А. Н. Ганов: «Строители могут подняться на новый уровень»
В условиях так называемого кризиса продуктивное взаимодействие власти с наиболее пострадавшими направлениями социально значимого бизнеса обретает особое значение. И, естественно, каковы проблемы и достижения в этом направлении в целом по России, можно судить только с учетом опыта регионов. Воронежцы, в этом смысле, вполне способны обратить на себя внимание тем, что уже сделано. На вопросы отвечает заместитель губернатора Воронежской области, первый заместитель председателя правительства Воронежской области А. Н. ГАНОВ. — Александр Николаевич, каковы главные для строительной отрасли Воронежской области итоги «кризисного» 2009 г.? В каких цифрах выразились основные тенденции? — Очевидно, что и для нас финансовый кризис не прошел бесследно, хотя степень проявления его негативных тенденций и, как следствие, глубина спада в нашей области по ряду основных направлений ниже, чем в среднем по стране и ЦФО, в том числе в строительстве, на 13%. На это повлияли как меньшая зависимость региональных предприятий от международных рынков сырья и энергетических ресурсов, так и большая диверсификация экономики области. Да, средств на бюджетное строительство в этом году выделялось меньше. Тем не менее, кризис научил нас использовать их более рационально, не «размазывая». У нас в области только социальных объектов начато и не достроено на 14 млрд рублей. Строительная готовность многих из них не дотягивает и до 50%, значит, приходится выбирать. Браться за все — разорить бюджет, ничего не добившись в итоге. С помощью профильных департаментов социального блока мы выделили наиболее важные объекты и сделали упор не на количество в виде продолжения многочисленных строек, а на качество, выбирая объекты высокой степени готовности. Так, за год фактически ввели шесть спортивных объектов, в числе которых Ледовый дворец и два плавательных бассейна. Среди объектов здравоохранения в первую очередь отмечу здание для Центра «АнтиСПИД». Далее, практически 15 лет строился крупный комплекс Подгоренской школы на 1 200 мест с учебно-производственным комбинатом — наконец строительство завершили. Будем объективны: строительная отрасль ориентирована на внутренний спрос, а значит, будет выходить из кризиса труднее, чем другие отрасли экономики. Проблема в том, что ситуация на строительном рынке определяется спросом на жилье и промышленные объекты, а спрос этот пока не восстановился. Ведь сначала люди или компании должны заработать, а только потом думать о покупке жилья или строительстве нового предприятия. — 8 февраля на заседании президиума правительства Воронежской области были проанализированы итоги работы по формированию системы взаимодействия с инвесторами. Намечаются ли новые тенденции в инвестиционной политике? — Экономический кризис ярко показал, что старыми способами экономику страны не поднять, а без решения экономических проблем мы не можем говорить о развитии строительства, образования или здравоохранения. Привлечение инвесторов — это сегодня основная у нас в области задача. И действительно, в этом вопросе за последний год многое изменилось. Во-первых, губернатор Алексей Гордеев подписал постановление, которое значительно сократит сроки проведения подготовительных, согласительных и разрешительных процедур при подготовке и реализации инвестиционных проектов. На каждом этапе сроки должны сократиться как минимум вдвое, а над ходом подготовки и реализацией проектов будет осуществляться жесткий контроль. Теперь за каждый проект в правительстве отвечает куратор из профильного департамента, а общий контроль самые значимые проекты ведет департамент экономического развития. Совсем недавно было принято еще одно принципиально важное решение: создан Комитет по поддержке инвестиций в Воронежской области под председательством губернатора Алексея Гордеева. В Комитет входят руководители департаментов правительства области, мэрии, территориальных органов федеральных служб, общественных организаций. Главная цель создания такого органа — упрощение всех согласительных и разрешительных процедур, например, при оформлении земли или получении разрешения на капитальное строительство. А кроме того, Комитет будет непосредственно связан с системой ведения мониторинга и осуществления контроля над ходом реализации инвестпроектов. Теперь инвестору будет кому пожаловаться, если он не сможет в кратчайшие сроки урегулировать какой-то вопрос на местном или государственном уровне. Все инвестпроекты, которые реализуются в области, попадают в один реестр, который ведет государственное учреждение — Агентство по привлечению инвестиций. То есть мы не просто знаем об их существовании, хотя и это важно, мы знаем их конечную цель и те проблемы, которые стоят на каждом этапе ее достижения. Аккумуляция информации позволит оценить отклонения от сроков доведения проекта до реализации. Что касается проектов в строительной отрасли, то главный наш инвестор сейчас — это государство. Здесь в первую очередь нужно назвать строительство Нововоронежской АЭС-2 — самой масштабной стройки в регионе — и трассы М4 «Дон». Немало у нас строится объектов коммерческой недвижимости. В прошлом году сдана первая очередь центра «Галерея Чижова», где объем инвестиций составил более 4 млрд рублей. В этом году будет сдана вторая очередь с совместимым объемом инвестиций. В 2009 г. построены торговые центры «Касторама» и «Твой дом», вводится «Арена» и др. В этом году будет введен в действие огромный торгово-развлекательный центр «Град», аналогов которому нет во всем ЦФО (объем инвестиций — около 10 млрд рублей). Недалеко от областного аэропорта строятся два крупных логистических комплекса класса «А» общей площадью около 100 тыс. кв. м. В Подгоренском районе активно идет строительство совершенно нового цементного завода. И дело не только в том, что там сумма инвестиций — около 16 млрд рублей. Мы фактически возрождаем цементную отрасль в области с использованием новейших мировых технологий. Это пилотный проект «Евроцемент групп», который предполагает производство цемента экологически безвредным сухим способом. В области создана Масловская промышленная зона — крупнейшая площадка для строительных предприятий. Это компактная территория с создаваемой за счет средств бюджета и инвестфонда инфраструктурой, где уже возводятся завод «Армакс-групп» по выпуску панелей и минеральной плиты на основе базальтового волокна и завод трансформаторов компании Siеmens. В ближайшем будущем придут и другие инвесторы. Отдельная тема — сельское хозяйство. В этом направлении нас в первую очередь интересует строительство животноводческих комплексов и предприятий по переработке сельхозпродукции, а также строительство элеваторов нового типа. В основном речь идет именно о новых объектах, потому что реконструировать зачастую попросту нерентабельно. Вопрос применения эффективных строительных технологий крайне важен для нас, в том числе и на социальных стройках. Мы стараемся помочь в реализации таких проектов, если, конечно, здесь участвует настоящий инвестор… — То есть бывают и «ненастоящие»? — К сожалению. Приходит немало якобы инвесторов, которые, быть может, испытывают искреннее желание сделать что-то хорошее, но финансовых возможней у них нет. Скажу только, что еще два года назад 6 компаний предполагали инвестировать в строительство цементных заводов. На сегодня осталась одна, к счастью, ее не остановил ни кризис, ни отсутствие финансовых ресурсов. А есть и такие, которые хотят просто получить землю, сделать некий сомнительный проект, на бумаге, и попытаться хоть что-то под него получить из бюджета. Сегодня крайне важно устранить саму возможность спекуляции землей. Есть строительные организации, которые обеспечены земельными участками на 10 лет вперед, но ничего пока не строят в ожидании лучших времен, есть и банальные земельные спекулянты. — А можно поподробнее о сегодняшней ситуации с инвестированием объектов транспортного строительства? — Что касается инфраструктурных объектов транспортного строительства, то здесь главный инвестор у нас — государство. Среди объектов можно отметить взлетно-посадочную полосу аэропорта, где уже половина работ выполнена. Ожидается по линии Минтранса выделение денег на реконструкцию федеральной трассы М4 «Дон», в частности, на улучшение и расширение автомобильного обхода города Воронеж. Готова проектная документация и на другие дороги в обход областного центра. Сегодня федеральное правительство в поиске, как нам модернизировать транспортную инфраструктуру всей страны, и М4 — это первая попытка частно-государственного партнерства. Осенью прошлого года в областном центре с помощью Минтранса был сдан в эксплуатацию Чернавский мост, реконструкция которого растянулась на 20 лет. И теперь намечается хорошая перспектива продления набережной, в результате чего мы свяжем автотранспортным сообщением все три городских моста и разгрузим центральную часть города. Как во всей стране, наш самый больной вопрос — это дороги. Недофинансирование отрасли привело к разрушению многих участков автомобильных дорог регионального значения. Пока мы на дороги тратим значительно меньше, чем наши соседи. В 2009 г. из бюджета Белгородской области на 1 км автомобильной дороги было направлено 350,4 тыс. руб., Липецкой — 239,1 тыс. руб, а у нас пока — всего120,3 тыс. руб. Правда, и такие скромные средства позволяют нам делать немало, работая с подрядчиками и экономя каждую копейку. Есть основания думать, что ситуация изменится: уже готовы проектные проработки реконструкции дорог регионального значения — они помогут разгрузить федеральные направления. Готовится также проектная документация на реконструкцию дороги «Воронеж — Луганск», которую мы предполагаем передать в федеральную собственность. Кроме того, она может стать альтернативой платному участку трассы М-4 «Дон». — Возможно ли в условиях финансового кризиса принятие действенных мер в поддержку отрасли на уровне региона, в частности, в сфере жилищного строительства? — В первую очередь мы можем говорить о том, что помогаем строительным организациям реализовать построенное ими жилье. Например, только по программе переселения из аварийного жилья было приобретено квартир на 840 млн рублей. Квартиры приобретаются и по федеральным программам для ветеранов Великой Отечественной войны, и для военнослужащих по линии Минобороны. Всего же на стимулирование жилищного строительства из бюджетов всех уровней было направлено в 2009 г. 2,8 млрд рублей. Активизировать ситуацию на рынке жилья помогает участие в ФЦП «Жилище». В частности, только в 2009 г. 380 семей получили жилье по подпрограмме «Молодая семья», 150 семей льготных категорий граждан улучшили свои жилищные условия через получение государственных жилищных сертификатов. Около 570 млн рублей федеральных, областных и муниципальных средств было направлено на строительство инженерной инфраструктуры в районах массового жилищного строительства. К сожалению, по понятным причинам произошел спад приобретения жилья по ипотечным кредитам, но мы уверены, что ситуация скоро изменится в лучшую сторону. Сегодня в нашем Агентстве жилищного ипотечного кредитования по программе «Новостройки» кредиты выдаются под 11% годовых, на вторичном рынке жилья — под 9%. В связи с тем, что процентная ставка коммерческих банков снизилась, можно смело говорить о резком повышении спроса на ипотечное жилье. Кроме того, у нас есть областная программа по поддержке многодетных и других нуждающихся семей через Агентство. В этом году запланировано выделение им субсидий на ипотечное жилье на 74 млн рублей. Правительство области повысило уставной капитал АЖИК на 20%, и уже в 1 квартале этого года оно выдало кредитов на 60 млн рублей, а по итогам 2 квартала ожидается значительно больше. — Увы, в жилищном строительстве разве что единицы регионов избежали серьезных проблем с так называемыми обманутыми дольщиками. Как с этим обстоят дела у вас? — У нас по поручению губернатора Алексея Гордеева создана межведомственная рабочая группа по поиску вариантов решения этой непростой проблемы. В эту группу вошли не только чиновники, но и сотрудники правоохранительных органов. Задача —рассматривать каждый случай индивидуально, с учетом степени готовности возводимого жилья, наличия проектной документации, подхода самого руководства компании к возникшей ситуации и т. д. Проблемы решаем, не могу сказать, что теми темпами, которыми хотелось бы дольщикам, но все-таки решаем. За период работы этой группы около 400 семей уже получили квартиры. Категорическая позиция губернатора Алексея Гордеева — продолжать эту работу и в вопросе обманутых дольщиков вывести Воронежскую область из числа проблемных регионов. Правда, нужно добавить, что не все, называющие себя обманутыми, таковыми являются. Иногда это либо «рисковые» люди, либо профессиональные участники рынка, пытающиеся заработать «на грош пятаков». — Каковы основные успехи региона в сфере ЖКХ? — Начну с того, что была достаточно суровая зима, сильные морозы и серьезные снегопады, и успехом можно считать то, что по итогам отопительного сезона в ЦФО область выделили в числе лидеров. При этом самым главным я считаю то, что мы прожили эту зиму без серьезных аварий. Значит была проведена достойная подготовка. В этом году как никогда много мы занимались благоустройством областного центра. Снег стали массово убирать и вывозить, чего раньше не делалось, фактически на всем муниципальном транспорте Воронежа установлена система GPS. Соответственно, график и маршруты можно отследить по интерактивной карте, а в результате такой контроль повышает качество уборки и дает экономию по топливу. Основная задача, которую поставил губернатор на следующий год, — «войти во дворы», наладить работу штата дворников. Уже обустроены и отремонтированы шесть парков, действуют областные программы «Сто дворов» (по многоквартирным домам) и «Уютный дом» (в частном секторе). Призеров по итогам поддерживаем материально (за первое место полагается 300 тыс. рублей), в основном за счет бюджета, но и с привлечением внебюджетных средств. Обустраиваем во дворах детские и спортивные площадки. В реформировании ЖКХ области мы только в самом начале пути. Формально сфера ЖКХ — это муниципальные полномочия, но очевидно, что силами муниципалитетов эту проблему не решить. Например, в областном центре крайне низкое качество воды, да и то подается она в дома по графику. Многолетние взаимные претензии различных структур только увеличивали долги. По решению губернатора была создана рабочая группа, которая разработала предложения по выводу из кризиса системы водоснабжения. Австрийской компанией ILF был проведен независимый технический аудит. В основном разрешились имущественные споры вокруг МУП «Водоканал Воронежа». Прекращается процедура банкротства предприятия, которая длится более 3 лет. Теперь мы можем говорить о привлечении инвесторов в эту отрасль. А значит, улучшится финансовое положение и других муниципальных предприятий. Также усилиями правительства области создается электросетевой комплекс региона: подписано соглашение о взаимодействии с энергокомпанией «МРСК Центр» — теперь в области должен появиться единый хозяин сетей и ответственный за качественную работу сетевого комплекса. А это, в свою очередь, позволит региону решить целый ряд задач, среди которых повышение надежности энергоснабжения потребителей, сокращение удельных затрат на содержание сетей и создание предпосылок для минимизации потерь электроэнергии за счет реализации новых подходов в системе ее учета. — В целом, как можно охарактеризовать ближайшие перспективы в области реализации проектов промышленного, транспортного, энергетического, социального и жилищного строительства региона? — По рейтингу инвестиционной привлекательности Воронежская область за год поднялась с 15 на 7 место. Это говорит о том, что наш регион находится на этапе развития — за уже реализуемыми проектами последуют новые. Главное, что областное правительство создало «правила игры», которые привлекут новых инвесторов. Есть такой синергетический эффект строительной отрасли: один строитель дает работу смежникам в 16 отраслях — дорожникам, энергетикам, транспортникам, связистам… Стройка требует дорог, дороги — щебня, завод по производству щебня — энергии, и так далее. Конечно, хочется всего и сразу, но так не бывает, приходится выбирать приоритеты, для этого нами разработана и сейчас активно обсуждается «Стратегия развития области до 2020 года». Если говорить о ближайших интересных проектах, то среди особо крупных можно отметить строительство железнодорожного вокзала «Воронеж-3». Сейчас занимаемся предпроектными разработками, определяем, какие потребуются средства и в какой пропорции мы разделим их с РЖД. На очереди инвестиционный проект реконструкции аэровокзального комплекса, дальнейшее развитие Масловской индустриальной зоны и реализация в Хохольском районе инвестиционных проектов по производству строительных материалов. Прорабатывается и вопрос расширения добычи гранитного щебня на новых месторождениях. Кстати, в Воронежской области нет нефти и изумрудов, но по запасам гранитного щебня, а также сырья для производства цемента и извести — это уникальный регион, так что перспективы у нашей строительной отрасли весьма серьезные.
Автор: по материалам редакции Дата: 12.08.2010 «Федеральный строительный рынок» № 85 Рубрика: *** |