Проблемы освоения подземного пространства Владивостока и пути их решения
Владивосток — уникальный по своему географическому и природному положению город, развитие которого должно проходить с учетом ограниченности градостроительной территории и специфики рельефа полуострова Муравьева-Амурского. Существующие концепции развития города недостаточно учитывают эту специфику. Так, в проекте «Концепции генерального плана г. Владивостока», разработанном в 2005 г., практически проигнорирована необходимость широкого использования подземного пространства города [1]. Комплекс градостроительных аспектов Владивостока — транспортных, экологических, водоснабжения и очистки бытовых и промышленных стоков — требует, учитывая специфику городской территории, эффективного решения сложных задач нетрадиционными методами. Использование подземного пространства Владивостока имеет свои глубокие исторические корни [4]. Строительство Владивостокской крепости, транспортных железнодорожных тоннелей в черте города в конце XIX — начале XX вв. происходило весьма интенсивно. Активная политика подземного строительства осуществляется и в других государствах и регионах АТР, имеющих островное и полуостровное расположение[5]. Однако в советский период развития Владивостока в градостроительной политике возобладали тенденции неоправданной экономии средств, выделяемых на решение основных урбанистических проблем города (в ущерб рациональности и эффективности использования застраиваемой территории). В ведущих городских проектных организациях постепенно исчезли специалисты по подземному строительству, а на базе существующих университетов подготовка кадров горных инженеров-строителей не велась. Лучшие организации, специализирующиеся на подземном строительстве (такие, как «Гидроспецстрой» и «Подземстрой»), не были ориентированы на решение задач масштабного освоения подземного пространства города. Ситуация несколько изменилась после реформ 1991 г., когда появилась возможность самостоятельного решения насущных местных проблем. В 1993 г. была образована Дальневосточная горно-строительная компания, специализирующаяся на вопросах подземного строительства. В настоящее время это крупная организация, имеющая разветвленную сеть филиалов по всей России и обладающая высоким проектным и кадровым потенциалом подземного строительства, в том числе городского. В 2000 г. в Дальневосточном государственном техническом университете открыта специальность «Шахтное и подземное строительство» и организована кафедра «Строительство подземных сооружений», специализирующаяся на подготовке горных инженеров-строителей. В 2005 г. был осуществлен первый выпуск по этой специальности, студенты и аспиранты которой сегодня проходят практику в ДВГСК и «Гидроспецстрое», участвуют в программах международного сотрудничества с университетами КНР и США. Специалистами ДВГСК в настоящее время произведены предпроектные разработки по строительству системы автодорожных тоннелей в черте города, полностью решающей проблему автомобильного транспорта Владивостока и значительно улучшающей экологическую обстановку в городе. Это наиболее острый вопрос сегодняшнего дня, поскольку рост автомобильного парка города привел в последние годы к резкому увеличению городских транспортных потоков. Оптимальным решением при наличии сложного рельефа города и достаточно жестких нормативных требованиях к плану и профилю городских транспортных магистралей является использование различных искусственных сооружений: мостов, путепроводов, виадуков, тоннелей, развязок и т. п. [6]. Один из таких примеров, проработанных ДВГСК, приводится ниже. Предлагается строительство автодорожного тоннеля, эксплуатация которого позволит снизить транспортную напряженность на одном из самых критических по интенсивности движения участке, связывающем улицу Некрасовскую с площадью Луговой. Основные характеристики тоннеля приведены в таблице 1. Ввод в строй и эксплуатация автодорожных тоннелей «улица Луговая — кольцевая развязка — 3-я Рабочая» и «кольцевая развязка — 3-я Рабочая — улица Луговая» приведет к изменению основных инженерно-экономических, социально-экономических и градостроительных показателей, характеризующих состояние городской транспортной инфраструктуры. Сравнительные данные по предлагаемой и существующей транспортной схеме приведены в таблице 2. Основные потребители услуг автодорожного тоннеля — владельцы и водители пассажирского, грузового, специального, легкового, в том числе индивидуального, транспорта и такси. При анализе была проведена сегментация рынка с выделением однородных групп потребителей, при этом предполагалось, что пользователями тоннеля будут владельцы автотранспорта со средним и высоким уровнем дохода, обращающие внимание, прежде всего, на удобство, комфорт и сокращение времени проезда. С целью изучения предпочтений потребителей и для анализа рыночного спроса были проведены маркетинговые исследования, информационной базой которых стали социологические и полевые исследования транспортных потоков на текущий момент с прогнозным расчетом интенсивности движения в районе предполагаемого строительства на первый период эксплуатации тоннеля. Основой для расчета общего размера рынка дорожных услуг в сфере влияния тоннеля служил расчет интенсивности движения на конкурирующих транспортных магистралях города Владивостока. Для определения доли рынка тоннеля был проведен SWOT-анализ на начальный период эксплуатации тоннеля с выделением основных критериев, оказывающих влияние на распределение транспортных потоков: время проезда, расстояние, безопасность движения, комфортность, качество покрытия, затраты на проезд. Реализация проекта позволит улучшить экологическую обстановку в городе, поскольку при эксплуатации тоннеля выбросы отработанных газов от автомобильного транспорта будут ниже по сравнению с выбросами, возникающими в процессе эксплуатации транспорта на существующих транспортных магистралях. Это связано с уменьшением объема сгораемого топлива и пробега автомобилей, увеличением скорости движения, к тому же в случае пользования тоннелем сократится время нахождения транспорта в пути. Перераспределение транспортных потоков позволит снизить загрязнение почв территорий, прилегающих к наземным магистралям, металлическим свинцом. Шум транспорта, движущегося через тоннель, будет практически равен нулю. В связи с перераспределением транспортных потоков на наземных магистралях влияние шума на окружающую среду также будет существенно снижено. Сравнение альтернативных вариантов доходных и расходных частей рассматриваемого инновационного проекта показывает, что срок окупаемости строительства составляет 12–14 лет. Таким образом, проблема движения автомобильного транспорта в городе Владивостоке с учетом строительства сети автодорожных тоннелей может быть весьма успешно решена. Представляется, что генеральный план развития города должен учитывать и другие составляющие городской транспортной проблемы: строительство скоростного трамвая и подземное размещение большинства гаражей и автостоянок в центральной и периферийных районах города. Помимо транспортной проблемы город Владивосток испытывает большие трудности с подземным размещением сетей ливневой и бытовой канализации, прокладкой различных кабельных сетей и их ремонтом. Большинство этих проблем могло быть успешно решено при размещении указанных сетей в коллекторных тоннелях. Как в период строительства, так и в период эксплуатации сетей, никаких нарушений земной поверхности и движения по ней не происходит. При условии ограниченности территории эффективным также представляется подземное размещение торговых и культурно-спортивных комплексов, складских помещений, технологических комплексов систем водоснабжения и канализации (насосные станции, станции перекачки и т. д.). Подземное размещение этих и других объектов городского хозяйства тем более эффективно в условиях холмистой территории Владивостока, где перепад высот составляет 300–500 м, здесь возможно безопасное многоярусное подземное строительство. Таким образом, сегодня Владивосток располагает большим производственным, проектным, кадровым и научным потенциалом в области подземного строительства, что делает задачу эффективного освоения подземного пространства города вполне решаемой. Объединение усилий существующих проектных, производственных, учебных и научных организации в рамках Региональной и Федеральной программ может вывести город на качественно новый уровень комфортности проживания. Представляется, что все эти положения должны быть в полной мере учтены в принятом «Генеральном плане города Владивостока». Литература
Современная урбанистическая и градостроительная политика не только за рубежом, но и в крупных городах России, невозможна без рассмотрения вопросов подземного размещения городских коммуникаций [2]. Использование подземного пространства под городские нужды наиболее актуально для развития городов с ограниченной по природным условиям территорией размещения [3]. Особую актуальность вопросы освоения подземного пространства приобретают для городов, расположенных на холмистой местности. Здесь больше транспортных проблем и проблем размещения городских коммуникационных сетей, резко увеличиваются затраты на доставку воды и бытовых стоков в жилых районах.
1. Генеральный плана города Владивостока. Приморгражданпроект, 2010 г.
2. Голубев Г. Е. «Подземная урбанистика». — М.: Стройиздат, 1979 г.
3. Воронов В. «Мосты. Тоннели. Развязки. Метро. Транспортная инфраструктура требует внимания». // «Строительство и городское хозяйство», №59, 2003 г.
4. Аюшин Н. Б., Калинин В. И., Воробьев С. А. и др. «Крепость Владивосток». — С.-Пб.: Изд-во «Остров», 2001 г.
5. travel agency.ru
6. Голицынский Д. М. «Комплексное освоение подземного пространства больших городов». // «Транспорт Российской Федерации», №5, 2006 г.
Автор: А. М. Летуновский, В. В. Макаров, Г. Б. Лозин, В. Н. Макишин, А. Е. Хрулев, Ю. Е. Хрулев Дата: 21.10.2010 «Федеральный строительный рынок» № 87 Рубрика: Регионы |