Съезд проектировщиков: трудная дорога к консолидации
Внеочередной IV Всероссийский съезд СРО проектировщиков был призван впервые собрать все проектные СРО, зарегистрированные в России, чтобы откорректировать Устав Национального объединения проектировщиков в соответствии с последними поправками в Градостроительный кодекс и избрать новое руководство НОП. Мероприятие состоялось 15 сентября в здании Государственной академии специалистов инвестиционной сферы (Москва). Уточним, что съезд проводился в соответствии с требованиями Федерального закона № 240 (240-ФЗ) от 27 июля 2010 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В повестке дня были следующие вопросы: внесение изменений в регламент Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, внесение изменений в Устав Национального объединения проектировщиков, прекращение полномочий президента и избрание нового президента НОП, прекращение полномочий членов совета и избрание членов нового совета НОП, расформирование ревизионной комиссии и избрание новой ревизионной комиссии Национального объединения проектировщиков. Примечательно, что IV съезд СРО проектировщиков открыл череду съездов СРО стройкомплекса, проведение которых предписывает 240-й ФЗ. Напомним, что в течение трех месяцев с момента опубликования закона всем трем национальным объединениям СРО стройкомплекса (изыскателей, проектировщиков и строителей) требуется провести внеочередные всероссийские съезды СРО. В преддверии съезда Жесткие временные рамки проведения съездов, как комментирует пресс-служба НОП, обусловлены двумя основными причинами. Первая — необходимость внесения корректировок в уставы национальных объединений СРО стройкомплекса в связи с уточнением в 240-м ФЗ полномочий как самих нацобъединений, так и СРО, в них входящих. Вторая причина заключается в том, что, по мнению законодателей и заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Козака, курирующего стройкомплекс, на съездах необходимо как можно оперативнее обеспечить подтверждение легитимности нацобъединений, поскольку на момент формирования их руководящих органов в прошлом году не все соответствующие СРО были членами этих нацобъединений. Теперь же, в соответствии с 240-м ФЗ, начиная с 1 октября 2010 г. все СРО стройкомплекса обязаны быть членами нацобъединения соответствующего вида деятельности. Именно по этой причине оргкомитет IV Всероссийского съезда СРО проектировщиков, возглавляемый заместителем министра регионального развития РФ Константином Королевским, принял решение пригласить на съезд все проектные СРО, зарегистрированные на территории РФ, а не только членов НОП. Важно отметить, что, по решению оргкомитета (состоящего более чем наполовину из представителей СРО, не входивших в НОП на момент избрания его руководства в 2009 г.), саморегулируемые организации, не являющиеся пока членами НОП, были наделены такими же правами голосования по повестке дня съезда, как и члены нацобъединения. С точки зрения замминистра, такой равноправный подход дает возможность консолидировать на съезде всё саморегулируемое проектное сообщество России. По мнению многих уважаемых представителей отрасли, первые президент и совет НОП, абсолютно правомочные, будут избраны именно на таком съезде, когда профессиональное саморегулируемое сообщество проектировщиков сформируется в полной мере. На предсъездовской окружной конференции проектных СРО Москвы Пшимаф Шевоцуков, первый заместитель председателя Москомархитектуры, остроумно отметил: «Теперь уже все выросли из «коротких штанишек» и поняли, что власть не пошутила, передав многие государственные функции управления строительной отраслью в руки саморегулируемых организаций, хотя очень долгое время у очень многих была иллюзия, что гослицензирование продлят и государство оставит эту власть в своих руках». Накануне съезда многие представители проектного сообщества отмечали, что вновь избранному руководству НОП не нужно будет начинать с нуля, во многом потому, что их предшественникам, первопроходцам, сразу же поверившим в серьезность саморегулирования, удалось добиться того, чтобы к мнению представителей НОП власть начала серьезно прислушиваться. Например, Минрегион РФ активно сотрудничает с НОП по вопросам техрегулирования и совершенствования системы ценообразования в строительстве. Именно благодаря соответствующей работе НОП и НОСТРОЙ Минрегиону удалось сравнительно быстро подготовить список СНиПов и ГОСТов, подлежащих актуализации, так как исполнение именно их требований на обязательной основе может обеспечить выполнение требований техрегламента о безопасности зданий и сооружений. Только в этом году благодаря интеллектуальному потенциалу и финансам НОП будут актуализированы 11 СНиПов из этого списка. Главное же достижение на первом этапе, как отмечает пресс-служба НОП, — создание нормального инструментария для продуктивной работы национального объединения посредством вовлечения в саморегулирование как можно большего числа лучших представителей проектного сообщества и с помощью трехзвенной организационной структуры НОП: комитетов и региональных представителей НОП в субъектах Федерации, а также секций по проектным специальностям. Вокруг конфликта «Говоря предельно откровенно, можно констатировать, что ни одно из трех национальных объединений СРО стройкомплекса, к сожалению, не подошло к своим внеочередным съездам без конфликтов, — отмечается в предсъездовских комментариях на сайте НОП. — Это и понятно: саморегулирование как составляющее звено процесса построения гражданского общества — явление абсолютно новое для нашей страны. Напомним, что в Нацобъединении проектировщиков съезду предшествовал структурный конфликт между президентом и большинством совета НОП. Обусловлен он был во многом несовершенством первого устава, в котором многие нормы противоречили одна другой. Но, как говорится, не бывает худа без добра. «Сегодня можно определенно заявить, что структурный конфликт в НОП позволил ускорить процесс выбора модели развития объединения и формулирования соответствующих коррективов в редакцию Устава НОП. Они нацелены, прежде всего, на то, чтобы обеспечить баланс полномочий съезда, совета, президента и аппарата НОП, а также на то, чтобы можно было заранее предусмотреть так называемые «развязки» — процедуры, позволяющие цивилизованным образом разрешать спорные коллизии между различными звеньями структуры НОП. Именно такой подход заложила в концепцию своей работы уставная комиссия оргкомитета съезда, разрабатывая проект новой редакции Устава НОП, который был «обкатан» на предсъездовских конференциях и вынесен в итоге на обсуждение на съезде», — так прокомментировала текущую ситуацию пресс-служба Нацобъединения. События съезда На момент открытия съезда были зарегистрированы делегаты от 148 саморегулируемых организаций проектного профиля из 160 проектных СРО, внесенных в реестр Ростехнадзора. Членами НОП (по состоянию на 15 сентября 2010 г.) Как отметил заместитель министра регионального развития Константин Королевский, на сегодняшний день в реестре СРО числится 419 саморегулируемых организаций (в том числе 161 в сфере проектирования), в которые входят более 25 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с общей численностью работающих до 3 млн человек. Вслед за уставом была принята, во многом зависящая от его содержания, новая редакция регламента съезда. Затем, в соответствии с повесткой дня, съезд проголосовал за прекращение полномочий президента НОП Алексея Воронцова, а следом и членов прежнего совета, и началась процедура выборов нового президента НОП, членов совета и ревизионной комиссии. Все кандидаты на указанные выборные позиции предварительно обсуждались и были выдвинуты на девяти предсъездовских окружных и одной межрегиональной конференциях. В период подготовки новых бюллетеней тайного голосования для второго тура выборов президента НОП делегаты съезда 113 голосами против 25 проголосовали за формирование нового состава совета НОП в соответствии со списком кандидатов, составленным по результатам их выборного выдвижения на предсъездовских конференциях проектных СРО и дополненным двумя независимыми кандидатами от федеральных органов власти.
К участию в работе съезда были приглашены, в частности, министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, заместитель министра регионального развития РФ и глава оргкомитета съезда Константин Королевский, председатель Комитета ГД по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, представители руководства Москвы, Ростехнадзора и других заинтересованных ведомств и общественных организаций, в частности, НОСТРОЙ и НОИЗ.
И здесь, наверное, не обойтись без весьма жесткого метода проб и ошибок».
являлись 143 проектные СРО.
Во вступительном слове Константин Королевский выразил уверенность в том, что съезд станет новым этапом в развитии не только проектных саморегулируемых организаций, но и строительной отрасли в целом. Он отметил, что основная задача, которая стоит перед саморегулируемыми организациями, — снятие излишних административных барьеров, и новый 240-й закон ставит новые задачи. Речь идет, в частности, о введении института повышенной ответственности организаторов проектирования и строительства. Чиновник также отметил, что намечено проводить работу по повышению роли главных инженеров и главных архитекторов проектов, которые должны обеспечивать безопасность и нести ответственность за реализацию инвестиционно-строительного проекта от этапа проектной документации до окончания строительства.
Основополагающим пунктом повестки дня съезда, как свидетельствует пресс-служба НОП, стало принятие новой редакции Устава НОП — теперь учитываются требования 240-го ФЗ, уточнившего полномочия СРО в стройкомплексе и в их национальных объединениях. Важно отметить, что в текст редакции Устава, утвержденный оргкомитетом съезда после его обсуждения на предсъездовских конференциях, по итогам голосования были внесены существенные поправки (в частности, теперь руководитель и сотрудники аппарата НОП не могут быть одновременно еще и членами совета НОП).
Перед утверждением бюллетеней тайного голосования по избранию президента НОП оба кандидата, Александр Викторов и Виктор Опекунов, сняли свои кандидатуры с выборов. Из трех оставшихся кандидатов — Андрея Бокова, Виктора Новоселова и Михаила Посохина — первый тур голосования не выявил победителя, так как никто из них не набрал положенного числа голосов. Напомним, что в соответствии с 240-м
ФЗ за президента Нацобъединения должно проголосовать более половины саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, то есть в данном случае — более 80 проектных СРО.
На второй тур вышли: Андрей Боков, генеральный директор ГУП МНИИП «Моспроект-4», президент Союза архитекторов России, и Михаил Посохин, генеральный директор ГУП «Моспроект-2», член правления НП СРО «Гильдия архитекторов и проектировщиков». Однако во втором туре голосования делегаты внеочередного IV Всероссийского съезда СРО проектировщиков не смогли выбрать президента НОП, так как никто из кандидатов не смог преодолеть установленный 240-м ФЗ барьер, т. е. набрать минимум 81 голос: за Андрея Бокова — 75 СРО, за Михаила Посохина — 64. В результате было решено сделать долгосрочный перерыв в работе съезда — до 27 октября — в расчете на то, что оба кандидата проведут за это время активную предвыборную кампанию, чтобы делегаты съезда с правом решающего голоса смогли более осознанно определиться со своим выбором.
Автор: по материалам редакции Дата: 21.10.2010 «Федеральный строительный рынок» № 87 Рубрика: Отраслевая реформа |