Евгений Крючихин: «Подвижки есть, но необходима система»
Главной целью Ассоциации по экологическому партнерству при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате изначально заявлено улучшение экологической обстановки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Путь к этому ведет через развитие и распространение новейших природоохранных технологий при грамотной координации деятельности профильных предприятий ради комплексного решения проблем. Естественно, многие вопросы при этом касаются жилищно-коммунального хозяйства, а также непосредственно строительной отрасли. За комментариями по сегодняшней ситуации журнал «ФСР» обратился к председателю правления АсЭП Е. М. КРЮЧИХИНУ. — Евгений Михайлович, каковы сегодня приоритеты у Ассоциации по экологическому партнерству? — В среде российских девелоперов зазвучал термин «зеленое строительство», а подразумеваются при этом обычно коттеджные и малоэтажные поселки. Судя по деятельности АсЭП, насколько активно это новшество приживается в нашей стране и насколько здесь действительно важна роль передовых технологий? — Еще одна актуальная тема — обращение с отходами, в том числе строительными. На Ваш взгляд, заметны ли подвижки в этом направлении? — А можно сказать, что сегодня не только в теории, но и на практике отношение к экологии изменилось по сравнению с тем, каким оно было, скажем, еще лет десять назад? — Но, как считают многие, отставание от того же Хельсинки у нас значительное? — Что сегодня видится Вам наиболее значимым для развития АсЭП и экологического направления в целом, каковы перспективы и в чем проблемы?
— Среди путей достижения поставленных целей первым пунктом у нас значится объединение усилий природопользователей и природоохранных фирм в выработке рекомендаций, а также проявление инициатив в их продвижении через законодательные органы власти при формировании региональной политики в области охраны окружающей среды и природопользования. Исходя из этого наша деятельность сегодня связана прежде всего с профессиональным владением существующей законодательной базой, поскольку в области экологии последние годы постоянно идет та или иная реорганизация, и предприятиям этого сектора зачастую трудно понять, кто за что отвечает и по каким правилам им работать.
Что касается просветительской деятельности, то мы регулярно проводим семинары, на которые приглашаем не только членов ассоциации, но и всех желающих. Широко ведем и международную деятельность. Сотрудничаем в первую очередь со Швецией, Финляндией, Данией, недавно наладили контакт с англичанами. При этом подчеркну, что, конечно, нужно брать лучшее на Западе, однако в России есть и свои достижения, и хорошие специалисты, а продвижение передовых отечественных технологий является одной из основных задач АсЭП.
То есть для нас главенствуют общие направления деятельности торгово-промышленных палат. Но отличие нашей ассоциации от экологических комитетов ТПП России и ТПП СПб заключается в том, что мы занимаемся не только просветительством, но и реализацией конкретных действий в области экологии. У нас есть разработки технических решений и даже определенных документов, которых требует нормативная база. Все это уже используется в природоохранной деятельности. Причем не только в Санкт-Петербурге, где, в частности, по технологиям водоочистки с «Водоканалом» работают несколько фирм нашей ассоциации. Было сделано, например, комплексное решение для целлюлозно-бумажной промышленности в Соликамске, где в проекте участвовали шесть предприятий АсЭП.
— Да, такое направление стало заметным, о чем я могу судить не только как председатель правления Ассоциации по экологическому партнерству, но и как генеральный директор ЗАО «Креал» — фирмы, специализирующейся на очистке сточных вод, соответствующих сооружениях и технологиях. Экологические предприятия привлекаются, прежде всего, к созданию инфраструктуры, коммуникаций в подобных поселках. Скажем, нужна чистая вода — и мы строим очистные сооружения с применением прогрессивных технологий.
По части выбора строительно-отделоч-
ных материалов в АсЭП тоже есть свои специалисты. Так, в ассоциацию входит некоммерческое партнерство «Экологический союз». Они разработали свою систему сертификации, в том числе подобных товаров, которая согласована с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Внедрение этой системы также поддерживается нашей торгово-промышленной палатой. Есть специальный знак качества, точнее, знак экологической маркировки. Продукция, получившая его в результате профессионального тестирования, соответственно, считается экологически чистой.
— Мы активно участвуем в процессах по развитию системы обращения с отходами. В частности, в ассоциацию входит Экологическое бюро «Космос», которое непосредственно специализируется на этих вопросах и, в частности, вот уже несколько лет ведет международный проект «Интернет-биржа отходов». А совсем недавно, кстати, мы принимали делегацию из Финляндии.
В данном направлении, я бы сказал, у нас стало наблюдаться движение в сторону того, как на Западе, — отходы должны давать доходы, то есть перерабатываться и получать вторую жизнь. Естественно, все это требует определенных вложений и осмысленности, но, опять же, у нас есть собственные разработки, и не хуже.
— Это можно сказать с уверенностью. Чувствуется, что все серьезные проекты сейчас проходят глубокую экологическую экспертизу. Большая работа ведется и по существующим источникам загрязнения. Как в России, так и во всех развитых странах мира. Я могу судить об этом хотя бы потому, что был участником саммита в Хельсинки. Кстати, российские нормативы по ряду параметров намного жестче западных, а мы при разработке проектов учитываем и международные нормы, и отечественные, то есть получается очень жесткая экспертиза. Что же касается конкретных проектов в России, то, например, озвучено было более 200 населенных пунктов Северо-Запада, где решено либо реконструировать очистные сооружения, либо построить новые. В частности, мы выступаем в качестве экспертов по Карелии, где 37 таких населенных пунктов.
— Я бы не сказал. С финансовой стороны у нас, конечно, есть проблемы, но они связаны с тем, что население пока не способно полностью платить за коммунальные услуги. На Западе же их оплачивают стопроцентно. Отсюда, кстати, и экономия со стороны потребителей. Чтобы необходимые затраты на экологию постепенно переложить на плечи населения, нужно время и разумный подход. Но ни финны, ни шведы, насколько мне известно, никто не считает, будто бы у нас плохие специалисты или отсталые технологии. Притом что, как я уже говорил, в России даже более жесткое законодательство по ряду параметров. Какое-то новое западное оборудование может быть качественнее и производительнее, но ведь и наша промышленность, теоретически, все это может изготавливать не хуже. А технологии, например, очистки воды у нас не отстают, есть чему поучиться и у российских специалистов.
— Теоретически объем работ предстоит очень большой. Сейчас меняется законодательство в этой части, вводится понятие наилучших и доступных технологий в области очистки сточных вод, воздуха и т. д. Такие документы сегодня нужны, но это влечет за собой цепочку дополнительных действий по применению их на практике. Почему доступных? — потому что сегодня можно очистить практически что угодно и получить из этого, допустим, питьевую воду. Вопрос в том, насколько это будет затратным — в оптимальных параметрах и в разумном подходе к финансам.
Но, честно говоря, мне самому пока не понятно — «а судьи кто?»: кто будет определять, какие из доступных технологий действительно наилучшие? Не возникнет ли новый коррупционный механизм, когда чиновник сможет лоббировать определенные фирмы, технологии и оборудование? Вопросом должны заниматься профессионалы, как минимум нужно создать соответствующий квалифицированный совет.
А по конкретным планам отмечу, что обязательства, которые мы на себя взяли, это уже миллиарды рублей, например, по объемам работ только в сфере очистки сточных вод. Так, реализуется масштабная, софинансируемая со стороны государства, программа «Чистая вода».
То, что в экологической сфере идет целенаправленное движение, это заметно, и направление обозначено достаточно четко. Но есть и смущающие моменты. Так, иностранные компании, выходящие на наш рынок, зачастую находятся в более выгодном положении, чем отечественные. На мой взгляд, в этом смысле Запад в целом и не лучше, и дороже. Но там приходят со своими деньгами, например, финны к тому же получают помощь государства по оборудованию, которое может быть действительно лучше и качественнее, плюс различные льготы и гранты. То есть по поддержке экологических проектов должна быть какая-то государственная стратегия.
Если заглядывать в будущее, то нужно профессионально формировать комплексный отраслевой подход. У западных коллег здесь следовало бы поучиться также технологиям централизации и автоматизации процесса. Как в создании соответствующих систем, так и в управлении ими. Неразумно, если, скажем, в одном поселке района на очистных сооружениях будет стоять шведское оборудование, в другом финское, в третьем российское. Возникают вопросы, как потом всем этим управлять, где брать запчасти и т. п., ведь кто-то должен отвечать за работу всего такого комплекса.
Изначально рассматривать нужно не отдельные поселки, а, как минимум, целые районы. Кстати, в этом плане по правильному пути уже пошла Карелия, получив не финансирование каждого поселка по отдельности, а один грант на реализацию региональной программы. Здесь просто объединили всё и выработали единую позицию, выбрав определенную технологию, оборудование, систему диспетчеризации. Вот это на самом деле уже ближе к западному подходу в том, что для нас действительно полезно.
В целом же не только в очистке сточных вод, но и в других экологических направлениях у нас сейчас фактически каждый варится в собственном соку. С профессиональной точки зрения это в корне неправильно. Все равно потом придет понимание, что данной сферой нужно заниматься системно и комплексно, причем делать это должны специалисты. Главное, чтобы такое понимание не было запоздалым.
Автор: по материалам редакции Дата: 23.12.2010 «Федеральный строительный рынок» № 88 Рубрика: Экология |