Публикации »

Административные барьеры: «ни подлезть, ни перепрыгнуть»

Вопрос о снижении административных барьеров в строительстве неоднократно поднимался первыми лицами государства. Тот факт, что России находится в самом конце списка стран по степени открытости экономики, говорит сам за себя. Очевидно, что решение этой проблемы необходимо начать с анализа самих барьеров, особенно в разрезе регионов. Национальное объединение строителей в течение всего 2011 г. совместно с Фондом «Институт экономики города» разрабатывали методику и собирали информацию по административным барьерам в 60-ти крупных городах России. О первых итогах исследования рассказал руководитель аппарата Национального объединения строителей Михаил Викторов.

—Исследование включает в себя выявление и оценку административных процедур строительства многоквартирного жилого дома на пяти этапах инвестиционного цикла:
1) землеустроительная и градостроительная подготовка;
2) проектирование;
3) строительство;
4) ввод объекта в эксплуатацию;
5) кадастровый учет и государственная регистрация прав на построенное здание.

Оценка административных процедур включает в себя определение их количества, продолжительности и стоимости каждой для застройщика. Окончательные результаты будут представлены в ноябре, однако и промежуточные результаты мониторинга в первых 17-ти городах представляют интерес. Так, общее количество составило 140 выявленных видов административных процедур в исследованных городах. Очевидно, что эта цифра увеличится по мере поступления данных мониторинга из других городов, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. Следует отметить, что во всех исследованных городах из 140 выявленных процедур применяется только 30 их видов, в основном это прямо предусмотренные федеральным законодательством, в частности:
 получение градостроительного плана земельного участка;
 получение технических условий на подключение или присоединение и заключение договоров на технологическое подключение;
 получение заключения государственной экспертизы инженерных изысканий и проектной документации;
 получение разрешения на строительство;
 прохождение проверок органа государственного строительного надзора;
 получение документов, подтверждающих соответствие построенного объекта установленным требованиям;
 получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
 внесение записей в кадастровый реестр и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.

Большинство из выявленных процедур (более 60%), однако, не предусмотрено федеральным законодательством и относится к региональным или муниципальным нормативам. Среди них есть такие, которые:
 применяются во всех городах (например, процедуры получения ордера на производство земляных работ, проведение технической инвентаризации построенного объекта);
 применяются во многих городах (например, процедуры получения схемы трассирования сетей, получения условий проектирования от различных организаций, согласования эскизного проекта, получения подеревной съемки, заключения экспертизы промышленной безопасности, акта раздела границ обслуживания сетей, акта состояния дымоходов и т. д.);
 процедуры, редко встречающиеся в отдельных городах (например, процедуры согласования земляных работ в органе охраны природы, в органе пожарного надзора, получения заключения тепловизионного контроля, акта на изоляцию фланца, заключения по электро- и химзащите, акта приемки пожарных гидрантов и т. д.).

Из 17-ти обследованных городов минимальное количество процедур (50) выявлено в Кирове и Благовещенске, а максимальное (110) — в Челябинске и Волгограде.

Следует отметить существенное отличие между городами Российской Федерации не только в количестве процедур, но также в их стоимости и сроках прохождения.

В этой связи Национальное объединение строителей по итогам мониторинга внесет свои предложения по установлению единого исчерпывающего перечня административных процедур инвестиционного процесса в жилищном строительстве, а также их стоимости и продолжительности. Нацобъединение считает также необходимым внедрение системы электронного правительства в указанной сфере. Законодательство должно обеспечивать застройщиков возможностью прохождения процедур путем подачи заявлений и документов в электронном виде за электронной цифровой подписью. НОСТРОЙ готов взять на себя финансирование разработки соответствующего программного обеспечения и бесплатно предоставить его всем муниципальным образованиям для пользования.

Автор: по материалам редакции
Дата: 24.10.2011
«Федеральный строительный рынок» № 96
Рубрика: Отраслевая реформа




«« назад