Публикации »

Екатеринбург – Москва: высокоскоростной магистрали быть

Губернатор Свердловской области Александр МИШАРИН подписал распоряжение о придании статуса губернаторской программы проекту строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Екатеринбург — Москва. Презентация проекта, как напоминает пресс-служба областного правительства, состоялась в мае на Международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи. Стоимость строительства магистрали оценивается в 2,5 трлн рублей.

Согласно распоряжению Александра Мишарина, статус губернаторской программы получило финансирование мероприятий по разработке организационно-правовой модели строительства магистрали. Финансировать и контролировать расходы на разработку модели будет некоммерческая организация «Фонд губернаторских программ Свердловской области».

Планируется, что магистраль соединит Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. Кроме того, дорога будет иметь ответвления до крупных городов Уральского региона: Перми, Уфы, Челябинска, Тюмени и Нижнего Тагила. Ее преимуществами являются минимальная протяженность (2,1 тыс. км), возможность использовать на различных ветках подвижной состав разной вместимости и обеспечивать движение с различными стандартами скоростей.

Для реализации проекта, однако, необходимо участие восьми субъектов РФ: Московской, Владимирской, Нижегородской, Свердловской, Челябинской и Тюменской областей, Пермского края, Татарстана и Башкортостана. Инициативу уральцев уже поддержало руководство Татарстана.

Как уточняет губернаторская пресс-служба, стоимость строительства магистрали предварительно оценивается в 2,5 трлн рублей. При этом коэффициент рентабельности проекта составляет 1,4, то есть при выходе на полную мощность экономическая выгода должна составить порядка 3,5 трлн рублей. Отдача уже весьма значительная, но, по мнению разработчиков программы, ее объем можно еще увеличивать. Если заказчик и исполнитель будут работать в рамках так называемого контракта жизненного цикла, то себестоимость проекта может сократиться почти вдвое.

Согласно условиям такого контракта одна сторона, то есть исполнитель инфраструктурного проекта, за свой счет и с использованием собственных материалов возводит объект и эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации (жизненного цикла). Он осуществляет ремонт, уход и обслуживание. Другая сторона, то есть госвласть, оплачивает (за счет средств бюджета) соответствующего уровня услуги по предоставлению объекта в пользование. Причем оплата осуществляется только в случае качественного выполнения функциональных параметров.

Практика, уверяют разработчики проекта, показывает , что применение контрактов жизненного цикла позволяет экономить до 40% средств при создании крупных инфраструктурных проектов. Кроме того, железную дорогу будут строить сразу с двух сторон — из Екатеринбурга и из Москвы. Таким образом, каждый ее участок начнет приносить прибыль еще до завершения строительства всей магистрали. Строительство ВСМ, как отмечается в пресс-релизе, можно вести по двум схемам: либо каждая область отвечает за свой отрезок магистрали, либо все регионы создают единый контролирующий орган, который будет заниматься поисками подрядных организаций.

Проект войдет в программу инновационного развития транспортного комплекса Свердловской области. Программа, кстати, включает в себя четыре подпрограммы: транспортное обслуживание населения, развитие транспортного машиностроения, развитие научного потенциала региона и развитие городского транспорта. Консультировать специалистов, разрабатывающих транспортную программу, будут сотрудники Российской академии транспорта.

Согласно ФЦП по модернизации транспортной системы России, направление Москва – Нижний Новгород – Екатеринбург, как уточняет «АСР-Инфо», находится в числе планируемых к строительству высокоскоростных магистралей, обеспечивающих скорость движения пассажирских поездов до 350 км/час.

Напомним, что пилотным проектом по строительству ВСМ в России станет высокоскоростная магистраль Санкт-Петербург – Москва. Стоимость реализации идеи оценивается примерно в триллион рублей. Согласно презентации проекта минувшей весной, на линии предполагается курсирование 42 пар поездов в сутки, которые смогут преодолевать расстояние за два с половиной часа, развивая максимальную скорость до 400 км/час.

Прогнозируемый объем перевозок составит более 14 млн человек в год. Высокоскоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург может пройти через Тверь и Великий Новгород. Тендер на ее строительство планируется объявить в 2011 г.

Автор: Вадим Богданов
Дата: 27.09.2010
«Федеральный строительный рынок» № 86
Рубрика: ***




«« назад