Публикации »

С точки зрения ЮНЕСКО: российское как всемирное

Примерно в те же дни, когда в Северной столице России проходила первая в стране Неделя реставрации, столица Бразилии принимала 34-ю сессию Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. В работе сессии в качестве наблюдателя от неправительственных организаций приняла участие Ирина Заика, ученый секретарь совета по наследию Союза архитекторов России. Единственным отечественным объектом культурного наследия, состояние которого обсуждалось подробно, оказался исторический центр Санкт-Петербурга. Всего же решения были приняты по четырем российским объектам.

Как уточняет сайт Союза архитекторов России, по итогам 34-й сессии Список всемирного наследия включает 911 культурных и природных объектов, представляющих выдающуюся мировую ценность. Если точнее, то это 704 культурных, 180 природных и 27 смешанных объектов из 151 страны. По состоянию на август 2010 г., Конвенцию об охране Всемирного наследия ратифицировали 187 государств. Во время работы 34-й сессии Комитет включил в Список 21 новый объект, в том числе 15 культурных, 5 природных и 1 смешанный. Три страны — Кирибати, Маршалловы Острова и Таджикистан — получили свои первые объекты в Списке.

На сессии были приняты решения по состоянию сохранности четырех российских культурных объектов, включенных в Список ЮНЕСКО: исторический центр Санкт-Петербурга и связанные группы памятников, погост Кижи, Кремль и Красная площадь, ансамбль Ферапонтова монастыря.

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные группы памятников Исторический центр Санкт-Петербурга был единственным из российских объектов культурного наследия, состояние которого обсуждалось на сессии. Главной темой обсуждения стал «Охта-центр», в частности возможность его строительства с точки зрения ЮНЕСКО. Предметом обсуждения также была новая версия границ объекта Всемирного наследия — исторического центра Санкт-Петербурга и связанных групп памятников.

По центру Комитет отметил «предложенную российской стороной многолетнюю программу по совершенствованию управления объектом Всемирного наследия», а также высоко оценил «последнюю информацию государства о дополнительных мерах, направленных на то, чтобы федеральные и региональные власти действовали в соответствии с положениями Конвенции об охране всемирного наследия» и то, что на настоящий момент не дано официального разрешения на проведение строительных работ по «Охта-центру».

Приветствовалась также информация о том, что региональные власти выразили свою готовность продолжать диалог по этому вопросу и провести независимую оценку ЮНЕСКО/ИКОМОС «по воздействию проекта на выдающуюся универсальную ценность объекта».

В свою очередь, ЮНЕСКО просит российскую сторону разработать принципиально иные альтернативные проекты, провести экспертизу их влияния на окружение и представить их центру Всемирного наследия и его экспертным советам до принятия каких-либо решений в соответствии с §172 Руководства по выполнению Конвенции об охране Всемирного наследия.

По историческому центру СПб, однако, было высказано сожаление, что российская сторона в своем отчете не учла рекомендаций Комитета Всемирного наследия по созданию расширенной буферной зоны. ЮНЕСКО, соответственно, «в очередной раз просит определить соответствующие буферные зоны для объекта, в том числе для исторического центра Санкт-Петербурга, включающие в себя окружающий ландшафт, в частности — панораму реки Невы», а также «предлагает российской стороне организовать в Санкт-Петербурге международный экспертный форум для оценки различных предложений по границам объекта и его буферным зонам». Помимо этого, была высказана просьба решить проблему создания единой системы управления объектом следующими путями: а) определение специализированного органа, обладающего необходимыми полномочиями по контролю за неизменностью и целостностью объекта, б) разработка плана управления объектом, в т. ч. градостроительного плана и плана дизайна среды на всю территорию объекта, а также плана по мерам безопасности, определяющего степень допустимого вмешательства в каждый из элементов объекта, позволяющих координировать действия всех заинтересованных лиц.

Погост Кижи

В решении Комитета относительно погоста Кижи отмечалось, что стабильное финансирование данного объекта было обеспечено в соответствии с государственным распоряжением, а также продолжением деятельности музея-заповедника «Кижи» по улучшению качества обслуживания, контроля и презентации объекта Всемирного наследия. Был отмечен и значительный прогресс в подготовке и начале проведения реставрационных работ в Преображенской церкви, однако с настоятельной рекомендацией «продолжать государственное участие».

Вместе с тем ЮНЕСКО обратилось с настоятельной просьбой к государственным органам «пересмотреть методы реставрации древесины, а также этапы реставрации в соответствии с нормами и рекомендациями, которые содержатся в документе, составленном по итогам визита специальной комиссии в апреле 2010 г.».

Прозвучало в решении и слово «требуем», а именно — «выполнить все рекомендации, изложенные в докладе Центра всемирного наследия и ИКОМОС по данным комиссии за апрель 2010 г.», и даже «вновь требуем»: а) предоставить проект документа о высочайшей ценности данного памятника для мирового сообщества в качестве основы для разработки комплексного плана управления данным объектом, а также руководящие принципы для сохранения памятника, б) подготовить и осуществить комплексный план управления, в) создать специальный государственный совет, отвечающий за координацию деятельности различных заинтересованных сторон и учреждений, занимающихся общим управлением объекта Всемирного наследия.

К требованиям по отношению к российской госвласти относится в том числе и предоставление в Центр Всемирного наследия к 1 февраля 2012 г. подробного доклада о состоянии и сохранности объекта с отчетом по всем вопросам, упомянутым выше, а также со всеми соответствующими документами об осуществлении предписанных корректирующих мер, чтобы рассмотреть всё это Комитетом на его 36-й сессии в 2012 г. и в случае «отсутствия существенного прогресса добавить в Список Всемирного наследия объект, находящийся под угрозой».

Кремль и Красная площадь плюс ансамбль Ферапонтова монастыря

«Глубоко сожалеем, что государственные органы не предоставили ни доклад о состоянии и сохранности объекта, ни дополнительную информацию о плановом управлении в созданных буферных зонах и совершенствовании правовых и организационных механизмов, ни проект заявления о выдающейся универсальной ценности, а также информацию и исследования, касающиеся текущей ситуации на объекте и в его буферных зонах», — отмечается в решении Комитета по Кремлю и Красной площади как объектам Всемирного наследия.

Была выражена также «глубокая обеспокоенность по поводу отсутствия какого-либо ответа на предыдущие просьбы Комитета и запросы его председателя, изложенные в письме Министру культуры РФ с целью получения вышеупомянутой информации».

Фраза «глубоко сожалеем» прозвучала и по поводу не предоставленной госорганами подробной информации о структуре управления, о правовых и институциональных механизмах и плане управления объектом Всемирного наследия — ансамбле Ферапонтова монастыря.

В резолюции Комитета также была выражена «обеспокоенность по поводу проектов обширной реставрации и реконструкции, осуществляющихся без предварительного уведомления или обзора Центром Всемирного наследия и консультативными органами».

При этом российским госорганам предлагается создать специальный совет, включающий в себя все заинтересованные стороны, в том числе представителей Московского Патриархата, чтобы разработать соответствующие правовые меры и правила по сохранению, реставрации и использованию объекта и создать единую совместную систему управления религиозными объектами Всемирного наследия в России.

Доклад о состоянии и сохранности объекта, в том числе информацию о структуре управления, Комитет Всемирного наследия просит государственные органы России предоставить в Центр Всемирного наследия к 1 февраля 2011 г. для рассмотрения на своей 35-й сессии.

Автор: Вадим Богданов
Дата: 27.09.2010
«Федеральный строительный рынок» № 86
Рубрика: ***




«« назад