Публикации »

Два новых знака качества в копилке Союза реставраторов

Золотой знак качества «Сделано в Санкт-Петербурге», по итогам ежегодного конкурса «На лучшую реставрацию объектов культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга», получили две компании Союза реставраторов СПб. Губернатор города Валентина Матвиенко вручила награды руководителям этих организаций — ООО «Пассим» и ЗАО РПНЦ «Специалист».

Имперская роскошь интерьера
Эта победа была предсказуема. Мраморный зал Мраморного дворца, щедро подаренного Екатериной Великой своему фавориту Григорию Орлову, уже по определению — образец царской роскоши. Тем более что подарок был сделан за активную помощь в завоевании русского престола. Все в этом первом петербургском дворце, облицованном камнем, говорит об августейшей щедрости и имперских амбициях.

Главный зал дворца декорирован в стиле позднего рококо с элементами Ренессанса и, в соответствии с названием, отделан несколькими видами натурального мрамора: уральским, карельским, греческим, итальянским и лазуритом прибалтийским, а также трехцветным искусственным мрамором. Богато золоченый декор объемного двухсветного помещения ослепляет: свод украшен орнаментальной лепкой, на стенах барочные филенки с розетками и около 30 барельефов, 16 из которых принадлежат руке Ф. Шубина; цветной паркет А. Ринальди — архитектора Мрморного дворца — состоит из 11 ценных пород дерева… Все это и прочее убранство требовало реставрации или воссоздания. Более ста специалистов компании «Пассим», удостоенной награды, трудились на протяжении двух с половиной лет. Причем за реставрацию живописного плафона зала площадью больше 33 кв. м «Свадьба Купидона и Психеи» работы С. Торелли фирма уже получила аналогичную премию в 2008 г.

Стоит сказать, что ООО «Пассим», название которого переводится как «вездесущий», доверили эту сложную, многоплановую работу не случайно. Компания имеет собственную оборудованную базу: столярный и слесарный цеха, лепную и позолотную мастерские и, конечно же, штат высококвалифицированных реставраторов. Помимо прочего они отлично справились с реставрацией инкрустированных дверей, с воссозданием кронштейнов, карнизов и бронзовых люстр, а также роскошного мебельного гарнитура Мраморного зала.

Все работы проходили под постоянным контролем специалистов КГИОП и Государственного Русского музея. Главный зал Мраморного дворца, в котором прежде размещались временные экспозиции, сегодня сам является музейным экспонатом.

Мосты в стиле шинуазри
Закономерно и то, что в поле зрения конкурсной комиссии попали памятники ГМЗ «Царское Село», отметившего нынешним летом 300-летие. Из множества объектов музея-заповедника, в предъюбилейной реставрации которых были задействованы компании Союза реставраторов, отмечены два малых Китайских моста Ч. Камерона в Александровском парке, недалеко от Китайской деревни.
Изначально выполненные в дереве, мосты почти сразу были перестроены в металле, а их архитектурные элементы выкрасили масляными красками в яркие цвета восточной палитры, отдельные детали позолотили. Стоит отметить, что чугунного литья в таких масштабах тогда не было даже в Западной Европе.

Несмотря на хорошее, для своего времени, качество металла, реставрационные работы на мостах проводились неоднократно, последний раз — в начале XX в. Современную реставрацию, больше похожую на воссоздание, мосты встретили в удручающем состоянии: каменные устои были подмыты, металлические арки сильно коррозированы, настилы из чугунных досок находились в аварийном состоянии, декоративные портики вовсе обрушились. Реставрацию Китайских мостов выполняли мастера ЗАО РПНЦ «Специалист» — они тщательно отреставрировали сохранившиеся подлинные конструкции и детали 1780-х годов, восстановили утраченные элементы и полихромную окраску.

— Особую сложность для нас представляли декоративные выколотные детали в виде «драконов», расположенные на портале одного из мостов, — рассказывает главный инженер компании «Специалист» Леонид Курганский. — Детали не сохранились, и работали мы по фотографиям и архивным документам. Научный совет ГМЗ и КГИОП уделил этой работе пристальное внимание, на каждом ее этапе проводилось согласование: утверждались эскизы художника, проект архитектора и, отдельно, цветовая гамма. К счастью, в Китайской деревне сохранились раскрашенные драконы, которые были приняты за образец.

Сегодня малым Китайским мостам возвращен первозданный вид. Вот только историческая масляная краска, как недолговечная, была заменена современным уретановым окрасочным покрытием. Сегодня на этих переправах хочется подолгу стоять: все в них дышит красотой и историей.
Каждый год, выдвигая соискателей на конкурс «Сделано в Санкт-Петербурге», КГИОП руководствуется самыми строгими критериями качества и научности реставрации. И всякий раз в итоге пальма первенства достается компаниям Союза реставраторов, что свидетельствует о стабильно высокой оценке их труда.

Автор: по материалам редакции
Дата: 23.12.2010
«Федеральный строительный рынок» № 88
Рубрика: Культура и наследие




«« назад