ООО «Грант»: комплексный подход к современной реставрации
В дни празднования 300-летия Царского Села одним из главных событий юбилейной программы стало открытие отреставрированного павильона «Эрмитаж». Напомним, что посетителям государственного музея-заповедника сюда не было доступа около семидесяти лет. А изюминкой этого уникального архитектурно-исторического объекта, в свое время предназначенного для уединенного отдыха императрицы, являются подъемные столы. Утраченные фрагменты и детали столов удалось восстановить реставраторам петербургского ООО «ГРАНТ», о чем по просьбе «ФСР», в частности, и рассказал генеральный директор фирмы Александр ГЕНДЕЛЬМАН. — Александр Олегович, как давно ваше предприятие работает на реставрационном рынке Северной столицы? — ООО «Грант» было создано как ремонтно-реставрационная фирма в начале 1992 г. А если точнее, то еще тремя годами раньше возник аналогичный кооператив. При этом мы сразу стали специализироваться на восстановлении фасадов и кровель, металлодекора, различных изделий из древесины, архитектурных элементов из натурального камня. Такая работа, соответственно, ведется преимущественно на объектах, охраняемых КГИОП. В нашем случае было бы несправедливо не сказать несколько слов и об истоках предприятия, идущих от той ленинградской реставрационной школы, которая возникла при послевоенном восстановлении культурно-исторических объектов. Мой отец Олег Осипович Гендельсман, бывший фронтовик, с 1953 по 1980 гг. в структуре треста «Фасадремстрой» возглавлял участок, который вел комплексную реставрацию зданий и сооружений Государственного музея-заповедника «Павловск», начиная с дворца. После Великой Отечественной войны это фактически был первый крупный проект реставрационно-восстановительных работ в Ленинграде. Сегодня, имея в своем арсенале самые передовые технологии, мы при этом используем и давние. Конечно, чтим традиции. Одна из них — тесный союз реставраторов и строителей, начавший складываться еще в послевоенном Павловске. — Можно подробнее о «строительной составляющей»? — Помимо общестроительных работ при реставрации, ООО «Грант» выполняет и реконструкцию зданий, причем с полной или частичной реорганизацией объекта, с возможностью замены всех коммуникаций, усиления несущих конструкций здания и расширения площади помещений. В сферу деятельности нашей компании входит и комплексный ремонт здания, от фундамента до кровли, мы также готовы проводить и перепрофилирование того или иного объекта. — Какие объекты стали для вас ключевыми? — Как для коллектива, в свое время возглавляемого Олегом Осиповичем Гендельманом, главным делом жизни стала реставрация ГМЗ «Павловск», так и для ООО «Грант» место основного приложения сил — ГМЗ «Царское Село». Даже помещение на его территории мы арендуем изначально. Одна из публикаций о подготовке к 300-летнему юбилею, она называлась «Восемнадцать лет служения Царскому Селу», кстати, была посвящена нашей фирме. В числе объектов музея-заповедника, на которых за эти годы нам довелось поработать, Екатерининский и Александровский дворцы, Китайская деревня, Камеронова галерея, Адмиралтейство, Эрмитажная кухня. Непосредственно перед юбилеем наше внимание было сосредоточено на двух объектах реставрации: это подъемные столы в павильоне «Эрмитаж» и Пудостский мост. — Второй почему-то не особо прозвучал в праздничной программе. Можно о нем подробнее? — При Екатерине Великой, согласно моде ландшафтной архитектуры того времени, в парке один за другим стали появляться оригинальные мостики. Наиболее прославился в их сооружении инженер И. К. Герард. Он является также автором инженерно-конструктивного решения моста через Большой канал в районе Рамповой аллеи. Идею же воплотил архитектор Чарльз Камерон. Арка, сложенная из кирпича, здесь была облицована пудожским камнем, отсюда и название архитектурно-исторического объекта. — А что оказалось наиболее важным в павильоне «Эрмитаж»? — Напомню, что павильон с таким сложным для своего времени инженерно-техническим сооружением, как подъемные столы, был возведен по проекту Общей реставрацией павильона занималось ООО «Ресстрой». Нам предстояло комплексно решить несколько задач в рамках своей специализации — в частности, по восстановлению исторического облика столешниц и деревянных частей нескольких столов. Особенно серьезных проблем при этом было две — восстановить утраченные детали и фрагменты и уложиться в крайне сжатые сроки. Здесь надо остановиться на предыстории. Существовал уже достаточно основательный проект, но тогда не нашлось возможности разработать всю необходимую документацию, да и не было денег. А в честь юбилея проблему наконец-то сняли — волевым решением. При этом времени на это очень непростое дело было отведено даже меньше года. Договор с нами заключили только в августе 2009 года. Взявшись за работу, которую следовало выполнить в очень короткий срок, мы, как в таком случае и любое другое реставрационное предприятие, серьезно рисковали не успеть к юбилею. Параллельно в павильоне велись отделочные работы, и это тоже иногда тормозило наш процесс. Но, тем не менее, «Грант» успел выполнить свою часть работ точно по графику. Что же касается технологических решений, то здесь пришлось поломать голову. О подъемных механизмах сведений практически не сохранилось, и пришлось искать собственные решения. Например, вообще было непонятно, что представляли собой канаты — была ли это пенька, джут или что еще. Такие моменты в основном додумывали ученые музея и проектировщики, но наши рабочие-реставраторы, опираясь на свой опыт и творческую фантазию, помогали им, на мой взгляд, весьма существенно. Скажем, бригадир Алексей Федоров, специалист с высшим образованием, предложил некоторые технические решения, затем примененные на практике. Так что в целом ООО «Грант» достойно справился со всеми поставленными задачами. — Если не секрет, с какими перспективами Вы связываете развитие предприятия после 300-летия Царского Села? — Царскосельский юбилей, разумеется, заметно оживил наше профессиональное сообщество в Санкт-Петербурге. Когда раньше работа над каким-либо объектом могла растягиваться на десятилетия, прежде всего из-за проблем с финансированием, — это, конечно же, научной реставрацией назвать трудно. Серьезные перспективы развития можно выстраивать только в том случае, если со стороны государства наконец-то сформируется планомерный подход к сохранению и восстановлению архитектурно-исторического наследия. Надеемся, что это произойдет на нашем веку. Что же касается «программы минимум», то для ГМЗ «Царское Село» давно уже стало привычным продолжение реставрации и воссоздания утраченного еще в те же военные годы. То есть в обычной ситуации тот или иной объем работ здесь будет, а мы с радостью готовы взяться за любое новое дело и гарантируем комплексный подход к решению самых сложных задач.
Но в главном все же остается работа на реставрационном рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Мы бываем так или иначе задействованы на около полусотни объектов в год. Спектр заказчиков при этом сложился достаточно широкий. Среди них ГМЗ «Петергоф», ГУК «ГМП Исаакиевский собор», СПб ГУЗ «Городская Мариинская больница» и др. Но в основном наша деятельность связана, конечно же, с городом Пушкин.
Работы по мостику мы вообще-то начали еще два года назад. Кирпичный свод к тому времени был фактически разрушен. На первом этапе мы укрепляли инъектированием и вычинкой кирпичной кладки несущий свод, а в этом году занялись облицовкой. Одна из сложных задач заключалась в том, что пудожский камень как таковой добыть уже невозможно, это особый вид местного известняка. Удалось, однако, найти аналог. Разрушений же было много, свою «лепту» внесли и предыдущие реставрации и ремонты. Так, вместо камня в облицовке мы видели и кирпич, и цемент. Тонкость здесь в том, что, скажем, цемент не дает известняку дышать, и от этого поверхностный слой камня начинает разрушаться, что ведет, разумеется, к дальнейшим разрушениям камня. Все эти наслоения мы удаляли, затем делали вставки из камня или пользовались камнезаменителем — вот это уже по методике современной научной реставрации как раз вполне допустимо. На сегодня в отношении Пудостского моста стоит вопрос о реставрации нижнего каскада. Документы находятся на согласовании в КГИОП.
Ф. Б. Растрелли еще в годы царствования Екатерины Петровны. Как и многие архитектурные объекты, непосредственно уникальные подъемные механизмы так же сильно повреждены в годы Великой Отечественной войны. Несколько десятилетий павильон, как известно, был закрыт для посещений.
Два из четырех столов нам хотели отдать на реставрацию еще в начале 90-х гг.
Автор: по материалам редакции Дата: 12.08.2010 «Федеральный строительный рынок» № 85 Рубрика: *** |