Виктор Басаргин: «Саморегулирование состоялось, отрасль развивается»
Национальное объединение строителей после проведения III (внеочередного) Всероссийского съезда саморегулируемых организаций стало представителем практически всего строительного комплекса России, что накладывает на НОСТРОЙ особую ответственность. Это отметил и министр регионального развития Виктор БАСАРГИН в своем докладе на съезде, подробно рассмотрев достижения саморегулирования, а также обозначив перспективы развития отрасли. Обеспечить «самонастройку» отрасли «Саморегулирование — это не замена лицензирования на выдачу свидетельств о допуске, а новая система негосударственного управления строительным комплексом, — напомнил Виктор Басаргин в начале своего выступления. — Государственное вмешательство ограничивается выработкой госполитики, но внутреннюю «кухню» в строительстве должно определять саморегулирование, а координировать эту работу — Национальное объединение. Об основных шагах «на перспективу» С трибуны съезда министр также сообщил об основных шагах в сфере строительства «на перспективу — они будут осуществляться в рамках разработанного Минрегионом комплекса мер», включающего: Далее Виктор Басаргин рассказал: Далее министр отметил: Глава Минрегиона продолжил: Будущее — за саморегулированием В своем выступлении министр не обошел вниманием и нерешенные проблемы саморегулирования. В частности он сообщил: Виктор Басаргин продолжил:
В этой связи хочу отметить: Министерством регионального развития установлено эффективное сотрудничество с Национальным объединением строителей. Наше взаимодействие демонстрирует сильные стороны саморегулирования».
Так, Минрегион совместно с НОСТРОЙ работает над совершенствованием нормативной базы. Важным шагом на этом пути стало принятие дополнений и изменений в Градостроительный кодекс в части саморегулирования. Теперь более четко определены функции и ответственность генподрядчика, при изменении перечня видов работ устанавливается переходный период в 6 месяцев, введены другие изменения. Совершенствование нормативной базы саморегулирования будет продолжаться.
В рамках работы по снятию необоснованных административных барьеров в строительстве разработан и реализуется план действий, адресованный всем уровням публичной власти. По словам министра, кратко задачу можно охарактеризовать как формирование минимально необходимого закрытого перечня процедур, определяющих участие государства в реализации проекта. По этому направлению еще предстоит провести существенную совместную работу.
Реформируется система технического регулирования в отрасли. Принят Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, заложивший основу структуры обновленной нормативной базы в строительстве. Для содействия его реализации в марте Минрегионом России и тремя национальными объединениями (изыскателей, проектировщиков и строителей) подписано соглашение, которым, в числе прочего, предусмотрено совместное участие в финансировании работ по разработке и актуализации нормативных документов в строительстве.
При активном участии Национального объединения строителей идет разработка и актуализация СНиП и национальных стандартов. До конца 2010 г. запланирована актуализация 25 СНиП, остальные 58 будут актуализированы до 1 июля 2012 г.
НОСТРОЙ, как отметил Виктор Басаргин, участвовал в разработке Порядка проведения работ по разработке и утверждению сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, в соответствии с которым при разработке СП и изменений к ранее утвержденным СНиП учитываются и предложения национальных объединений изыскателей, проектировщиков и строителей.
В увязке с системой технического регулирования реформируется система ценообразования в строительстве. С переходом на новую систему можно будет уже с 2011 г. отказаться от системы индексации и перейти к управлению стоимостью при проектировании и строительстве.
«Одним из ключевых направлений нашей работы становится построение четкой системы управления контрактными рисками в строительных проектах, — продолжил министр. — На сегодня сформированы основные принципы построения базовой системы контрактации в строительстве. Их реализация в сочетании со снижением административно обусловленных рисков позволит создать системный спрос на эффективные инженерные решения, инновации, квалифицированный труд. Это должно стать одной из главных мотиваций повышения эффективности в отрасли. Важнейшим институтом обеспечения ответственности должен стать институт страхования в строительстве и управлении недвижимостью. Эта тема прорабатывается нами совместно с профильным комитетом Госдумы, Всероссийским союзом страховщиков и крупнейшими компаниями. Комплексная реализация указанных задач должна обеспечить «самонастройку» отрасли, ее выход на уровень конкурентоспособности».
принятие региональных программ жилищного строительства, в основу которых ляжет прозрачный сетевой график работ, необходимых для строительства запланированных объемов жилья и поддержания спроса;
предоставление для жилищного строительства подготовленных земельных участков;
обеспечение потребности кредитования населения и строительства;
развитие строительного комплекса в части новых материалов и технологий;
кадровое укрепление отрасли.
— Вести эту работу мы предлагаем через усиление скоординированной поддержки жилищного строительства со стороны федеральных министерств и ведомств, осуществляющих реализацию программ строительства и закупки жилья, регионов и институтов развития. Нами разработан механизм, позволяющий выделить обес-
печение инженерной инфраструктурой застраиваемых участков в отдельный бизнес. Также подготовлены предложения по корректировке законодательства для изменения аукционного механизма определения застройщика, при котором главным условием будет максимальное снижение цены реализации жилья. Подобный механизм предполагается распространить на участки региональной и муниципальной собственности. Тем самым будут созданы условия для обнуления стоимости земли и инфраструктуры в себестоимости строительства.
В региональные программы также войдут мероприятия по снятию региональных и местных административных барьеров, комплексному освоению территорий для жилищного строительства, разработке градостроительной документации, восстановлению системы непрерывного профессионального образования, поддержке стройиндустрии в части выпуска и использования современных недорогих энергоэффективных материалов и технологий, расширению участия населения в строительстве через жилищно-строительные кооперативы и другие некоммерческие объединения граждан, а также по увеличению объемов строительства социального и арендного жилья для граждан, не имеющих возможности приобрести его в собственность. По срокам региональные программы будут увязаны со сроками ФЦП «Жилище», то есть с 2011–2015 гг.
— Особо подчеркну, что с каждой региональной программой будет скоординирована реализация ведомственных программ строительства и планы прямой закупки на первичном рынке. В итоге застройщики в регионах получат фактически обеспеченный заказ на строительство жилья, реализация которого гарантирована. Аналогичная увязка будет произведена с программами, реализуемыми институтами развития. Разумеется, государство уже сейчас прорабатывает вопросы адекватного обеспечения вновь построенного жилья объектами социальной и дорожной инфраструктуры. Особое место в наших планах занимают вопросы кредитования рынка жилищного строительства. Говоря о кредитовании, мы считаем, что из 1 рубля федеральных средств, идущих на поддержку рынка в этой сфере, не менее 70 копеек должно направляться на первичный рынок и кредитование застройщика на этапе строительства, в первую очередь жилья эконом-класса.
Еще одним направлением станет построение новой структуры отраслевого образования. Главными показателями создаваемой системы, по словам Виктора Басаргина, должны стать полнота номенклатуры необходимых специалистов (от кладочника до технического заказчика), восприимчивость и соответствие уровня подготовки реальным запросам отрасли.
Предполагается, что намеченные меры наконец-то позволят гармонизировать стимулирование спроса с объемами вводимого жилья и выйти на справедливую для покупателей и строителей цену его реализации.
— Конечно, для строителей самое важное — заказы. И здесь мы прогнозируем достаточно широкое поле для деятельности. Государство планирует, по итогам года, ввести 60 млн кв. м жилья. За 2011–2013 гг.
планируется обеспечить ввод 201 млн кв. м,
из них жилье эконом-класса к 2013 г. составит 50%, а доля малоэтажного строительства — 60%. Предлагаю вам при подготовке своих планов работы ориентироваться на эти цифры.
Министр, выражая уверенность в успехе начатого дела, сказал: «Вместе мы достигнем поставленных целей. Государство готово и будет помогать становлению института саморегулирования. Минрегион России отвечает за развитие строительной отрасли, а значит и за развитие и укрепление института саморегулирования. В этой работе мы рассчитываем на ответственную роль Национального объединения».
— В ряде регионов есть примеры недобросовестного подхода к организации работы саморегулируемых организаций. Так, появились СРО, которые не формируют компенсационные фонды, а только торгуют допусками. Такую практику нужно немедленно прекращать. При появлении признаков недобросовестности необходимо принимать быстрые решения по лишению таких организаций статуса СРО. Нельзя ни в малейшей степени дискредитировать идею саморегулирования. Нужна плановая работа и установление взаимодействия между всеми участниками процесса.
По слова Виктора Басаргина, координировать работу с саморегулируемыми организациями министерство будет в рамках подписанного весной 2010 г. четырехстороннего соглашения о сотрудничестве между Минрегионом России и национальными объединениями саморегулируемых организаций, однако основную роль в его становлении должно играть само строительное сообщество.
— С ростом влияния СРО на развитие строительной отрасли возрастает и значение таких мероприятий, как проводимый сегодня съезд, от решений которого во многом зависит то, как будет работать новая система строительства. Сегодняшний съезд, объединивший лучших профессионалов отрасли, должен стать консолидирующим для всей строительной отрасли. На мой взгляд, за институтом саморегулирования — будущее. И на поддержку Минрегиона в этом процессе вы всегда можете рассчитывать».
Что же касается совместной работы по развитию и укреплению строительного комплекса, то перспективы в сотрудничестве с Национальным объединением Министерство видит прежде всего в таких аспекта, как:
совершенствование нормативной базы и участие в техническом регулировании в строительстве по части анализа существующей нормативной технической документации, а также формирование единого фонда нормативных технических документов в области строительства;
содействие дальнейшему устранению административных барьеров в строительстве в части мониторинга и подготовке предложений (в этом процессе должна возрасти роль отраслевых комитетов Национального объединения строителей);
поддержка малого бизнеса в строительстве (с участием комитета по поддержке малого бизнеса Национального объединения строителей.
Еще одно важное направление, по словам Виктора Басаргина, — это подготовка предложений по совершенствованию перечня видов работ (которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства) и минимальных требований к выдаче свидетельств о допусках (в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства).
Автор: Сергей Александров Дата: 21.10.2010 «Федеральный строительный рынок» № 87 Рубрика: Отраслевая реформа |