Публикации »

Байкальский экономический форум о приоритетах развития востока России

С 12 по 14 сентября в Иркутске проходил VII Байкальский международный экономический форум. Как сообщил на итоговой пресс-конференции губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, в рамках форума подписано 15 соглашений, а общая сумма ожидаемых инвестиций составила более 67 млрд рублей. В мероприятии приняли участие 1433 человека, в том числе 337 иностранных гостей из 28 стран мира.

В течение двух основных рабочих дней форума были проведены два пленарных заседания («О государственной политике и стратегии развития Сибири и Дальнего Востока. Институты развития. Инструменты поддержки» и «Сибирь и Дальний Восток: международная интеграция. Стратегия. Инновации и инвестиции»), пять международных конференций, десять круглых столов, заседание расширенной рабочей группы по лесному хозяйству и лесопользованию Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ. Число участников, выступивших на мероприятиях, составило более 200 человек. Были также развернуты экспозиции четырех специализированных выставок.

В работе VII Байкальского международного экономического форума (БЭФ) приняли участие 19 членов Совета Федерации, первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Александр Торшин, четыре депутата Государственной думы РФ, глава администрации Президента РФ Сергей Нарышкин, министр регионального развития Виктор Басаргин, делегации из 17 субъектов РФ. Также в мероприятиях форума участвовали вице-президент РАН академик Александр Асеев, семь действительных членов и членов-корреспондентов РАН, руководители 16 крупнейших наукоемких и финансово-промышленных компаний (En+Ggoup, «Газпром», «Алроса», «Сургутнефтегаз», ТНК BP, «Транснефть», РЖД и др.).

Приветствия участникам форума направили Президент РФ Дмитрий Медведев и председатель Правительства РФ Владимир Путин. В приветственной речи на открытии БЭФ заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин подчеркнул, что главной темой VII Байкальского международного экономического форума является государственная политика развития Байкальского региона и Дальнего Востока, перспективы интеграции и сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. С речами также выступили представители правительств Монголии, Китая и Франции.

Общее развитие и подготовка к саммиту

Как сообщил 12 сентября на VII Байкальском международном экономическом форуме министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, на реализацию программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.» в этом году из федерального бюджета будет выделено 36,2 млрд рублей, в следующие два года еще 54 млрд рублей. Всего за последние два года на реализацию программы было направлено 95,5 млрд рублей, в том числе более 68 млрд из федерального бюджета. За счет этих средств начато строительство 300 объектов, из которых 161 уже возведен.

В результате повысилась надежность энергоснабжения предприятий, расширилась дорожная сеть, осуществлена газификация населенных пунктов вдоль газопровода Сахалин – Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск. До конца года завершится реконструкция аэропорта «Улан-Удэ», и он сможет принимать все типы самолетов, а его пропускная способность вырастет до 1 млн человек в год.

При формировании предложений по финансированию программы на 2012–14 гг., по согласованию с Минэкомразвития и госзаказчиками, Минрегионом заявлена дополнительная потребность в 228 млрд рублей, что позволит оперативно завершить строительство 82 объектов особо важного значения и начать строительство еще 26-ти (преимущественно школ, больниц, автодорог, электросетей, мостов). Кроме того, предлагается за счет дополнительных средств из федерального бюджета приступить к строительству Сахалинской ГРЭС-2 и участков автодороги Вилюй.

Отдельное внимание министр уделил подготовке к саммиту АТЭС, намеченному на 2012 г. Из федерального бюджета на эту цель планируется выделить 205 млрд рублей, из них 196 млрд уже профинансировано. При этом, по словам Виктора Басаргина, реализована модель, создающая привлекательные условия инвестирования. В результате из внебюджетных источников ожидается 420 млрд рублей, то есть вдвое больше федерального финансирования. На сегодня из предусмотренных к возведению 96 комплексных объектов саммита более 70 находятся в стадии активного строительства, 8 сданы в эксплуатацию. В их числе морской грузовой терминал на острове Русский, водовод города Владивосток, взлетно-посадочная полоса аэропорта, объекты энергетики и сетевого хозяйства, дома для жителей острова Русский. Уже завершено строительство газотранспортной инфраструктуры.

В оставшееся до саммита время будет завершено строительство 120 км автодорог, которые обеспечат быстрое перемещение из аэропорта в город, а также по гористой местности Владивостока и в его островную часть. Эти дороги снабжены подъездными путями к трем мостовым переходам, не имеющим аналогов в мире.

Завершится также реконструкция аэропорта «Кневичи», пропускная способность его терминала уже в 2012 г. составит 5 млн пассажиров. А создание современного морского порта Владивостока позволит принимать крупнейшие суда мирового океана. Все это стимулирует развитие конкуренции между перевозчиками со снижением цен на перевозки.

Жилищное строительство

Одной из тем форума стало развитие жилищного строительства. Как сообщил Виктор Басаргин, в этом году на территории Дальнего Востока и Байкальского региона будет введено свыше 3 млн кв. м жилья, к 2020 г. ежегодный ввод возрастет до 10,5 млн кв. м, а всего за десятилетие будет построено свыше 60 млн кв. м.

«За последние три года при помощи различных инструментов государственной поддержки на общую сумму почти в 50 млрд рублей улучшили свои жилищные условия 35 тыс. жителей Дальнего Востока и Байкальского региона. С 2011 г. такая помощь существенно возрастет, мы поможем приобрести жилье 2 200 молодым семьям. Это столько же, как за предыдущие три года», — заявил министр. Он также добавил, что в этом году субъектам Дальнего Востока и Байкальского региона выделено 2 млрд рублей на ремонт 900 городских дворов и 400 проездов к ним.

Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, в свою очередь, приступил к освоению 127 участков общей площадью более 5 тыс. га в Сибирском федеральном округе и 9 участков площадью 562 га в Дальневосточном федеральном округе, как сообщил на форуме генеральный директор фонда Александр Браверман. Он, в частности, рассказал, что в ходе визита в Иркутскую область представители фонда осмотрели участки, которые в ближайшее время могут быть использованы под жилищное строительство. На них будет возведено как малоэтажное, так и многоэтажное жилье. «Сегодня стоимость жилья, построенного на землях фонда, на 25–30% меньше рыночной», — отметил Александр Браверман.

В рамках форума также был проведен круглый стол «Региональные аспекты реализации национального проекта “Доступное и комфортное жилье — гражданам России”». В дискуссии участвовали представители Министерства регионального развития РФ, Фонда содействия развитию жилищного строительства, Федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию, представители строительных организаций и ассоциаций.

В начале заседания с приветственным словом выступил помощник полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе Магомед Хандаев. Он напомнил, что до декабря 2011 г. в регионах должны быть приняты программы развития производства строительных материалов. Тему взаимодействия участников строительного рынка поддержал президент Союза строителей Сибири Михаил Фокин, в частности он сказал: «Территориальное распределение производственных мощностей позволит нам, в конечном итоге, не только снизить себестоимость квадратного метра жилья, но и наладить взаимодействие между регионами».

Руководитель службы жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области Денис Воронов затронул тему обеспечения безопасности долевого финансирования строительства и возможные варианты снижения рисков. «В области — около 300 действующих стройплощадок. Только на десяти строительство ведется с использованием исключительно собственных средств застройщика. Поэтому главный риск для строительной отрасли сегодня — отказ граждан от участия в долевом строительстве, и, чтобы этого не произошло, мы должны в корне изменить схему финансирования строительства». По предложению докладчика, граждане не должны полностью оплачивать строительство жилья, а только «бронировать» его на период строительства, внося от 10 до 30% стоимости.

Это предложение соотносится с программой, представленной Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию. В частности, генеральный директор АИЖК Александр Семеняка говорил о том, что, используя систему финансирования по программе жилищного агентства, дольщики финансируют строительство не более чем на 30% от общей стоимости жилья, а оставшуюся часть вносят после получения прав собственности.

Транспортная инфраструктура

ОАО «Российские железные дороги» предлагает выпустить инфраструктурные облигации Российской Федерации с последующим внесением привлеченных средств в уставный капитал РЖД. Об этом сообщил старший вице-президент компании Валерий Решетников на пленарном заседании форума. Облигации должны будут стать источником целевого финансирования инфраструктурных проектов.

Как показывают расчеты РЖД, поступления в федеральный бюджет от проектов развития железнодорожной инфраструктуры обеспечат возврат в уставной капитал ОАО «РЖД» средств за 10 лет. «Это очень хорошие показатели для инфраструктурных проектов, так как окупаемость инвестиций в инфраструктуру для самой компании при существующих тарифах превышает 20 лет», — отметил вице-президент РЖД. По его словам, только на развитие Байкало-Амурской магистрали до 2015 г. потребуется 256 млрд рублей, из них 63 млрд может инвестировать РЖД. На усиление Восточного полигона Транссиба до 2015 г. требуется дополнительно направить 183 млрд рублей, в целом на развитие сети — 400 млрд рублей (в ценах соответствующих лет, без НДС).

«Уже сегодня компания вынуждена ограничивать прием заявок на экспортные перевозки, в том числе новых объемов угля, в направлении портов Дальнего Востока. Это касается и перевозок грузов по БАМу в направлении портов “Ванино” и “Советская Гавань”», — прокомментировал Валерий Решетников.

Уточним, что при этом РЖД разработан комплекс мер по развитию Восточного полигона Транссиба до 2015 г. Кроме того, в 2010 г. актуализирована Стратегическая программа развития БАМа на период до 2020 г. В соответствии с этими программными документами для осуществления прогнозных объемов перевозок предполагается:
 построить и восстановить разъезды и раздельные пункты, построить вторые главные пути на БАМе с перспективой дальнейшей электрификации;
 развить станции (удлинить приемо-отправочные пути до длины 71 условного вагона) и обновить устройства тягового энергоснабжения на Транссибирской железнодорожной магистрали для организации движения тяжеловесных поездов весом до 6 тыс. тонн;
 завершить реконструкцию участка Карымская – Забайкальск;
 развить направление Междуреченск – Абакан – Тайшет.

«Хотя РЖД принимает все возможные меры по обеспечению прогнозных грузовых перевозок и созданию необходимых инфраструктурных условий, приходится признать, что единолично, без поддержки на федеральном уровне, мы не сможем полноценно решить столь масштабные задачи», — отметил Валерий Решетников. Старший вице-президент компании также сказал, что необходимо вернуться к вопросу государственных инвестиций в развитие инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы. По его словам, такая практика активно применяется развитыми и развивающимися странами мира, где в среднем более 30% финансовых поступлений железных дорог составляют средства государства».

Валерий Решетников также сообщил, что ОАО «Российские железные дороги» намерено восстановить работу пограничного перехода Махалино – Хуньчунь (КНР), а в перспективе ввести новый переход Нижнеленинское – Тунцзян (КНР). К тому же РЖД подготовлено обоснование инвестиций в строительство и последующую эксплуатацию мостового перехода Нижнеленинское – Тунцзян, а также реконструкцию линии Биробиджан – Ленинск.

Еще одним проектом РЖД, реализуемым в целях развития транзитного потенциала Дальневосточного региона, Валерий Решетников назвал восстановление Транскорейской магистрали и ведущиеся в его рамках работы по реконструкции участка железной дороги Хасан – Раджин и строительству терминала в северокорейском порту «Раджин». Завершить весь комплекс работ планируется в первой половине 2012 г.

Энергетика

На международной конференции «Европа – Россия – АТР: развитие энергетического комплекса», прошедшей под председательством руководителя администрации Президента РФ Сергея Нарышкина, особое место заняла презентация инновационного центра «Сколково», посвященная инфраструктуре для реализации проектов в сфере энергоэффективности.

Президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг сообщил о намерении поддерживать шесть энергоэффективных направлений: 1) генерация, 2) транспортировка энергии, 3) транспортировка тепла, 4) энергоэффективность ЖКХ, 5) энергоэффективность промышленности, 6) «зеленая» энергетика.

Меньше чем за год статус участника инновационного центра «Сколково» получили 157 компаний из 15 российских регионов, в том числе из Сибири и Дальнего Востока. Всего на сегодня в направлении «Энерготех» более 40 участников; еще 72 компании прошли экспертизу и в ближайшее время тоже станут таковыми. На грантовом комитете «Сколково» по направлению «Энергоэффективность» одобрено 13 заявок на получение гранта на сумму около 1 млрд руб., при этом соинвестирование составило аналогичную сумму. В кластере энергоэффективности есть участники из 11 регионов, в том числе из Сибири — Томска, Тюмени, Красноярска. В ближайшее время комитет планирует рассмотреть проекты представителей Байкальского региона и Дальнего Востока. Среди них уникальный для России проект создания Центра исследований и разработок «Интеллектуальные энергосистемы», примера кооперации академической и университетской науки — Института систем энергетики им. Мелентьева Сибирского отделения РАН (Иркутск) и Томского политехнического университета.

У «сертифицированных» участников «Сколково» есть интересные разработки в области энергоэффективности и ресурсосбережения, которые будут востребованы в Байкальском регионе и на Дальнем Востоке. Среди них создание информационно-аналитической системы предупреждения аварий в нефтегазовых комплексах России («Биосфера ТНК», Москва) и Центр компетенций «Инновационные технологии для нефтегазового сектора» (разработка новых эффективных технологий, существенно увеличивающих извлечение нефти на эксплуатируемых месторождениях Западной Сибири и новых карбонатных месторождениях в Восточной Сибири).

Есть также несколько проектов по переработке природного и попутного нефтяного газа (ПНГ). К примеру, московский «НГТ-синтез» работает над технологией переработки ПНГ в ароматические углеводороды, «Газохим техно» — над мини-оборудованием GTL с приемлемой рентабельностью для переработки ПНГ в синтетические жидкие углеводороды, а также его утилизации (создание энергохимического комплекса в местах нефтедобычи). Эта тема особенно актуальна для Сибири. Руководство «Сколково» считает, что участники инновационного центра смогут создать хорошую альтернативу факелам и закачке попутного газа в пласт и заинтересовать своими разработками энергетические и нефтехимические предприятия.

Два проекта высокоэффективных ветроэнергетических установок с возможностью размещения на зданиях и сооружениях реализуют челябинцы («Вертикаль», вертикально-осевые установки и гибридные системы) и петербуржцы («Оптифлейм», новое поколение малых и средних ветрогенераторов).

Отдельные регионы

Правительство Забайкальского края планирует завершить в 2016 г. реализацию проекта по освоению юго-восточных районов региона общей стоимостью более 100 млрд руб. Об этом на форуме сообщил губернатор края Равиль Гениатулин. Проект состоит из двух частей: cтроительство новой железнодорожной линии Нарын – Лугокан на участке ст. «Нарын-1» («Борзя») – ст. «Газимурский завод» и освоение Быстринского, Бугдаинского и Ново-Широкинского полиметаллических месторождений на юго-востоке Забайкальского края. Строительство железнодорожной инфраструктуры с финансированием из средств Инвестиционного фонда РФ обеспечит повышенный интерес инвесторов к существующему геологическому потенциалу Забайкалья и приведет к созданию одного из крупнейших в России горнорудных комплексов.

9 февраля 2010 г. было открыто рабочее движение от станции «Борзя» до станции «Александровский завод». На первом этапе реализации проекта было освоено 17,5 млрд руб., выделенных из Инвестфонда РФ, и 2,3 млрд — из средств ОАО ГМК «Норильский никель».

Рабочее движение от ст. «Александровский завод» до ст. «Газимурский завод» (в рамках инвестпроекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края») планируется открыть в декабре 2011 г. «Реализуемый проект позволит не только охватить транспортной инфраструктурой Быстринское и Бугдаинское месторождения, но также решить транспортно-логистические проблемы действующего Ново-Широкинского рудника. Велика инфраструктурная значимость дороги для намеченных к реализации крупных инвестиционных проектов освоения Березовского железорудного и Нойон-Тологойского полиметаллического месторождений, включенных в Программу приграничного сотрудничества с КНР. Реализация проекта даст мощный толчок для освоения новых месторождений полезных ископаемых, лесных ресурсов региона, улучшит транспортное обеспечение населения, создаст новые рабочие места в сфере транспорта и промышленности», — отметил Равиль Гениатулин.

Для обеспечения энергоресурсами зоны реализации инвестиционного проекта завершается строительство 3-го энергоблока Харанорской ГРЭС мощностью 225 МВт, начато строительство энергетической линии Харанорская ГРЭС — ГОК.

Второй этап реализации проекта — освоение месторождений и строительство горно-обогатительных комбинатов — осуществляется за счет средств ОАО ГМК «Норильский Никель». На освоение месторождений уже направлено 3,4 млрд руб. На Быстринском месторождении ведется проектирование и идут подготовительные работы к строительству объектов инфраструктуры ГОКа. Определен генеральный подрядчик — ООО «Востокгеология».
В ближайшее время начнется строительство подъездных дорог. По Бугдаинскому месторождению подготовлена конкурсная документация для определения генподрядчика проектирования ГОКа, ведется проектирование подъездных путей.

Равиль Гениатулин добавил, что Забайкальский край реализует ряд проектов Программы приграничного сотрудничества с КНР. В частности, в настоящее время завершаются геологоразведочные работы по освоению Березовского железорудного месторождения. По месторождениям Удоканское, Чинейское и Апсатское в рамках проекта освоения месторождений севера Забайкальского края в зоне Байкало-Амурской магистрали определены недропользователи, которые завершают работы по их геологическому изучению и выбору технологий обогащения руд.

В части строительства цементного завода на границе Оловянинского и Могойтуйского районов выполнены основные предпроектные работы, проведены исследования сырья, зарезервированы земельные участки. В промышленном парке в пос. Могойтуй завершено строительство объектов инфраструктуры 1-й очереди, всё готово к приему инвесторов, а в дальнейшем здесь запланировано расширение инженерной инфраструктуры промпарка.

Международное сотрудничество

На конференции «Механизмы поддержки и финансирования приоритетных инвестиционных проектов российско-китайского сотрудничества» с предложением о создании двухсторонней государственной структуры доверия для защиты и привлечения инвестиций выступил Вэн Чживэй — заместитель начальника Департамента международного сотрудничества, глава представительства в Москве Банка развития Китая. Китайские бизнесмены заявили о своем намерении вкладывать крупные инвестиции в российскую экономику при условии создания более комфортных условий для совместного бизнеса, в первую очередь, упрощения бюрократических процедур.

«На VII Байкальском экономическом форуме мы решили пока реализовать пробный небольшой инвестиционный проект — построить пятизвездочный отель в Иркутске, — поделился планами Вэн Чживэй. — Это будет первым шагом нашего сотрудничества с Россией». При этом он подчеркнул, что Банк развития Китая готов инвестировать миллиарды рублей в Россию, но не имеет гарантий возврата и отдачи вложений. Именно для снижения рисков Вэн Чживэй предложил создать государственную структуру доверия, которая будет защищать инвестиции.

Глава Минрегиона России Виктор Басаргин согласился рассмотреть возможность создания такой структуры. Скорее всего, сначала это будет рабочая группа по решению проблем, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в России.

Кстати, как заявил на конференции управляющий партнер московского офиса McKinsey&Company Ермолай Солженицын, объем китайских инвестиций в экономику России в 2010 г. превысил 300 млн долларов, что в 10 раз превышает российские вложения в экономику КНР. При этом объем китайских инвестиций продолжает расти, а российских, наоборот, снижаться. Если в 2007 г. прямые инвестиции России в бизнес Китая составляли 54 млн долларов, то в 2010 г. они упали до 30 млн. Китайские инвестиции за последние 5 лет увеличились с 112 млн до 308 млн долларов. Среди крупнейших проектов РФ в Китае эксперт назвал строительство Тяньваньской АЭС, совместное строительство нефтепровода Сковородино – Мохэ – Дацин» протяженностью 1 тыс. Км и завода по производству титановой продукции в городе Цзямусы. Кроме того, в рамках совместного проекта «Роснефть» и CNPC планируется открыть в Тяньцзине нефтеперерабатывающий завод мощностью 15 млн т нефти в год, а в Китае в целом до 500 АЗС. Проект рассчитан на 2011–2015 гг., инвестиции составят 3–4 млрд долл.

Среди крупнейших проектов Китая в России — строительство многофункционального жилого комплекса «Балтийская Жемчужина» в Санкт-Петербурге, цементного завода в Ленинградской области (производительностью 1,8 млн т), ЦБК в Читинской области, железнодорожной линии Кызыл – Курагино.

В 2011 г. государственный Экспортно-импортный банк Китая открыл кредитную линию Сбербанку РФ объемом 2 млрд долл. для инвестиций в российско-китайские проекты.

Виктор Самойленко, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Монголии, в свою очередь сообщил, что до конца нынешнего года будет подписано соглашение о приграничном сотрудничестве России и Монголии. Этот документ станет юридической основой для реализации ряда приоритетных проектов в сфере торгово-экономического сотрудничества двух стран. К таким проектам посол отнес, в частности, строительство новых веток железной дороги и модернизацию существующей транспортной сети Монголии.

Автор: по материалам редакции
Дата: 24.10.2011
«Федеральный строительный рынок» № 96
Рубрика: Регионы




«« назад