Публикации »

«Первые Петергофские реставрационные мастерские» — опять первые в своем деле

В рамках большой петербургской реставрационной школы, ведущей в стране, иногда выделяют еще и петергофскую школу, если не самостоятельную, то уж точно имеющую свои уникальные особенности.
Ее традиции бережно хранят и успешно развивают в ЗАО «Первые Петергофские реставрационные мастерские» («ППРМ»). Недавно специалисты фирмы рапортовали еще об одной важной трудовой победе — завершении реконструкции Церковного корпуса Большого Петергофского дворца. В связи с этим событием и накануне Дня реставратора наш журнал обратился с вопросами к генеральному директору «ППРМ» Г. А. Агалиной, почетному строителю России.

–Наше предприятие расположено на символическом месте, — рассказывает Галина Александровна. — Изначально здесь был так называемый мастеровой двор, открытый в 1826 г.

Вся эта территория и расположенные на ней здания входят в Объединенную охранную зону Петродворцового района. Три памятника архитектуры находятся под охраной государства, и на нашей территории мы можем заниматься только реставрационными работами, имея определенное обременение по содержанию исторических зданий.

Сразу, как только после Великой Отечественной войны возникла необходимость восстановления утраченных памятников в Петергофе, здесь была открыта мастерская и уже тогда появились первые специалисты, которые стали заниматься именно реставрационными работами, поднимая из руин Большой дворец и все остальные разрушенные музеи, павильоны Петергофа.

Мы практически являемся правопреемниками располагавшейся здесь Первой производственной мастерской СНПО «Реставратор» — одного из крупнейших профильных объединений в Ленинграде. На сегодняшний день сохранена вся структура тех мастерских, ведущих свою историю с послевоенных лет, то есть все изначальные направления остаются действующими. У меня работает достаточное количество специалистов со стажем в 40 и более лет. И первые послевоенные мастера, которых, к сожалению, в живых уже не много, остаются нашими советчиками и всегда желанными гостями. На сегодняшний день у нас сохранена мастерская столяров-краснодеревщиков, мастерская резчиков, лепщиков, скульпторов, позолотчиков, мастерская по работе с камнем, есть и небольшая действующая кузница.

— Галина Александровна, а какие объекты стали для «Первых Петергофских реставрационных мастерских» знаковыми за последние годы?

— Я руковожу фирмой 13 лет, фактически с самого начала, как она образовалась в постсоветское время. За эти годы объектов было достаточно много, и основной объем работ осваивался именно в Петергофе. Если говорить о последних объектах, надо отметить, что в 2005 г. был введен в эксплуатацию Ольгин павильон на одноименном острове Колонистского парка. В 2009 г. завершен объект «Императорский телеграф», который в этом году откроется как музей. Также в 2009 г. сдан после реставрации наш петергофский павильон «Эрмитаж», где нами воссоздан по фотографиям и по одной сохранившейся детали подъемный стол. Теперь он полностью нормально действующий, как это и было при Николае I. В этом году в июне сдан госкомиссии объект «Церковный корпус» Большого Петергофского дворца. Торжественное открытие его состоится 12 июля.

— Можно подробнее об этом объекте?

— Это уникальный объект, где нами были реконструированы все интерьеры и экстерьеры. Церковный корпус, домовая церковь Святых апостолов Петра и Павла, имеет богатую историю, а последнее историческое событие, которое в ней происходило, это крещение цесаревича Алексея.

Церковь после войны была восстановлена, но одноглавой, и издалека больше походила на обычный павильон. Так уж распорядилась советская идеология. При перестройке было принято решение, что церковь все-таки следует восстановить такой, какой она была ранее — пятиглавой. В 2001 г. мы начали первые работы на этом объекте. В 2003 г. к 300-летию Санкт-Петербурга была закончена купольная часть, завершены работы по воссозданию четырех главок, крестов и всех украшений, которые находились на кровле, ведь исторически церковь выглядела очень помпезной, торжественной.

Потом были продолжены работы уже в интерьерах храма. Они тоже помпезные — церковь создавалась по проекту Растрелли, а это барокко с массой присущих стилю украшательств и обилием резьбы и позолоты.

Сохранившиеся от Растрелли только четыре колонны на восточной стороне за иконостасом тоже достались нам полуразрушенными. Кирпичная кладка, лепка и так далее — всё было разрушено. Потребовалось проделать очень большую и серьезную реставрационную и консервационную работу.

Сложностей при выполнении всех работ было очень много еще и по той причине, что кроме акварели Эдуарда Гау и единственной фотографии, которая показывала нам один угол трапезной, в архивах больше ничего не нашлось. Достаточно имелось фотографий только по иконостасу, а всё остальное приходилось воссоздавать по аналогии с интерьерами Большого дворца в Петергофе. При этом было немало споров и поисков, над моделями работала большая группа скульпторов и лепщиков, у каждого было свое видение, понимание стиля барокко. Но все равно нашлись верные решения.

Интересный момент также в том, что объект был без подпола, без технического подвала. Мы сделали его, увеличив пространство под полом, и сейчас все коммуникации, которые находятся на объекте, скрыты от глаз, т. к. проходят именно через подвал.
На этом объекте после 2004 г. финансирование прекратилось, и работы продолжились только в октябре 2008 г. Причем делать их пришлось уже в очень сжатые сроки, а объемы были впечатляющие. Так, если говорить о золочении, то у нас ушло 6,1 кг на экстерьерную часть, то есть на купола, кресты и украшения, и 6,7 кг сусального золота на интерьер. Помогали нам и подрядные организации. Было привлечено большое количество позолотчиков, резчиков. С нами работали такие компании, как ООО «Ресстрой» и ООО «Алькор-2». И, конечно, всеми инженерными сетями занимались специализированные организации. Живопись воссоздавалась по отдельным договорам заказчика с Академией художеств и фирмой «ПИК».

— Что видится Вам наиболее важным для предприятия сегодня?

— Для всех реставраторов перспективы связаны в первую очередь с финансированием, а объемы его в этом году невелики. Сейчас мы к 300-летию Ораниенбаума выполняем некоторый объем работ по паркетным полам в Меншиковском дворце (на субподряде у фирмы «Деметра») и ищем новые заказы, в том числе за пределами своего региона. Так, 25 мая в Архангельске состоялось открытие отреставрированного нами памятника Ломоносову. На торжестве присутствовал вице-премьер Правительства РФ Алексей Кудрин. Наша работа была оценена как достойная, и нам вручили благодарственное письмо. Будут заказы в других регионах — снова поедем. Мы достаточно мобильны.

Еще я бы отметила, что на сегодняшний день очень важна также здоровая конкуренция, которая на практике зачастую отсутствует.

Следующей проблемой для реставрационного направления сегодня становятся квалифицированные кадры. Наше преимущество в том, что у нас сохранена так называемая петергофская школа (есть такое негласное определение), которая всегда отличалась от любой другой. Так, в Петергофе изначально был организован большой участок позолотчиков, и их исторически учили именно здесь, на рабочих местах, поскольку не было и нет специального заведения, которое готовило бы таких специалистов. И я считаю, что таких мастеров надо сохранять во что бы то ни стало.

— Что бы Вы пожелали коллегам накануне Дня реставратора?

— Прежде всего творческих успехов, а также чтобы мы были более сплоченными в достижении наших общих интересов, связанных с реставрацией и сохранением объектов культурного наследия. И, конечно, желаю добра и счастья каждой семье. От коллектива ЗАО «Первые Петергофские реставрационные мастерские» поздравляю всех реставраторов с профессиональным праздником!

Автор: по материалам редакции
Дата: 30.06.2011
«Федеральный строительный рынок» № 93
Рубрика: Культура и наследие




«« назад