 студентов награждаются медалями и дипломами Минобрнауки России по итогам участия во Всероссийском конкурсе на лучшую студенческую работу. По результатам работы со студентами в области НИРС многие преподаватели и специалисты университета отмечены отраслевыми и правительственными наградами, специальными знаками и дипломами Минобрнауки России.

В результате внедрения программы «Студент — ассистент профессора — аспирант — кандидат наук — доктор» университет только за последние пять лет подготовил более 100 молодых кандидатов наук. В университете действует совет молодых ученых.

Сочетание учебной, научной и производственной деятельности студентов позволило нам успешно реализовать в 2006–2007 гг. инновационную образовательную программу подготовки кадров «От экспортно-сырьевой к ресурсно-инновационной стратегии развития минерально-сырьевого комплекса» в рамках приоритетного национального проекта «Образование», победителем которой университет стал в 2006 г.

— Легко ли при этом решается собственная кадровая проблема?

— В университете разработана и реализуется комплексная программа подготовки научно-педагогических кадров, которая включает три этапа:
 индивидуальная, научная, педагогическая и языковая подготовка студента через систему ассистентов профессоров для последующего поступления в магистратуру и аспирантуру;
 конкурсный отбор и обучение в аспирантуре с углубленной языковой и компьютерной подготовкой;
 трудоустройство и поддержка молодых кандидатов наук.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру осуществляется по 33-м научным специальностям семи отраслей наук, в т. ч. по 21-й специальности отрасли «Науки о Земле».

Численность аспирантов, граждан Российской Федерации, на 31 декабря 2010 г. составила 266 человек, из них 203 человека обучались по очной и 63 по заочной форме обучения, среди аспирантов очной и заочной форм обучения — по 1 человеку по контракту. Также были проведены три коллективных стажировки аспирантов: Фрайбергская горная академия (Германия) — 41 аспирант, Краковская горно-металлургическая академия (Польша) — 41 аспирант, компания Sandvik (г. Сандвикен, Швеция) — 33 аспиранта.

Четкая система подготовки научно-педагогических кадров позволяет аспирантам добиваться существенных достижений по итогам научной работы. Они результативно участвуют в многочисленных конкурсах, конференциях, выставках различного уровня. За 2010 г. аспирантами подано более 60 заявок на изобретения, получено 47 положительных решений и 24 патента, выиграно 4 стипендии Президента РФ и 3 стипендии Правительства РФ. Выпуск аспирантов с защитой диссертации превышает 90%. Как правило, до 50% выпускников очной аспирантуры ежегодно распределяются на работу в университете. На основании представлений кафедр и подразделений аспирантам предлагается работа в качестве ассистентов, научных сотрудников, а также работников административно-хозяйственных подразделений с заключением контрактов сроком на 1 год и установлением персональных надбавок.

— А что нового наблюдается во взаимодействии с рынком труда в целом?

— Совместно с базовыми предприятиями вуз проводит маркетинговые исследования рынка труда. С учетом потребностей компаний и регионов вносятся коррективы в рабочие учебные планы, вводятся альтернативные учебные дисциплины в части региональной (вузовской) компоненты. Результат такой работы — практически 100%-ное трудоустройство выпускников.

В рамках интеграции образовательного процесса, науки и производства университет осуществляет повышение квалификации инженерных и руководящих работников предприятий МСК по широкому спектру направлений («Геология, разведка и разработка полезных ископаемых», «Геодезия и землеустройство», «Энергетика, энергетическое машиностроение, электротехника», «Безопасность жизнедеятельности, природоустройство и защита окружающей среды» и др.). В частности по направлению «Рациональное природопользование» университетв течение последних пяти лет является ведущим в повышении квалификации профессорско-преподавательского состава вузов России.

Традиционные наши заказчики: ОАО «Газпром нефть», ОАО «Новатэк», ЗАО «ФосАгро АГ», ООО «Металл групп», ОАО «ГМК «Норильский никель», АК «Алроса», ОАО «Уралкалий», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Русская медная компания», ООО «Киришинефтеоргсинтез», ООО «РН-Юганскнефтегаз», ООО «РН-Пурнефтегаз», а также геологические организации Министерства природных ресурсов и зарубежные компании.

— Как при этом обстоят дела с техническим оснащением университета?

— Учебный процесс сопровождается самыми современными приборами и оборудованием в области вещественного состава, бурения скважин, разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, повышения нефтеотдачи пластов, геомеханики, инженерной геологии, экологии, космомониторинга, геофизических методов поиска и разведки МПИ, переработки нефти и газа, обогащения полезных ископаемых, а также общей и технической физики, общей и физической химии, информатики и других направлений. Университет имеет высокий уровень компьютеризации учебного процесса и научных исследований (около 3 тыс. компьютеров последнего поколения объединены в единую сеть с выходом в Интернет). На 1000 студентов приходится около 400 компьютеров. Более того, у университета есть хорошо оснащенные оборудованием и приборами полигоны в Ленинградской области: это геофизический, гидрогеологический (пос. Кавголово), геодезический (пос. Кузьмолово), буровой и нефтегазодобычи (пос. Саблино), экологический (пос. Солнечный) и геологический (пос. Буреги, Тверская область) полигоны.

Университет обладает уникальной научно-исследовательской базой, успешно участвует и нередко даже возглавляет работу в целом ряде международных, федеральных и межотраслевых научно-технических программ по решению фундаментальных и прикладных проблем в области геологии, горного дела, металлургии, экономики и экологии.

— Каковы современные позиции университета как научного центра?

— Университет не только ведущее образовательное учреждение, но и один из крупнейших научных центров. Ежегодный объем выполняемых фундаментальных и прикладных исследований составляет более 700 млн руб., или более 4,5 млн руб. в год на одного исследователя, доктора наук; широко привлекаются к исследованиям (на платной основе) студенты, магистры и аспиранты. Развита сеть центров коллективного пользования уникальными приборами и оборудованием для совершенствования научно-образовательного процесса по широкому спектру направлений.
Как признание успешности инновационной деятельности университета стало подписание Меморандума «О создании постоянно действующего российско-германского форума по вопросам освоения минерально-сырьевых ресурсов» на базе двух университетов, Санкт-Петербургского государственного горного института (технического вуза) и Фрайбергского горного университета (Германия), и двух крупнейших нефтегазовых компаний — ОАО «Газпром» (Россия), «Фербунднецгаз» (Германия). Меморандум был подписан в рамках Петербургского диалога, его конкретная реализация началась с октября 2007 г.

Среди преподавателей вуза более 120 — академики и члены-корреспонденты различных международных и российских академий, 20 лауреатов государственных премий и премий Правительства РФ, 38 заслуженных деятелей науки и техники, заслуженных работников высшей школы, 7 профессоров, получивших статус Европейского инженера-педагога.

Университет активно ведет инновационную деятельность в области создания конкурентоспособных научно-технических разработок и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

Университетом, опять же, успешно реализована программа обновления приборно-лабораторной базы, позволяющая выполнять весь комплекс исследований по проблемам минерально-сырьевого комплекса, приобретено и внедрено в учебно-научный процесс самое современное отечественное и зарубежное геофизическое, геологическое и экологическое оборудование и приборы.

— А что в вашем случае подразумевает категория «Национальный исследовательский университет»?

— В нашем университете в связи с установлением категории «Национальный исследовательский университет» сформированы следующие приоритетные направления развития:
 технологическое развитие минерально-сырьевой базы;
 разработка эффективных и ресурсосберегающих технологий добычи и переработки минерального сырья;
 разработка технологий обеспечения экологической безопасности на объектах минерально-сырьевого комплекса;
 обеспечение экономического и правового механизмов управления недропользованием.

Все это взаимосвязано с такими приоритетными направлениями, как «Рациональное природопользование» и «Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика», а также с критическими технологиями федерального уровня: «Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи», «Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе», «Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения».

В рамках реализации программы развития «Национальный исследовательский университет» были сформированы и учрждены 16 ведущих научных школ университета.

— Можно подробнее о связи науки с практикой в инновационном развитии?

— Университет является одним из инициаторов создания утвержденных Правительством РФ технологических платформ «Твердые полезные ископаемые», «Материалы и технологии металлургии» и «Технологии добычи и использования углеводородов», в рамках которых будут объединены на прорывных направлениях усилия высших учебных заведений, крупнейших российских компаний и других заинтересованных бизнес-структур. Особенностью технологической платформы является ее комплексный межотраслевой характер, при котором охватывается весь спектр технологий, направленных на инновационное развитие ведущих секторов экономики России. Объединение в рамках технологической платформы бизнеса, науки, исследовательских университетов и высокотехнологичных средних и малых компаний позволит создать современный конкурентоспособный инжиниринг мирового уровня.

В направлении повышения эффективности взаимодействия с другими вузами и научными организациями в рамках программы инновационного развития университетом совместно с ГК «Ростехнологии» создан «Российский инжиниринговый консорциум», в целях которого оказание комплексных услуг в таких областях, как проектирование, научно-исследовательская деятельность, управление строительством новых и модернизация существующих объектов горно-металлургического комплекса.

Университет является инициатором создания национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов. Консорциум призван решать следующие задачи: подготовка кадров современного уровня для научно-технологического инновационного обеспечения минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов, формирование современной эффективной корпоративной системы подготовки квалифицированных кадров, разработка и реализация инновационных проектов на основе интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала, внедрение результатов научной, учебной, инновационной и технологической деятельности в бизнес-сообщество, создание эффективных инновационных систем, разработка высоких технологий, содействие реализации проектов и инициатив участников и т. д. Членами консорциума являются ведущие вузы России, основными направлениями которых являются развитие минерально-сырьевого комплекса и внедрение новых прорывных технологий во все стадии добычи и переработки полезных ископаемых.

Университет также является активным участником программ инновационного развития компаний с государственным участием. Внесены предложения в программы инновационного развития АК «Алроса», ГК «Ростехнологии», ОАО «Нефтяная компания “Роснефть”», ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти “Транснефть”».

— Осуществляется ли университетом сегодня международное сотрудничество?

— Университет принимает активное участие в международной программе с Американским фондом гражданских исследований и развития для независимых государств (фонд CRDF). На базе многолетних исследований ведущих научных школ, внедрения в исследования передовых информационных технологий, интеграции в мировую систему науки и образования, развития сотрудничества с зарубежными партнерами при поддержке фонда сформирован Научно-образовательный центр (НОЦ) «Фундаментальные исследования минералов-индикаторов петро- и рудогенеза».

Реализуется международная программа по исследованию Антарктиды в рамках российско-французского межправительственного соглашения и международного европейского проекта Epica (ЕС) по бурению исследовательских скважин во льдах Антарктиды.

В рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (направления 2.2.2.3 «Развитие научной и академической мобильности в рамках международного сотрудничества») в отчетном году было получено 11 грантов.

Заключены контракты с зарубежными компаниями «BP» и «Про Баренц АС». Университет совместно с компанией «АГ Фербунднец газ» (Германия) при поддержке правительства Германии ежегодно проводит российско-германский сырьевой форум по проблемным вопросам недропользования двух стран.

В целях реализации Болонского соглашения и более эффективного использования возможностей международной кооперации в подготовке высококвалифицированных специалистов в области освоения минерально-сырьевых ресурсов, основываясь на идеях европейской интеграции в высшем образовании и учитывая предложения ведущих высших горных школ Европы, 19 ноября 2007 г. подписан протокол о создании Международного университета ресурсов (IUR), участниками которого стали: Фрайбергская горная академия (Германия), Краковская горно-металлургическая академия (Польша), Горный университет города Леобен (Австрия), Санкт-Петербургский государственный горный университет, Национальный горный университет (г. Днепропетровск, Украина).

За три года наш университет принял участие в 38 международных и российских выставках, на которых представил более 150 разработок. На международных выставках изобретений и инноваций университет получил Гран-при и большую Золотую медаль SIIF-2010, 58 золотых, 54 серебряных и 11 бронзовых медалей, 92 диплома и 57 специальных наград.

— Каковы основные принципы современной стратегии развития Горного университета?

— В нашей стратегия развития:
 интеграция в международное образовательное пространство;
 внедрение инноваций и научной составляющей в учебный процесс, позволяющих готовить специалистов нового типа, набор компетенций которых будет соответствовать жизненно важным конкурентным потребностям горно-нефтегазодобывающих и горно-металлургических конгломератов России;
 проведение научных исследований на уровне, обеспечивающем их спрос на международном рынке научно-технической продукции;
 совершенствование подготовки кадрового потенциала университета с учетом достойного уровня оплаты труда и системы поощрения;
 дальнейшее развитие учебно-научной приборной базы путем приобретения современного уникального оборудования и приборов;
 создание комфортных условий преподавателям, сотрудникам, аспирантам и студентам для труда и учебы.

Автор: по материалам редакции
Дата: 21.12.2011
«Федеральный строительный рынок» № 97
Рубрика: Подземное строительство




«« назад