Публикации »

Севморпуть — дорога быстрая

Современная концепция Северного морского пути (СМП) как комплексного инфраструктурного проекта была представлена руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Александром Давыденко этой осенью на конференции «СеверТранс».

Как отметил глава Росморречфлота в начале своего доклада «Северный морской путь — комплексный инфраструктурный проект», речь идет о «транспортной оси российской Арктики, одном из базовых элементов Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 г.». Сегодня, как напомнил Александр Давыденко, «внутренняя связанность» арктической зоны России не высока из-за малого количества городов, дороговизны воздушного и наземного транспорта, слабо развитой инфраструктуры. В этих условиях морской транспорт зачастую является единственным средством обеспечения массовых перевозок грузов.

«Для арктических регионов СМП является главным фактором развития международных и межрегиональных экономических, социальных и культурных связей, — продолжил руководитель Федерального агентства. — Для России интеграция СМП в мировую транспортную систему в качестве самостоятельного Евроазиатского транспортного коридора означает укрепление положения в мировой хозяйственной системе».

Докладчик напомнил, что планомерное освоение Северного морского пути началось только около ста лет назад. Постепенно были построены арктический ледокольный флот, транспортные суда, морские порты, радиоцентры, созданы системы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения. После распада СССР в 1991 г. инфраструктура Севморпути пришла в упадок, некоторые ее элементы перестали соответствовать современным требованиям. Но в целом, как заверил глава Росморречфлота, ее удалось сохранить.

В настоящее время интерес к арктическим трассам значительно повысился. Это связано с началом освоения арктических шельфовых месторождений, глобальным потеплением климата и развитием судоходства в арктическом регионе. И речь идет не только о грузовых, но и о пассажирских перевозках.

Мировые туристические компании проявляют внимание к освоению новых маршрутов в Арктике. «Уже осуществленные проекты показывают востребованность СМП не только для Российской Федерации, но и как международного транзитного коридора, — сказал Александр Давыденко. — По оценке экспертов, потенциальный объем перевозок грузов по Северному морскому пути к 2015 г. может составить 38 млн т, а к 2020 г. — более 45 млн т в год. Зарубежные эксперты прогнозируют к 2020 г. рост объемов транзита в восточном направлении до 6 млн т, а в западном — до 3 млн т в год».

Одним из недавних российских достижений стал экспериментальный рейс с использованием крупнотоннажного судна дедвейтом 100 тыс. т, организованный по поручению председателя Правительства РФ В. В. Путина компанией «Совкомфлот». Рейсу танкера арктического ледового класса SCF Baltica предшествовала также серьезная и напряженная работа Минтранса России, Росморречфлота, ФГУП «Атомфлот».

Танкер вышел в рейс из порта «Мурманск» 14 августа с грузом 70 тыс. т газового конденсата назначением в порт «Нингбо» (Китай). Проход через арктические льды обеспечивали атомные ледоколы «50 лет Победы», «Россия» и «Таймыр». Караван прошел Северный морской путь протяженностью 2 500 миль за 10 суток и 7 часов со средней скоростью 10 узлов. Общее время в пути составило около 22 суток, что даже с учетом экспериментального характера рейса почти на 18 суток короче южного маршрута через Суэцкий канал. При этом ледоколы впервые в истории проводили по Северному морскому пути судно, шириной значительно превышающее ширину любого ледокола.

«Успешный рейс танкера SCF Baltica и балкера «Нордик Барентс» является знаковым событием для судовладельцев и грузовладельцев всего мира, — подчеркнул Александр Давыденко. — Поэтому не случайно все, что связано с развитием арктической морской транспортной системы, является частью национальной политики России в области транспорта. Северный морской путь необходимо рассматривать как инфраструктурный объект, и все планы его развития следует строить исходя из комплексного развития Арктической транспортной системы».

В качестве мер, обеспечивающих развитие инфраструктуры СМП, предлагается:
 ускорить принятие государственной программы по изучению и освоению континентального шельфа Российской Федерации на 2010–2039 гг., в которой предусматривается реконструкция объектов федеральной собственности в морских портах;
 разработать программу перспективного развития базовых портов в Нарьян-Маре, Салехарде, Дудинке, Диксоне, Тикси, Певеке, Провидении для размещения систем навигационно-гидрографического, гидрометеорологического обеспечения, а также для передового базирования аварийно-спасательных и обеспечивающих служб различных ведомств;
 обеспечить проведение единой технической политики при создании и эксплуатации средств и систем двойного назначения;
 обеспечить мобилизационную готовность инфраструктуры арктических морских портов.

С целью совершенствования управления судоходством на трассах СМП, как сообщил глава Росморречфлота, Минтрансом России разработан проект федерального закона «О Северном морском пути», в котором предусматривается уточнение статуса и границ Северного морского пути, воссоздание администрации СМП, совершенствование системы тарифного регулирования. В целях создания благоприятных условий для строительства судов ледового класса на российских верфях Минтранс также разработал проект федерального закона о поддержке судостроительной промышленности и судоходства. В проекте предусматривается создание условий для ликвидации технологического отставания российского судостроения и повышения инновационной активности и конкурентоспособности, а также экономико-правовых условий, стимулирующих обновление российского флота.

Автор: по материалам редакции
Дата: 23.12.2010
«Федеральный строительный рынок» № 88
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад