Ресурсосбережение: проблемы и решения
Внедрение современных энергоэффективных решений позволит сохранять и повышать доходы предприятий, улучшать условия труда и экологическую обстановку, в конечном счете, обеспечить повышение качества жизни. Об этом и многом другом говорилось на конференции «Программы развития энергоэффективности и ресурсосбережения», проходившей в рамках Петербургского международного инновационного форума 1 октября. Об активном сотрудничестве с Северо-Западом России по вопросам энергетической эффективности рассказал Арне Грове, почетный консул Дании в Калининграде. Сотрудничество осуществляется на административном и политическом уровне, при этом Санкт-Петербург мог бы играть ключевую роль в СЗФО. Правительство СПб поддерживает инновационные разработки в сфере энергосбережения, в частности в жилом секторе. Сотрудничество с северными странами будет способствовать передаче опыта по использованию энергосберегающих технологий и строительных материалов, а также по применению альтернативных источников энергии. Положительным опытом такого сотрудничества поделилась Ольга Ковалева, координатор международных проектов Совета министров северных стран. Начало было положено в 2008 г. в рамках программы «Северное измерение» в сфере охраны окружающей среды в виде дополнительной совместной работы с BASREC1, BDF2, UBC3, NEFCO4, BEAC и будет развиваться до 2013 года. Создание сетей сотрудничества с участием соответствующих заинтересованных сторон, включая лиц, принимающих решения, представителей органов власти, деловых кругов, общественных организаций, научных и образовательных учреждений, привели к взаимовыгодному обмену знаниями и передовым опытом между странами Северной Европы и Северо-Западом России. Особое внимание уделяется обмену энергоэффективными технологиями. При поддержке властей налаживаются и поддерживаются контакты между предприятиями в интересах местных сообществ России и северных стран. Сотрудничество и деятельность в рамках проекта привели к инициированию новых проектных идей, таких, как энергосберегающие решения во всех видах муниципальных зданий с учетом опыта ссеверных стран, анализ рынка возобновляемых источников энергии, «Летняя школа по энергетическому планированию», проводимая по принципу ротации — поддержка сотрудничества по устойчивому энергетическому планированию в регионе Балтийского моря, информационная кампания по вопросам энергосбережения в школах Калининградской области и т. д. В качестве примера устойчивого городского развития был приведен район Vastra Hamnen в городе Мальме (Швеция). Как отметил представитель администрации региона Сконе (Швеция) Пер Джохан Вик, базовая концепция заключается в том, что энергия, используемая в Vastra Hamnen, должна производиться на основе промышленно доступных технологий. Недалеко расположена ветровая электростанция, являющаяся основным энергоносителем в районе. В районе также имеется естественное подземное водохранилище, подпитываемое десятью скважинами глубиной 90 м каждая, расположенными в два ряда на расстоянии 200 м между ними. Зимой вода при температуре 15 oС поднимается по одному ряду скважин, называемому «теплой стороной». Эта вода используется как источник тепла в тепловом насосе и после охлаждения сбрасывается обратно в водохранилище через скважины другого «холодного» ряда. Летом процесс работает в обратном режиме, осуществляя охлаждение централизованной системы холодоснабжения района. На протяжении года система производит около 3 млн кВт/ч энергии охлаждения. В Vastra Hamnen солнечная энергия используется с помощью солнечных батарей и солнечных коллекторов. Солнечные батареи изготавливаются из полупроводников, производимых в свою очередь из различных материалов, как правило, из силикона, благодаря которому солнечные лучи напрямую преобразуются в электроэнергию. Другой способ использования солнечной энергии представлен солнечными коллекторами, нагревающими воду, циркулирующую в замкнутой системе. Проект по использованию солнечной энергии оказался очень успешным, его результаты превзошли все ожидания. Солнечные коллекторы производят тепло в избытке даже в очень холодные дни, являясь важным элементом всей системы энергоснабжения. «Бытовые отходы следует рассматривать не как конечный продукт потребления, а как новый возможный источник энергии», — подчеркнул Пер Джохан Вик. В Vastra Hamnen в процессе анаэробной обработки они преобразуются в биогаз, поступающий в систему газоснабжения Мальме. Произведенный биогаз является источником энергии для жилого микрорайона под названием «Европейская деревня». Решения, примененные в Vastra Hamnen, продемонстрировали возможность создания функциональных систем для осознанной жизни и грамотного управления объектами недвижимости. Еще один пример — район VIIKKI (Хельсинки, Финляндия). Это экологически чистая территория сельского типа площадью 1 132 га, которую частично использовал для научных целей Технологический университет Хельсинки. Строительство демонстрационного энергоэффективного района EKOVIIKKI выполнялось в соответствии с программой Европейского сообщества Thermie, состоящей из девяти европейских экспериментальных проектов. Руководство финским проектом было возложено на Технологический университет Хельсинки. Инициаторы проекта пришли к выводу, что энергосберегающие площади не легко продать клиенту, так как они требуют дополнительных затрат, которые окупятся не скоро. Поэтому к новому экспериментальному жилому району VIIKKI подошли в первую очередь не как к энергосберегающему, а как к жизнеподдерживающему (sustainable) долговременному строительству. Цель проекта — выявление эффективности энергосберегающих технологий в условиях взаимосвязи с экологическими и социальными аспектами. Как известно, страны Европы активно стремятся к снижению общего энергопотребления зданий, повышению энергетической эффективности жилищного сектора, расширению использования возобновляемой энергии и существенному снижению выбросов парниковых газов. Секретарь совета по координации развития ТЭК при полномочном представителе Президента Российской Федерации по СЗФО Вера Гришина в воем докладе осветила особенности финансирования региональных программ энергосбережения. В системе энергоменеджмента необходимо свести в единую систему задачи учета энергоресурсов, их оплаты и экономии, а также распределения сэкономленных на энергоресурсах средств. Это позволит знать объемы сэкономленных средств, не дав им раствориться в «общем котле» (что обычно сводит все усилия по созданию системы энергоменеджмента к нулю) и перевести текущие расходы энергоменеджмента и инвестиции в небольшие энергосберегающие мероприятия на самофинансирование, то есть осуществлять из сэкономленных средств. Поддержка привлечения начальных инвестиционных средств может осуществляться на основе закона субъекта об инвестиционной деятельности. Как полагает заместитель председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, потенциал энергосбережения в крупных городах Российской Федерации, в том числе в Санкт-Петербурге, как по тепловой, так и по электрической энергии может составить порядка 25–30%. При подобной величине потенциала энергосбережения с учетом дефицита энергетических мощностей, возникших трудностях с передачей и распределением энергоресурсов вопросы энергосбережения и эффективного использования энергоресурсов приобретают первостепенное значение, поскольку реализация энергосберегающих проектов в значительной мере является альтернативой строительству новых энергетических мощностей. Законодательное урегулирование отношений организаций и потребителей, связанных с энергосбережением и повышением энергоэффективности, позволяет создать правовые, экономические и организационные основы стимулирования данных процессов. В соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определенных Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.09 г. и закрепленных за Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, Комитет осуществляет следующую деятельность. В целях подготовки распоряжения правительства СанктПетербурга от 26.07.2010 г. № 75-рп Комитет подготовил предложения для включения их в План организационных мер, направленных на реализацию в Санкт-Петербурге положений Федерального закона № 261-ФЗ. Во исполнение требований федерального законодательства и Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации Комитет по тарифам Санкт-Петербурга утвердил (документ от 30.08.2010 г. за № 143-р) Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, а также установлению цен (тарифов) на товары и услуги. Указанные программы энергосбережения, представленные ресурсоснабжающими организациями в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, будут использованы при проведении процедуры государственного регулирования. Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих виды деятельности, связанной с регулированием, должны включать в себя в том числе и обоснование финансовых потребностей на реализацию Программы с разбивкой по годам и мероприятиям, и тарифные последствия реализации Программы для потребителей. Программа разрабатывается организацией на период не менее трех лет, начиная с 2010 г. Все регулируемые организации должны привести разработанные ранее программы в соответствие утвержденным требованиям. При осуществлении мониторинга исполнения программ энергосбережения Комитет по тарифам Санкт-Петербурга предполагает использовать разработанные и утвержденные им формы предоставления организациями информации, подлежащей свободному доступу, в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1140 от 30.12.2009 г. Участники конференции также обсудили различные формы государственной поддержки программ энергосбережения, взаимодействие городских служб инженерно-энергетического и коммунального комплекса с управляющими компаниями, проблемы энергоснабжения, энергоаудита и энергоучета в многоквартирных домах, а также возможности внедрения инновационных строительных материалов и технологий.
Автор: Станислав Веселовский Дата: 21.10.2010 «Федеральный строительный рынок» № 87 Рубрика: Энергетика |