Публикации »

Единый реестр экспертов как отправная точка

О саморегулировании сегодня можно говорить как о площадке для дискуссий, генераторе свежих идей, проводнике принципиально новых решений. Так, специалисты строительной отрасли выступают c инициативой создания негосударственной экспертизы, формирования «элитного корпуса» собственных аттестованных экспертов по всем специальностям и во всех регионах.

Этот институт видится как сегментированное и структурируемое по отраслям саморегулируемое сообщество профессиональных управляющих, назначаемых по результатам квалификационного отбора заказчиком и лично отвечающих за организацию и результат инвестиционного проекта. Формируемый пул профессиональных экспертов и управляющих должен быть внесен в соответствующий государственный реестр, так же, как сейчас вносятся в реестр Ростехнадзора сведения о СРО в области строительного сектора экономики. Надлежит также продумать процедуру ведения в открытом доступе профессиональных историй по каждому отдельно взятому эксперту и управляющему, форму и содержание их периодической аттестации и иные подобные процедуры.

Первый камень

Сегодня можно говорить об отправной точке становления экспертного сообщества. 24 января сего года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ «О единой национальной системе аккредитации», согласно которому на Министерство экономического развития возлагаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации. Это означает создание Федеральной службы по аккредитации, которая среди прочего будет выдавать сертификаты экспертам и экспертным организациям, привлекаемым федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий.
О необходимости подобной системы аккредитации еще в прошлом году высказывался председатель совета ОНП «Главсоюз» Алексей Пышкин: «Среди стратегических задач я бы выделил важное направление по консолидации усилий руководителей СРО всех видов для создания условий необратимости процесса развития саморегулирования в строительной отрасли России, в рамках которой необходимо образовать экспертное сообщество, структурированное по отраслевому принципу и аккредитованное при органах государственной исполнительной власти и местного самоуправления».

Что делать?

Какие же функции возлагаются на экспертов в строительной отрасли и какие требования предъявляются к самим экспертам?

Экспертиза строительства позволит оценить качество выполняемых работ, их соответствие проектным, договорным и государственным требованиям. Проведенная на подготовительном этапе экспертиза позволяет оценить соответствие проектной документации техническому заданию и обоснованность составленной сметы. Частная (или независимая) экспертиза может быть проведена по желанию как заказчика, так и подрядчика, в то время как государственная экспертиза организуется на принципах обязательности ее проведения в установленном порядке.

Если обратиться к зарубежному опыту, то, например, в Германии эксперты должны обладать достаточными знаниями и опытом работы в области проектирования и строительства, им запрещено заниматься предпринимательством в строительстве или смежных с ним сферах. Еще одно обязательное требование — быть свободным от профессиональных, финансовых или прочих зависимых отношений с субъектами строительной отрасли. Соблюдение этих требований делает экспертов беспристрастными и неподкупными в своих оценках, что немаловажно для нашей страны.

Как отмечает президент Экологической ассоциации предприятий Северо-Запада Валентин Тарасенко, позиция эксперта должна быть предельно беспристрастной и объективной, но поскольку итогом и результатом работы эксперта является составление мнения, то это мнение как раз может быть оспорено. Только со стороны кажется, что все ясно: есть, например, закон, есть и правонарушение, и эксперту всего лишь следует проанализировать то, что он видит, и дать определенное суждение. Если он сам не вовлечен в процесс, то собственной прямой заинтересованности у него нет. Его работа даже сложнее, чем деятельность аудитора, проверяющего экономическое состояние предприятия, ведь эксперту приходится работать с множеством субъективных и объективных факторов.

В полной мере это относится к решению проблем коррумпированности контрольных органов и развитию эффективной конкуренции. Для этого, по мнению Алексея Пышкина, необходимо ввести персонифицированную ответственность на строительном рынке. За качество выполняемых работ, соблюдение сроков, соответствие техническим нормам должна отвечать не только юридическая фикция, но и конкретное лицо — управленец, чья деловая репутация является гарантом качества работ.

«Все знают, как легко зарегистрировать новое юридическое лицо. Но сложно переписать профессиональную историю специалиста, руководителя. Для этого и необходимо сформировать реестр экспертов. Основные задачи такого «пула» — выработка экспертных заключений, предложение оптимальных решений и участие в их реализации. Профессиональная история каждого аккредитованного эксперта должной постоянно обновляться и быть доступна для всех участников строительного рынка», — комментирует председатель совета ОНП «Главсоюз».

Участники процесса саморегулирования уже имеют в своем составе сообщество экспертов в различных направлениях и областях профессиональной деятельности. В этом сообществе необходимо выделить профессиональную элиту — тот высший слой, который затем можно будет аттестовать и аккредитовать. Очевидно, что специалисты, являющиеся штатными сотрудниками отраслевых СРО, могут быть кандидатами в то добровольное сообщество, которое станет ядром всероссийской организации экспертов. Подобная система позволит организовать на строительном рынке независимый контроль качества и создаст благоприятную основу для обеспечения безопасности в строительстве.

Пресловутый 94-й

Одновременно с созданием «пула» на повестке дня и модернизация системы госзаказа посредством создания института независимых организаторов конкурсных торгов, чтобы обеспечить участие экспертов СРО в процедурах размещения и выполнения государственных контрактов, организацию независимого контроля конечного качества на всех этапах изыскательских, проектных и строительно-монтажных работ.

ОНП «Главсоюз» направило официальные письма с инициативным предложением по изменению концепции ФЗ-94 «О размещении заказов для государственных и муниципальных нужд» в администрацию Президента РФ, Минэкономразвития и НОСТРОЙ. Данные письма стали результатом активного обсуждения изменений в ФЗ-94.  Из Министерства регионального развития поступил официальный ответ, адресованный председателю совета ОНП «Главсоюз», в котором, в частности, говорится: «Ваши предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» рассмотрены и будут использованы в работе при его актуализации».

Среди прочих моментов большая часть предлагаемых ОНП «Главсоюз» изменений в концепцию ФЗ-94 напрямую взаимосвязана с появлением между заказчиком и подрядчиком третьей силы, готовой ответить за свои действия репутацией, средствами, местом в соответствующем реестре. В качестве такой силы и предлагается ввести экспертов, поручив им проведение независимой экспертизы условий конкурсов, в том числе антидемпинговых. В обсуждении проблем эффективности выполнения госзаказов предполагается участие экспертов-аудиторов, которые объединяются в экспертный  совет, дающий возможность проводить независимый мониторинг промежуточных этапов и конечных результатов выполнения требований конкурса, а также привлекать эксперта-аудитора на любом этапе реализации госзаказа для независимого освидетельствования объемов и качества  работ (по утвержденным тарифам).

Предполагается, что подобные специалисты будут объединяться в саморегулируемые организации экспертов по следующим принципам:
 личной ответственности членов СРО за результаты своей деятельности;
 использования рейтингов, квалификационных аттестаций участников, а также профессиональных историй членов СРО;
 образования компенсационного фонда, страхования ответственности.

Намеченный путь реализации данной концепции включает такие шаги, как расширение компетенции СРО изыскателей, проектировщиков и строителей в части управления качеством и обеспечения безопасности в капитальном строительства, введение институтов специализированных организаторов конкурсных торгов, независимого контроля качества и технадзора, управляющих инвестиционными проектами, законодательное и экспертное регулирование условий госконтракта, в том числе и ценообразования, и др.

Перспективы

Сегодня активно ведется  работа по созданию первой электронной базы экспертов в строительной отрасли, для чего специалистами ОНП «Главсоюз» разработана и разослана членам партнерства специальная анкета. При координаторе НОСТРОЙ по СЗФО Алексее Белоусове образована рабочая группа по формированию единого пула экспертов. По мысли разработчиков, профессиональный контроль со стороны такого сообщества экспертов должен быть обязательным там, где есть государственные деньги, в остальных случаях — факультативным, включая контроль качества экспертами по инициативе подрядчика или поставщика.

Каков в общих чертах механизм функционирования нового института? Предположим, проект финансирует государство или же инвестиции осуществляются на принципах государственно-частного партнерства. Заказчиком выступает Минрегионразвития, которое нанимает профессионального управляющего, прошедшего процедуру внесения записи о нем в государственный реестр и являющегося членом саморегулируемого сообщества. При этом обе стороны договорных отношений понимают, что ненадлежащее выполнение своих обязанностей для такого члена сообщества управляющих влечет за собой его карьерный крах, прекращение профессиональной деятельности и утрату высокого социального статуса.

Таким образом, должен появиться независимый от заказчика экспертный отраслевой контроль качества по всей цепочке: от согласования технического задания, рабочего проектирования, поставки оборудования и материалов до выполнения строительно-монтажных работ и передачи объекта в эксплуатацию, будь то жилое здание, промышленное сооружение или инфраструктура городов. Вообще же в самой системе саморегулирования заложен колоссальный потенциал организационного и институционального развития в части обеспечения эффективности и конечного качества поставок, а также качества выполняемых работ и предоставляемых услуг во всех отраслях экономики.

Автор: Сергей Васильев
Дата: 30.04.2011
«Федеральный строительный рынок» № 91
Рубрика: Промышленное и гражданское строительство




«« назад