Публикации »

В Кронштадт пришел новый водовод

В черте Большого Петербурга по дну Финского залива на глубине 23 м проложен новый водовод (дюкер) длиной 7,5 км, по которому из Ломоносова в Кронштадт самотеком поступает ключевая вода. Он пришел на смену старому водоводу, отслужившему более трех десятков лет.

В области водоснабжения Кронштадт исторически занимал лидерские позиции в России. Первый водопровод здесь был построен в 1804 г. Он обслуживал морские казармы и госпиталь; жители города брали питьевую воду из колодцев, а позднее — из Обводного канала. Кронштадтская водонапорная башня стала одной из первых, построенных в России: ее возвели в 1836–1839 гг. по указу Николая I для обеспечения водой населения острова.

Однако вместе с тем население Кронштадта с самого начала сталкивалось с проблемами, связанными с качеством питьевой воды. Прибрежные воды были загрязнены, кроме того, при западных ветрах нагонялась балтийская морская вода с высоким содержанием соли. Изменение качественных характеристик воды могло происходить в короткие промежутки времени — в течение суток и даже дня. В отдельных случаях, при ухудшении качества воды в водопроводе, городские власти привозили для жителей города и городских учреждений пресную воду из Ломоносова.

В 1968 г. по дну Финского залива был проложен первый дюкер (напорный водовод, прокладываемый под руслом реки или пролива), по которому в Кронштадт стала поступать ключевая вода с Леволовских, Варваросинских и Гостилицких источников, расположенных в Ломоносовском районе Ленинградской области. За три десятилетия нормативный срок эксплуатации дюкера оказался исчерпан. В результате надежность водоснабжения потребителей в Кронштадте значительно снизилась. Кроме того, около города Ломоносов началось строительство морского многофункционального перевалочного комплекса — порта «Бронка». Корабельный фарватер становился глубже, поэтому требовалось увеличить и глубину залегания дюкера.

Строительство нового водовода для доставки ключевой воды из Ломоносова в Кронштадт началось в 2007 г. Он стал частью формируемого комплекса управления Южной зоной водоснабжения. Новый дюкер состоит из двух ниток, смонтированных из полиэтиленовых труб. Длина каждой нитки — 7,5 км, диаметр — 710 мм. Трубы проложены на глубине 23 м.

При строительстве дюкера использовалась технология горизонтально направленного бурения. Упрощенно это выглядит так: сначала бур проходит под землей заданный путь, а затем, возвращаясь обратно, протаскивает захваченную трубу. Уникальность технического решения состоит в том, что скважины наклонно направленного бурения выходят в дно Финского залива под водой и имеют большую протяженность.

«В России такая технология при строительстве дюкера применена впервые, — отмечают в департаменте информационной политики ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Если бы работы по устройству подводной траншеи проводились традиционным методом открытой прокладки, то со дна пришлось бы поднять миллион кубометров грунта. Применение современных технологий позволило уменьшить объем его разработки в 6 раз и значительно сократить сроки строительства, а также свести к минимуму негативное воздействие на экологию Финского залива».

Методом горизонтально направленного бурения были выполнены два участка дюкера: от береговой линии Кронштадта за южную бровку реконструируемого кронштадтского корабельного фарватера (длиной 2 км) и от береговой линии поселка Бронка за северную бровку проектируемой акватории портового комплекса (длиной 1,5 км). На обоих берегах залива были установлены буровые комплексы, а для перекачки отработанного бурового раствора к установке регенерации по дну Финского залива проложили две нитки временного дюкера. Благодаря этому ни капли технологического раствора не попало в море.

На оставшемся участке (длиной 4 км) трубы дюкерного перехода укладывали в разработанную подводную траншею методом свободного погружения.

Для строительства дюкера длинномерные плети полиэтиленовых труб доставили морским путем на двух плотах из пятнадцати секций по 500 м. Чтобы трубы, которые укладывали в подготовленную траншею, не всплывали, на плети через каждые 2 м были установлены железобетонные пригрузы весом 660 кг.

Подготовленные трубы по согласованию с Морской администрацией порта «Санкт-Петербург» буксировали от Красносельской станции аэрации, где была оборудована береговая база, в район производства работ (расстояние — 37 км). Плети устанавливали вдоль маячных свай, где их стыковывали и сваривали до необходимой длины. После гидравлических испытаний обеих ниток трубопровода трубы засыпали песком до проектных отметок.

Автор: по материалам редакции
Дата: 24.10.2011
«Федеральный строительный рынок» № 96
Рубрика: Подземное строительство




«« назад