Россия как «сухопутный мост»: развивать транспортные коридоры
В Санкт-Петербурге в начале июля состоялась II Глобальная конференция по железнодорожным грузовым перевозкам. В мероприятии приняли участие представители 120 отраслевых компаний, международных организаций, научного сообщества из почти четырех десятков стран мира. Основное внимание было уделено интеграции российских железных дорог в мировую транспортную систему и транзитному потенциалу России как трансконтинентального «сухопутного моста» в Евразии. По словам генерального директора Международного союза железных дорог (МСЖД) Жан-Пьера ЛУБИНУ, конференция была посвящена перспективам расширения сферы деятельности железнодорожного транспорта во всем мире, нахождению оптимальных путей преодоления мирового финансово-экономического кризиса, а также существующих барьеров в дальнейшем развитии международных железнодорожных перевозок. В своем приветственном слове первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим МОРОЗОВ отметил, что компания придает большое значение сотрудничеству с Международным союзом железных дорог и расценивает участие в этой организации как стратегический инструмент для повышения потенциала РЖД и органичной интеграции в мировую транспортную систему. Говоря об инструментах преодоления экономического кризиса, первый вице-президент отметил особую роль государственного участия в развитии инфраструктурных отраслей экономики, неоднократно подтверждаемую мировым опытом. «Реализация инфраструктурных проектов способствует созданию десятков тысяч рабочих мест, оказывает поддержку реального сектора экономики, «связывает» государственные вложения на длительный срок и, следовательно, нивелирует риск возрастания инфляции, формируя реальный фундамент модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности», — подчеркнул спикер. Другой важной задачей государства он назвал создание благоприятных условий для масштабного привлечения частных (как отечественных, так и зарубежных) инвестиций в отрасль, прежде всего на основе механизмов государственно-частного партнерства. Вадим Морозов рассказал также о возможностях для международных партнеров компании, которые открываются реализацией «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г.» и расширением интеграции российских железных дорог в мировую транспортную систему. Он отметил необходимость более широкое использование транзитного потенциала России в силу ее уникального географического положения: На сессии «Комбинированные перевозки — потребность в стимулировании эффективности» (проходила в рамках Глобальной конференции) выступил начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Алексей МИРОНОВ. Он отметил, что на сегодняшний день компания значительно повысила качество транзитных грузовых перевозок, и теперь можно доставлять груз через всю Россию, от Тихого океана до западных границ, за 11 дней, то есть со скоростью свыше 1000 км в сутки. В частности Алексей Миронов сказал: «Важным этапом развития комбинированных перевозок в транспортном коридоре Запад — Восток стало принятие главами железных дорог Германии, Польши, Белоруссии и России решения о создании четырехстороннего совместного предприятия. Основной его функцией станет управление проектами по оптимизации перевозочного процесса в рамках 2-го международного транспортного коридора». Подробнее о деятельности компании по развитию транспортных коридоров на конференции рассказал директор «ГипротрансТЭИ» ОАО «РЖД» Федор ПЕХТЕРЕВ, заострив внимание, прежде всего, на том, что в силу географического положения России железные дороги страны являются естественным «сухопутным мостом» между государствами Восточной Азии и Европы. Эффективная реализация транзитного потенциала страны является одной из приоритетных задач, поставленных перед ОАО «РЖД» в утвержденной Правительством РФ «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г.». В связи с этим Федор Пехтерев отметил: «В соответствии с действующим межправительственным соглашением, ОАО «РЖД» активно содействует формированию целостности железнодорожной инфраструктуры международного транспортного коридора Север — Юг. Реализация его потенциала связана с созданием прямого железнодорожного сообщения между Россией и Ираном в районе Каспийского моря». Существенно то, что завершение в ближайшие годы этой работы позволит впервые в истории создать железнодорожный «сухопутный мост» протяженностью около 4,5 тыс. км от Санкт-Петербурга до иранского порта «Бендер-Аббас», соединив таким образом Северо-Западную и Центральную Европу со странами Персидского залива и Южной Азии. По словам Федора Пехтерева, в рамках проработки западного маршрута коридора ОАО «РЖД» ведет активную работу с коллегами из Азербайджана и Ирана по проектированию на территории Ирана новой железнодорожной линии Решт — Астара (Иранская) — Астара (Азербайджанская) протяженностью 170 км. Коридор Восток — Запад на территории европейской части России частично совпадает с Панъевропейским транспортным коридором-2 (Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород), а в азиатской части — с Транссибирской магистралью. По мнению Федора Пехтерева, наиболее перспективными для привлечения к перевозкам по коридору Восток — Запад являются грузы, связанные с торговлей со странами Европы, Республики Корея, северных и северо-восточных районов Китая, а также Японии. Плодотворным может стать также сотрудничество с Казахстаном и Монголией. Выступавший напомнил, что в июне 2009 г. в ОАО «РЖД» была разработана и принята «Программа действий по развитию контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 г.». Этой программой, в целях сокращения сроков доставки транзитных грузов в контейнерах на маршруте Находка — Красное (граница с Белоруссией), запланировано поэтапное повышение скорости с существующих 910 км/сут. до 1500 км/сут. Уже в 2012 г. будет обеспечена реальная возможность доставки контейнерных грузов от восточных до западных границ России за 7 суток, а к 2015 г. за 7 суток будет преодолеваться расстояние до Бреста (белорусско-польская граница). В дальнейшем планируется распространение этого инновационного транспортного продукта на другие основные направления сети железных дорог России. Федор Пехтерев также отметил, что в области развития существующей и строительства новой железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД» сегодня активно сотрудничает с зарубежными партнерами. Так, крупнейшими совместными инфраструктурными проектами, непосредственно влияющими на возможность привлечения дополнительных объемов перевозок транзитных грузов в контейнерах в евроазиатском сообщении, являются модернизация монгольских железных дорог, строительство железнодорожной линии Кошице — Братислава — Вена с шириной колеи 1 520 мм и реконструкция железнодорожной линии Хасан — Туманган — Раджин со строительством в порту «Раджин» (КНДР) контейнерного терминала. Данные мероприятия и проекты, безусловно, позволят существенно расширить возможности использования потенциала российских железных дорог как «сухопутного моста» между странами Азии и Европы.
в качестве трансконтинентального транспортного «моста» в Евразии, обеспечивающего эффективные международные коммуникации, получение комплексных, соответствующих высоким стандартам качества, транспортных услуг российских железных дорог, а также реализацию перспективных бизнес-проектов в сфере железнодорожного транспорта.
Автор: Сергей Александров Дата: 12.08.2010 «Федеральный строительный рынок» № 85 Рубрика: *** |