Публикации »

Как воссоздавалось «восьмое чудо света»

«На сегодня несомненным брендом нашего музея является Янтарная комната», — руководствуясь «туристическим рейтингом», говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга ТАРАТЫНОВА. Напомним, что воссоздание этого «восьмого чуда света» было завершено в 2003 г. к 300-летию Санкт-Петербурга. Аналогичный юбилей Царского Села пушкинские мастера-камнерезы, которые выполнили эту уникальную работу, встречают под знаком воссоздания других янтарных коллекций, имеющих огромную ценность.

Для начала напомним несколько исторических фактов. Янтарная комната была создана для прусского короля Фридриха I. В 1717 г. его сын, Вильгельм I, решил преподнести «кабинет» в дар Петру I. Именно таким образом получило подтверждение заключение дружественного союза между двумя государствами. В тот же год этот «преизрядный презент», как назвал шикарный подарок российский император, был доставлен в Санкт-Петербург.

Однако позднее бесценное детище немецких камнерезов, исторически самых прославленных в янтарном деле, обрело и «русско-итальянский след». В 1743 г. императрица Елизавета Петровна поручила мастеру Александру Мартелли «исправить кабинет». И к 1770 г., под надзором обер-архитектора Растрелли, он преображается в знаменитую Янтарную комнату Екатеринского дворца, существенно увеличившись в размерах, обретя заметно больше красоты и роскоши. Именно в таком виде петербургский шедевр камнерезного искусства и получил мировую славу «восьмого чуда света».

Но в местном климате это чудо надо было постараться еще и сохранить, на что российские императоры не скупились. Реставрация проводилась в 1833, 1865, 1893–1897 гг. В годы советской власти к Янтарной комнате тоже отнеслись с почтением. Реставрационные работы проводились в 1933–1935 гг., серьезная реставрация намечалась на 1941 г.

С началом войны именно трепетное отношение к Янтарной комнате сослужило ей, что называется, плохую службу. Вообще-то основные музейные ценности из Екатерининского дворца эвакуировались, но «восьмое чудо света» из-за его хрупкости решили не трогать. Это оказалось роковой ошибкой: нацисты, разграбившие дворец, похитили и Янтарную комнату. Около двух лет гитлеровцы выставляли ее для обзора в Королевском замке Кенигсберга. В августе 1944 г. при массированном налете английской авиации во дворце случился пожар, в результате которого шедевр должен был погибнуть. Однако сохранились свидетельства, что Янтарную комнату якобы успели упаковать и спрятать в подземельях замка, где она находилась вплоть до начала штурма города советскими войсками.

Дальнейшая судьба оригинального шедевра по сегодняшний день, что называется, покрыта мраком тайны. Всего лишь два «проблеска» обнаружились только в сравнительно недавнее время. Так, в Германии у некой пожилой дамы нашелся комод, входивший в интерьер комнаты. Никакой нити к продолжению поиска основных ценностей владелица не дала. А непосредственно одна из мозаик, «Осязание и обоняние», была обнаружена в Бремене в 1997 г. И точка.

Работы по восстановлению царскосельского дворцового ансамбля, начатые сразу после Великой Отечественной войны, велись под руководством архитектора А. А. Кедринского. Однако о восстановлении Янтарной комнаты реставраторы долго не помышляли. Источники, на основании которых можно было бы вести эту работу, были крайне малочисленны, к тому же подобная школа янтарного дела в Советском Союзе фактически отсутствовала.

В 70-х гг. начались разговоры о воссоздании Янтарной комнаты. В 1979 г. Совет Министров СССР вынес соответствующее постановление, и ради практического решения поставленной задачи через два года на базе Научно-производственного объединения «Реставратор» в Ленинграде была создана специальная Янтарная мастерская. В 1983 г. открылось финансирование проекта из государственного бюджета.
Предстоящая работа, как утверждают специалисты, не имела аналогов в мировой практике. В частности, в драгоценной отделке интерьера присутствовало сложное сочетание нескольких способов художественной обработки янтаря, хотя и достаточно распространенных в былые века, но совершенно забытых к нашему времени.

Группа архитекторов во главе с лауреатом Ленинской премии А. А. Кедринским начала разрабатывать проект утраченного интерьера. Одновременно с этим реставраторы осваивали забытые приемы обработки янтаря и разрабатывали технологии, позволяющие обеспечить долговечность воссоздаваемого декора.

С главным сокровищем декоративного убранства Янтарной комнаты — четырьмя панно из флорентийской мозаики — дело обстояло даже немного проще. В ходе исследования обнаружилось, что во Флоренции сохранились живописные эталоны для этих мозаичных картин. Специалисты Государственного Эрмитажа съездили во Флоренцию и привезли цветные слайды, наличие которых вселило в царскосельских реставраторов определенную уверенность, что в уже начатой работе они на правильном пути.

Реализация проекта растянулась на два десятка лет, однако не только из-за сложности решаемых задач, но и из-за проблем с финансированием, имевшим место не раз.

Воссозданию первой флорентийской мозаики интерьера Янтарной комнаты «Зрение» предшествовало несколько пробных работ, выполненных в 1986 г. художником-реставратором высшей категории Борисом Игдаловым. В 1993 г. мозаика «Зрение» была завершена. В 1994 г. Борис Игдалов возглавил ООО «Царскосельская янтарная мастерская», он же является художественным руководителем работ по воссозданию картин из цветных камней в технике флорентийской мозаики. Под его руководством коллектив и пришел к завершающему этапу.

— В этой работе было заинтересовано не только наше правительство, но и мировая общественность, поскольку такая утрата велика в масштабах общечеловеческой культуры, — говорит заместитель директора мастерской Марина ТРУФАНОВА. — Воссоздание начиналось на основе нескольких имеющихся черно-белых фотографий и небольшого количества янтарных кусочков. Модели делались сначала из пластилина, затем из гипса и, наконец, из янтаря. Это само по себе уже титанический труд. Решалась и сложная задача по соблюдению особого температурно-влажностного режима. По подлинным царскосельским предметам XVII–XVIII вв. изучали состав используемого старыми мастерами клея. Для максимального исключения возможной осыпи янтаря также был найден оптимальный вариант деревянной основы — не дубовые панели, как раньше, а авиационная фанера. Затем подлинные флорентийские мозаики были сделаны из итальянского камня, а наши мастера использовали в основном российский уральский камень.

Сравнение воссозданной мозаики «Осязание и обоняние» с подлинной, обнаруженной в Бремене в 1997 г., убедительно показало, что российские мастера не уступили в этом искусстве флорентийским камнерезам XVIII в. В целом же воссоздание Янтарной комнаты смело можно назвать творческой победой новой школы отечественных реставраторов.

Кстати, именно высокая оценка этого мастерства во многом поспособствовала успешной реализации проекта восстановления Янтарной комнаты на завершающем этапе, когда немецкая фирма «Рургаз АГ» стала спонсором окончания работ по восстановлению интерьера, выделив на эти цели 3,5 млн долларов.

— Янтарная комната восстановлена на все100%, однако нашлась работа по воссозданию еще двух утраченных петербургских коллекций янтаря, тоже методом исторической реконструкции, — добавляет заместитель директора Царскосельской янтарной мастерской Татьяна МАКАРОВА. — Воссоздана часть предметов так называемой Кенигсбергской коллекции, которые теперь находятся в Калининграде. Сделана также часть предметов Берлинской коллекции (пока небольшая), а находятся они сейчас в нашем салоне в музее. Можно сказать, с этим достижением мы и встречаем 300-летие Царского Села.

Автор: по материалам редакции
Дата: 14.07.2010
«Федеральный строительный рынок» № 84
Рубрика: ***




«« назад