Рынок торговой недвижимости: в Европе преобладает снижение
В странах Европы объемы ввода новых торговых площадей продолжают сокращаться. Сохраняется тенденция, наметившаяся в период кризиса, когда была приостановлена или отменена реализация многих проектов в данном сегменте недвижимости. Из крупнейших европейских стран только Франция, Германия и Италия в последние два года пополнились заметным объемом торговых площадей. При этом значительная их часть приходится на долю торговых центров, открывшихся после реконцепции. Наиболее активно вводятся в эксплуатацию торговые центры в Германии. Это объясняется тем, что показатель обеспеченности населения торговыми площадями здесь по-прежнему остается заметно ниже среднеевропейского. По итогам 2010 г., в Германии будет введено в эксплуатацию около 200 тыс. кв. м площадей в крупных торговых центрах метражом свыше 10 тыс. кв. м. Самые значительные из них Rhein-Galerie (30 тыс. кв. м) в Людвигшафине и Rathause-Galerie (22,6 тыс. кв. м) в Леверкузене. Во Франции объем торговых площадей, введенных в эксплуатацию за последние 1,5 года, составил 550 тыс. кв. м. Они распределены между 40 торговыми центрами, большинство из которых вводится в строй после реконцепции, сопровождавшейся их расширением или частичным переоборудованием. Самый крупный проект этого года во Франции был завершен в Лионе, где на 15 тыс. кв. м был расширен молл Okabe. В Италии объемы ввода в эксплуатацию новых торговых центров растут на протяжении последних трех лет. Все крупные проекты, реализация которых запланирована на ближайшее время, сосредоточены в южной части страны, где, в отличие от севера и центра Италии, показатель обеспеченности населения торговыми площадями пока уступает среднеевропейскому. Самым крупным проектом, реализованным в последние годы, является введенный в эксплуатацию в 2007 г. в Риме торговый центр Porta Di Roma общей площадью 73,5 тыс. кв. м. Европейский рынок стрит-ритейла пока восстанавливается медленнее сегмента торговых центров и ритейл-парков. Особенно сильно снижение покупательной способности европейского населения сказалось на помещениях, расположенных вне основных торговых коридоров. Уровень вакантности здесь продолжает расти, а арендные ставки снижаются. В Великобритании снижение арендных ставок на помещения стрит-ритейла наблюдается по всей стране. Исключение составляют главные торговые магистрали Лондона, Оксфорд-стрит, а также прилегающие к ним улицы. Расположение в зоне деловой активности и концентрации туристических потоков позволяют этим торговым магистралям сохранять сильные позиции. Так, в августе 2010 г. испанская компания Desigual арендовала на Оксфорд-стрит помещение за 9 тыс. евро/кв. м в год, в то время как средняя арендная ставка на этом участке не превышает 7 тыс. евро. К примеру, арендная ставка на Кауфингер-штрассе в Мюнхене в конце первого полугодия 2010 г. составила 3 780 евро/кв. м в год, причем на тот же период прошлого года она находилась на уровне 3 720 евро. Во Франции даже в период кризиса покупательная способность населения и объем оборота ритейлеров существенно не сократились благодаря политике социальной поддержки, проводимой французским правительством. В итоге этот сегмент экономики проявил наибольшую устойчивость и надежность в период спада. Национальные и международные бренды сохранили за собой помещения на основных торговых коридорах крупных городов. В результате усилившейся конкуренции между торговыми операторами характерным явлением для рынка стрит-ритейла Парижа в 2010 г. Во II квартале 2010 г. нижний уровень арендных ставок заметно повысился на многих других парижских улицах, к примеру, бульварах Сен-Жермен и Сен-Мишель. Самая крупная сделка года в сегменте стрит-ритейла была зафиксирована в третьем квартале в Париже, где испанский ритейлер Desigual арендовал помещение на улице Rivoli. К заметным событиям французского стрит-ритейла можно отнести и открытие в первом полугодии магазина H&M на Елисейских полях. Испанский рынок аренды торговых помещений продолжает испытывать трудности. При этом интерес к нему проявляют многие международные бренды. В этом году такие ритейлеры, как Abercrombie, Fitch, Uniqlo и Primark, открыли в крупных испанских городах свои магазины и продолжают поиск помещений для дальнейшего расширения своего представительства, однако число доступных ликвидных предложений пока сильно ограничено. Спустя два года начали активно арендовать крупные площади и сетевые операторы общепита. Самой крупной сделкой I полугодия 2010 г. стала аренда в Мадриде торгового помещения площадью 1 880 кв. м под магазин торговой марки Zara. Но несмотря на усилившуюся активность со стороны ритейлеров помещения, расположенные на удалении от основных торговых улиц, продолжают активно освобождаться. Компании, обанкротившиеся в результате кризиса, покидают арендуемые площади. Повышающийся с 2009 г. уровень вакантности площадей даже на основных торговых улицах вынуждает собственников помещений идти на пересмотр размера арендной ставки как для новых арендаторов, так и в случае пролонгирования договора с прежними. В ближайшее время, согласно прогнозам компании Astera (Санкт-Петербург) в альянсе с BNP Paribas Real Estate, снижение арендных ставок продолжится.
В Германии основные торговые улицы крупных городов практически не ощутили на себе негативного влияния экономического кризиса благодаря тому, что и немецкие, и международные бренды стремились сохранить за собой ликвидные помещения стрит-ритейла. В результате арендные ставки на основных торговых коридорах оставались стабильными, лишь незначительно повысившись по сравнению с 2008 г.
стало сокращение разницы между верхним и нижним уровнем арендных ставок. В конце первого полугодия 2010 г. на Елисейских полях, где арендная ставка составляет 10 тыс. евро/кв. м в год, коридор арендных ставок сократился на 1000 евро по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Автор: Сергей Васильев Дата: 23.12.2010 «Федеральный строительный рынок» № 88 Рубрика: Промышленное и гражданское строительство |