Культурное наследие: наглядно и зримо
Одним из первых мероприятий Недели реставрации в Петербурге стала Международная выставка «Культурное наследие: сохранение, реставрация, реновация», которая прошла в Центральном музее связи им. А. С. Попова. Пожалуй, более подходящую среду для такого мероприятия сложно найти: в модернизированном памятнике архитектуры соседствуют первые телеграфные аппараты и средства космической связи. Ну а на время выставки «Культурное наследие» связь эпох, людей и пространств стала еще более очевидной. Как заметил директор петербургского филиала НИИ теории архитектуры и градостроительства Борис Кириков, выставка «Культурное наследие» становится традицией, хотя изначально, когда проект был задуман, этого от него не ждали. Впрочем, все закономерно: в Санкт-Петербурге, в «музее под открытым небом», не нужно искать экспонаты — они на каждом шагу. При этом нигде больше нет такого опыта воссоздания памятников из руин, прежде всего после войны и блокады, нигде нет столько высококлассных реставраторов живописи и произведений искусства. «Мы привыкли к реставрации, она — часть жизни петербуржцев, поэтому широкий интерес к теме гарантирован», — говорят сегодня питерские специалисты. Выставка расположилась в двух залах музея, демонстрируя самые разные аспекты сохранения культурного наследия, включая образование, издательский процесс и деятельность профессионального сообщества. Каждая экспозиция — отдельная глава общей истории. Здесь были представлены как уже известные петербуржцам реставрационные проекты, так и обойденные вниманием СМИ, но от этого не менее достойные. Так, специалисты РМ «Наследие» рассказали о реставрации скульптур Мраморного дворца и копировании скульптуры Висячего сада Государственного Эрмитажа, специалисты института «Ленпроектреставрация» — о реставрации Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости. Программа выставки удивляла насыщенностью: посетителям было предложено около 30 семинаров и мастер-классов. Заявлены были и сугубо прикладные вопросы, как, например, «Идентификация фотографий XIX века, их хранение», и философские: «Концепция развития Петербурга: историзм, антиисторизм, псевдоисторизм, консервация». Впрочем, реставраторы по большей части не теоретики, а практики, поэтому самой большой популярностью на подобных мероприятиях пользуются мастер-классы, где открываются многие секреты профессии. Одним из таких откровений для посетителей выставки «Культурное наследие» стала демонстрация лазерной очистки камня, которую провели специалисты Международного института мрамора (IS.I.M., Италия) совместно с компанией Союза реставраторов «Ресстрой». Осколок известняка, потемневший от многолетнего воздействия петербургской атмосферы, на глазах приобретает природный цвет. Светлое пятнышко разрастается под лазерной «бомбардировкой», сопровождающейся мелкими локальными вспышками и пощелкиванием. Как поясняют специалисты, все, что на поверхности камня появилось извне, под воздействием лазера нагревается и испаряется. При этом луч отражается от материала, совершенно его не повреждая. Традиционные методы — расчистка мрамора скальпелем, использование абразивных материалов и химических реагентов — такого эффекта не дают. Реставраторы, перенявшие зарубежный опыт, уверены, что лазер способен решить масштабную проблему сохранения памятников, в том числе и мраморных, стремительно разрушающихся под воздействием агрессивной среды мегаполиса. А проблема действительно назрела: за два-три последних десятилетия глубина деструкции, объемы утрат, темпы эрозии материалов сопоставимы с теми, что накопились за предшествующие 200–300 лет. О том, как ухаживать за памятниками из камня и поддерживать уже отреставрированные, пожалуй, лучше всех в Петербурге знают специалисты Службы по текущему уходу и содержанию памятников Государственного музея городской скульптуры. С мастер-классом на эту тему выступила заведующая Службой, заместитель директора реставрационной мастерской «Наследие» Юлия Логинова. Оказывается, грамотный мониторинг и профилактические меры могут увеличить срок жизни памятника без реставрационного вмешательства в несколько раз. С каменной скульптуры внимание гостей выставки переключалось на сия-ющие золотом и серебром завитки и фигурки. Мастера из Белгорода, представители НПФ «Златоград», объясняли любопытствующим, что сусальное золото используют не только для декоративной отделки монументальных архитектурных сооружений. Позолотить можно практически все, а особенно красивые работы получаются на дереве, гипсе, коже, стекле, металле, камне, полимерах. Вообще же все происходившее на IV Международной выставке «Культурное наследие» стало доказательством большой заинтересованности петербуржцев в судьбе своего города, в сохранности его исторического облика.
Автор: по материалам редакции Дата: 27.09.2010 «Федеральный строительный рынок» № 86 Рубрика: *** |