Публикации »

ООО «Ресстрой»: от лучших традиций до лазерных технологий

Петербургское ООО «Ресстрой» было образовано в 1994 г. по инициативе директора ГМЗ «Царское Село» Ивана Саутова. Стратегически для фирмы изначально ставилась задача освоить полный комплекс основных реставрационных работ, от общестроительных до позолоты декоративных фрагментов и воссоздания живописного декора. Во всем этом «Ресстрой» давно уже преуспел, а сегодня компания продвигает на реставрационном рынке передовые технологии, за которыми будущее.

За 17 лет ООО «Ресстрой» из фирмы на первых порах практически общестроительного профиля превратилась в многопрофильное предприятие, выполняющее все виды реставрационных работ. Работая в Царском Селе по реконструкции интерьеров Екатерининского дворца, особое внимание специалисты предприятия уделяли сохранению традиций позолотных работ.

Сегодня компания располагает едва ли не самой большой в стране бригадой опытных позолотчиков. Кстати, качественным скачком в этом направлении для «Ресстроя» стала в 1996–1999 гг. работа в Большом Кремлевском дворце и в корпусе №1 Московского Кремля. Фирме были доверены позолотные работы огромного масштаба — 1 500 кв. м.

К 300-летию Царского Села была проделана большая работа: отреставрированы уникальные парковые павильоны «Эрмитаж» и «Концертный зал», отреставрированы и позолочены купола дворцовой церкви, воссоздан Арабесковый зал. Но это все уже позади. Сегодня фирме доверили выполнить реставрацию уникального паркета XVIII в. из интерьеров Китайского дворца в Ораниенбауме.

Рассказывает Сергей Комков, рестав-ратор-паркетчик с 34-летним стажем:
— То, что мы сейчас делаем к 300-летию Ораниенбаума, выполняется впервые за всю историю дворца. Сложность заключается в том, что паркет износился практически до нуля, и, когда требуется замена, нелегко подобрать породу, даже вообще ее определить. Но мы справляемся и с реставрацией, и с воссозданием утраченных частей. Продолжаются работы и по Екатерининскому дворцу, с паркетом Агатовых комнат. Вообще-то таких специалистов осталось мало, но мы в «Ресстрое» сохранили питерскую школу и четко знаем, что надо делать.
Одним из видов деятельности ООО «Ресстрой» является реставрация скульптур, и вот как раз в этом направлении сегодня фирма не столько хранит традиции, сколько продвигает инновации, пока что не особо привычные для России. Речь о новейших технологиях в реставрации мраморных скульптур.

В российской реставрационной практике традиционно используются химические и механические методы. Однако современной науке известны более безопасные технологии. Первый успешный опыт очистки лазером был получен в Венеции еще в 70-е гг. Сегодня в мире более сотни реставрационных центров и лабораторий на постоянной основе используют лазерные технологии. Начали их применять и в России, а в числе первых этот метод освоила компания «Ресстрой». Так, серьезной удачей стал комплекс работ по реставрации скульптуры «Зефир, качающийся на ветке», созданной из каррарского мрамора в 1860 г. известным скульптором Бродским (в настоящее время она находится в собрании ГМЗ «Царское Село»). Удалось полностью избавить ее поверхность от различных наслоений, при этом специалисты «Ресстроя» смогли полностью отказаться от использования традиционных способов очистки.

— Основное достоинство применения лазера — максимально щадящее воздействие на материал, позволяющее, с одной стороны, эффективно удалять загрязнения различного рода, а с другой — сохранить в неприкосновенности микрорельеф поверхности и имеющуюся на ней патину времени, — поясняет Вадим Парфенов, к. т. н., руководитель лаборатории лазерных технологий ООО «Ресстрой».

Актуален также вопрос о постепенной замене копиями скульптур из натурального мрамора, находящихся в экстерьерных условиях. По этому пути давно уже пошли в Италии и других странах Европы, где на сегодня прогрессивным считается лазерный метод копирования. «Ресстрой» предлагает именно такую, принципиально новую для России, технологию, в основе которой трехмерное лазерное сканирование. На первом этапе создается высокоточная виртуальная копия с точностью до десятой доли миллиметра. Эти модели могут быть использованы и для составления электронных паспортов, которые абсолютно незаменимы в случае утраты или повреждения объекта. Можно реконструировать и ранее утраченные фрагменты памятников. А на втором этапе с помощью станка ЧПУ изготавливается точная мраморная копия. Наконец, остается полировка, которая выполняется скульптором, но и здесь лазерный сканер позволяет контролировать соответствие копии оригиналу.

Лазерные технологии уже получили высокую оценку, в частности, специалистов ГМЗ «Гатчина» и Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга. Генеральный директор ООО «Ресстрой» Геннадий Кравец при этом не призывает забыть привычные методы реставрации:
— Во многих случаях наиболее разумна комбинация старых и новых методов. Но мы показываем, что есть технологии, которые исключают человеческий фактор в такой тонкой области, как реставрация мраморных скульптур. Сегодня, опять же, есть альтернатива — изготовление копий памятников из камнезаменителя (но временем еще не доказано, что этот материал долговечнее мрамора). Каждый волен выбирать сам: бижутерия или произведение из натурального камня по сопоставимой цене — что лучше?

ООО «РЕССТРОЙ»
196601 Россия, Санкт-Петербург,
г. Пушкин, ул. Глинки, 16/8
Тел./факс (812) 676-4869
E-mail: res.spb@mail.ru

Автор: Игорь Павлов
Дата: 30.06.2011
«Федеральный строительный рынок» № 93
Рубрика: Культура и наследие




«« назад