Публикации »

Сергей Миронов: «Переломить ситуацию, используя огромный потенциал страны»

Судя по происходящему в инвестиционной строительной сфере, выработка единой государственной позиции по соответствующим вопросам продолжает оставаться актуальной задачей. При этом обсуждается сегодня чаще всего деятельность Минрегиона, Госдумы, нацобъединений саморегулируемых организаций. Не меньший интерес для отраслевой реформы, в широком смысле этого понятия, представляет ряд инициатив Совета Федерации, затрагивающих важнейшие аспекты не только общеэкономического характера, но и развития крупных регионов или ведущих отраслевых направлений. За подробностями «Федеральный строительный рынок» обратился к председателю Совета Федерации ФС РФ С. М. МИРОНОВУ.

— Сергей Михайлович, сравнительно недавно, на открытии VI Байкальского международного экономического форума, Вы заявили: «Опыт двух последних десятилетий ярко продемонстрировал незаинтересованность отечественного частного капитала в инвестировании средств в крупные наукоемкие проекты». На Ваш взгляд, какие механизмы оптимальны для преодоления сложившейся ситуации и развития транспортной инфраструктуры, а также для реализации политики энергоэффективности, освоения новых месторождений и т. д.?
— Среди прочих одна из главных тем на VI Байкальском международном экономическом форуме — проблема модернизации и инновационного развития России. Наша страна имеет сегодня все возможности для опережающего развития и обеспечения своей технологической и экономической безопасности. У нас есть экономический, научный и человеческий потенциал, а также гигантские запасы природных ресурсов и, наконец, что я хочу особо подчеркнуть, широкое общественное понимание необходимости модернизации.
Эксперты отмечают, что инновационные процессы в российской экономике идут тяжело: отсутствует спрос на результаты научно-технических достижений, а частный капитал неохотно вкладывает средства в технологические проекты. Сказываются также и недостаток поддержки и финансирования науки со стороны государства, и несовершенство законодательства в этой области. Совет Федерации видит свою задачу в том, чтобы переломить ситуацию, так как занимать скромную нишу в сложившейся структуре мировой экономики — это не тот путь, который соответствует статусу и национальным интересам России.
На форуме мы говорили об эффективном использовании огромного потенциала нашей страны, рассматривали различные примеры частно-государственного партнерства, обсуждали вопросы повышения инвестиционной привлекательности российских регионов.
Участники форума привели статистику: государство вкладывает в инновационное производство 60%, а бизнес — только 20%. Уверен, чтобы переломить ситуацию, необходимо создать механизм, который законодательными мерами подстегнул бы бизнес к инновациям. Сейчас разрабатываются системные изменения в Налоговый, Бюджетный и Таможенный кодексы Российской Федерации. Например, не надо бояться вводить налоговые льготы для предприятий, готовых использовать и развивать инновации.
Считаю необходимым в первую очередь модернизировать те отрасли, которые способны интегрироваться в структуру мировой экономики, причем на высоком технологическом уровне.

— Как известно, при Совете Федерации организован Экспертный совет по Арктике, а одно из недавних событий — Арктический международный экономический форум в Мурманске. Каковы Ваши идеи, в частности, по вопросам освоения арктического шельфа?
— Арктика, в силу своего геополитического положения, огромных запасов природных ресурсов и оборонной значимости, имеет стратегическое значение для России. Многие годы Северный морской путь служил надежным связующим звеном между дальневосточными и западными районами страны. Ни один другой судоходный путь не обладает таким огромным экономическим потенциалом. Считаю, что эта трасса должна быть полностью восстановлена. Россия должна грамотно использовать все свои преимущества в Арктической зоне.
Я уверен, что Арктика должна быть зоной сотрудничества, а не конфронтации. В частности, совместных усилий требует решение экологических проблем региона, поддержания нормальных условий жизни коренных народов и — главное — недопущения милитаризации Арктики, которая может окончиться плачевно.
И об освоении этого региона нужно договариваться всем арктическим странам: России, США, Норвегии, Исландии, Дании и Канаде. А то появилось много желающих. Арктика — это не Антарктида, где исторически существуют секторы разных стран. Арктика — это продолжение границ арктических государств.
Летом этого года мы создали при Совете Федерации Экспертный совет по Арктике, в работе которого принимают участие сенаторы, представители федеральных и региональных органов власти, ученые. Совет буде готовить предложения по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Существует широчайший круг проблем, связанных с этим регионом. Поэтому необходимо выработать согласованные межведомственные позиции для современного решения проблем. Этим будет заниматься Экспертный совет. Однако основные его задачи — анализ законодательства и правоприменительной практики, мониторинг реализации государственной политики в Арктике и участие в экспертизе крупных российских и международных проектов, направленных на социально-экономическое развитие Арктической зоны.

— Административные барьеры и бюрократические препоны считаются одной из главных бед отечественного строительного комплекса. Можно уточнить, какова Ваша позиция в решении этих проблем и каковы конкретные предложения?
— Строительная отрасль, как локомотив, должна тянуть за собой другие направления экономики страны. Одна из ключевых задач государства — вывести из кризиса эту отрасль. Строительный комплекс имеет очень важную специфику, он оказывает огромное влияние на все хозяйство нашей страны и, что не менее важно, на положение в социальной сфере. Решение этой задачи во многом определяет успех антикризисной политики государства. Вопросы государственной поддержки развития строительной отрасли требуют самого пристального внимания, оперативного решения и выделения серьезных ресурсов, которые пойдут не просто на помощь одной отрасли, а на подъем всей экономики.
Сегодня надо думать и работать на опережение, создавать условия для роста экономики на инновационной основе. Уже сейчас нужно формировать механизмы, в том числе правовые, налоговые, кредитные, направленные на повышение эффективности, конкурентоспособности и технологического уровня строительства, на создание условий для подготовки квалифицированных кадров.
Строительный комплекс России должен выйти из кризиса обновленным, сильным, энергичным и готовым к решению на самом передовом уровне масштабных задач, стоящих перед страной. А для этого нужно искать новые формы развития отрасли. Например, я неоднократно говорил о необходимости проработки вопроса о строительстве социального, малоэтажного и некоммерческого жилья. Уверен, надо смелее искать различные алгоритмы решения проблем строительной отрасли.

— Как Вы считаете, возможны ли действенные схемы по обеспечению россиян в ближайшие годы доступным и качественным жильем?
— Я уже не раз выступал на эту тему. Мне кажется, не следует рассматривать ипотеку как основной путь решения жилищной проблемы. Это очень дорогой инструмент, заведомо недоступный для большинства россиян. До кризиса ипотеку могли себе позволить 10–15% граждан нашей страны. Сейчас их доля сократилась. Проценты по ипотечным кредитам очень высоки. О какой доступности жилья можно говорить в таких условиях? Правильней было бы давать беспроцентные кредиты на покупку жилья, а после появления детей долг списывать. Например, родился один ребенок, списывается 25%, двое — 50%, а трое — и семья ничего не должна государству. Это позволит как обеспечить квартирами молодые семьи, так и поправить непростую демографическую ситуацию.

— Прорабатываются ли вопросы развития строительного комплекса в рамках деятельности возглавляемой Вами партии «Справедливая Россия»?
— Партия «Справедливая Россия» разработала, кроме ипотеки, целый ряд других механизмов для решения жилищной проблемы, рассчитанных на разный достаток и разные жизненные ситуации.
В свое время я вместе с депутатом Оксаной Дмитриевой внес в Госдуму законопроект о строительно-сберегательных кассах. Этот инструмент успешно применяется во многих странах, например, в Германии. Он позволяет гражданам, при поддержке государства, накопить средства на оплату части стоимости жилья и получить на оставшуюся часть льготный кредит на доступных условиях. По нашим оценкам, создание такого механизма в России позволит в 2–3 раза расширить круг тех, кто может приобрести жилье в собственность.
Наша партия также предложила программу развития некоммерческого найма жилья. Речь идет о возможности снять жилье на длительный срок по ценам, которые значительно ниже рыночных, но полностью включающим в себя все расходы по содержанию дома. Для многих семей такая форма решения жилищного вопроса стала бы разумной и действительно доступной альтернативой покупке жилья.
А для самых малообеспеченных слоев населения мы предлагаем организовать строительство социального жилья, которое будет сдаваться в наем по пониженным расценкам, но, естественно, при условии личного проживания в нем тех, кто имеет право на социальные льготы.
Считаю, что реализация всего комплекса наших предложений сделает возможным решение жилищного вопроса для каждой российской семьи.

Автор: по материалам редакции
Дата: 23.12.2010
«Федеральный строительный рынок» № 88
Рубрика: Отраслевая реформа




«« назад