Публикации »

ГМЗ «Царское Село»: нюансы «градообразующей» реставрации

Как отмечалось на предъюбилейной встрече за круглым столом «Царское Село: перспективы развития туризма», для города Пушкин своего рода градообразующим предприятием исторически был и остается Государственный музей-заповедник «Царское Село». В преддверии 300-летия города здесь соответствующе активизировались реставрационно-восстановительные работы, львиная доля которых осуществлялась за счет госбюджета. Что же удалось сделать и продолжает делаться под знаком юбилея? На вопросы по теме отвечает директор ГМЗ «Царское Село» О. В. ТАРАТЫНОВА.

— Ольга Владиславовна, по календарю праздничных мероприятий заранее было известно, что в ГМЗ «Царское Село» состоится торжественное открытие после реставрации трех залов Александровского дворца. Можно для начала подробнее об этом объекте?

— На мой взгляд, в дни юбилейных торжеств мы больше всего удивим публику именно открытием трех залов Парадной анфилады Александровского дворца.
В свое оперативное управление мы получили дворец только в ноябре прошлого года. Хотя речь о полном капитальном ремонте дворца, его модернизации и техническом оснащении по современным музейным правилам — это дело будущего, но нам очень хотелось открыть для посетителей к юбилею то, что было закрыто фактически с 50-х годов. Почувствовав себя, наконец, полноправными хозяевами дворца и получив необходимую финансовую поддержку, мы активно взялись за реставрацию Парадной анфилады, выполненной по проекту Кваренги. И на сегодня музей, я считаю, имеет полное право гордиться тем, что за столь короткий срок главное из намеченного удалось сделать. В первый день юбилейных торжеств открываются Портретный, Полукруглый и Биллиардный залы, причем уже с экспозицией — картинами на стенах, бронзой, мебелью.
По всей очевидности, Александровский дворец с его новыми интерьерами имеет шанс стать не менее привлекательным для посетителей, чем Екатерининский, в своей помпезности, предназначавшейся прежде всего для официальных приемов и торжеств. Особенность Александровского дворца в том, что здесь проходила частная, семейная жизнь Романовых. Здесь долго жил Николай I, здесь родился Николай II. Семья последнего императора с 1905 г. проживала во дворце и летом и зимой почти безвыездно. Соответственно, все их семейные, да и многие государственные события в то время происходили именно в этих стенах.

— В праздничной программе значатся еще два «реставрационных» события на территории музея-заповедника: открытие павильонов «Эрмитаж» и «Концертный зал». Какие их особенности Вы отметили бы как главные?

— Павильон «Эрмитаж» открывается для посетителей вместе с восстановленной и благоустроенной Эрмитажной рощей. Напомню, что расположен павильон на острове, окруженном каналом. Сейчас канал расчищен, отреставрирован, вымощен камнем. В павильоне, практически не пострадав во времена войны, сохранился замечательный, оригинальный интерьер Растрелли, с резьбой и позолотой XVIII в. На сегодня отреставрированы фасады, и, что самое интересное, внутри восстановлены оригинальные подъемные механизмы. Один из старинных двигающихся столов в праздники мы уже точно продемонстрируем в действии вместе с установленным на нем фарфором и стеклом XVIII в. Пока открывается только один из четырех кабинетов павильона, остальное еще не завершено, но, как говорится, уже можно составить представление. Павильон был закрыт около 70 лет. Так что для ГМЗ его открытие станет особо знаменательным событием.
Главная же изюминка нашего «Эрмитажа» в том, что Елизавета Петровна задумывала его, что называется, не для чужих глаз, а для узкого круга друзей. Первые лица государства могли здесь позволить себе расхаживать в халате. А чтобы обойтись без слуг, накрывались двигающиеся столы, которые поднимались в кабинеты с помощью специальных механизмов.
Павильон «Концертный зал», который открывается также в праздничные дни, входит в число царскосельских творений архитектора Кваренги. А главная особенность здесь в том, что внутри, в интерьере, сохранились совершенно уникальные мозаики II в. н. э., некогда привезенные из Рима специально для Екатерины. Поверьте, это абсолютный раритет даже для Санкт-Петербурга. Заодно экспозиция представит древнеримские скульптуры. Те из них, которые во время войны были утрачены, теперь скопированы с аналогов, установленных в Государственном Эрмитаже. То есть фактически интерьеры предстанут такими же, какими их видела сама Екатерина.

— Есть ли другие реализованные проекты, которые тоже можно считать пополнившими «юбилейную копилку»? Известно, что продолжаются реставрационные работы, например, в Екатерининском дворце.

— В Екатерининском дворце после открытия в 80-х годах мы повторно отреставрировали паркет и оконные заполнения Большого зала. Работы велись в течение двух лет и завершились непосредственно к юбилею. Кроме того, во дворце целиком воссоздан Арабесковый зал. Это первый зал, открывающийся на так называемой половине Екатерины, где представлена уже другая архитектура, другой стиль.
В 2006 г. мы открыли для посетителей «Башню-руину», привлекающую туристов, в частности, смотровой площадкой. «Руиной» сооружение именуется, конечно, не потому, что в таком плохом состоянии, это сознательная имитация полуразрушенной средневековой крепости, по садово-парковой моде тех времен. Напомню, что сравнительно недавно обустроен на Большом пруду остров с павильоном, так называемый «Зал на острову», который стал весьма значительным ресурсом для многих мероприятий и концертов в музее-заповеднике.
Кроме того, в прошлом году открылся после реставрации павильон «Турецкая баня» — там сделана небольшая экспозиция из нашей восточной коллекции. Несмотря на то, что «Турецкая баня» открыта для посетителей уже в прошлом году и пользовалась большой популярностью, интерьеры мы восстанавливаем до сих пор. К этому сезону посетители увидят новые элементы — действующие фонтаны, в том числе начнет функционировать так называемый «прорезной» фонтан — стенка между помещениями, украшенная вязью, по которой будет стекать вода. Кстати, в процессе реставрации обнаружилось, что мраморы, которые использовались при отделке этого здания, старше всего Царского Села, они относятся к XVII в.
и были вывезены из Эске Сераль, принадлежащего некоему турецкому султану. Мраморы, ставшие трофеем во время турецкой войны, долгие годы никак не использовались, и только Николай I передал их архитектору Монигетти для создания и отделки «Турецкой бани».
Еще один парковый павильон «Вечерний зал» открылся два года назад, здесь проходят различные творческие встречи, концерты.
Таким образом, практически все сооружения  Екатерининского парка отреставрированы, и юбилей мы встретим в полном блеске.

— Судя по информации сайта ГМЗ «Царское Село», в юбилейном году в рамках государственного заказа по реставрации в музее-заповеднике заключено большое количество контрактов. Почти во всех случаях как единственный источник финансирования обозначен федеральный бюджет. Какие из проектов наиболее выделяются с точки зрения объема и сложности работ, если вести речь о реставрации зданий и сооружений?

— Конечно, это реставрация фасадов обоих дворцов, как Екатерининского (со стороны парадного плаца), так и Александровского. Сегодня, пожалуй, впервые проводится научная реставрация. Впереди «бежит» команда ученых-реставраторов, которая подробно обследует фасады и дает рекомендации по их реставрации, полностью расчищает от красочных наслоений, современных синтетических, не дышащих красок. Следом идут реставраторы-производственники — они меняют цементную штукатурку на известковую, а оконные заполнения, установленные после войны, — на новые. Это аккуратная, тщательная реставрация, такая, какой она и должна быть. В процессе работ возникали трудности, и мы привлекали специалистов Комитета по охране памятников и даже членов Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга. Сейчас работы уже завершены, и мы довольны результатом.

— По мнению некоторых специалистов, после Великой Отечественной войны и по сей день удалось восстановить только около половины музея-заповедника. Как оцениваете ситуацию Вы? Возможно ли полное воссоздание в ближайшие годы?

— На мой взгляд, сначала необходимо позаботиться о сохранившихся подлинных, но не приведенных в порядок объектах. Работы здесь непочатый край. В основном помыслы коллектива музея устремлены к Александровскому дворцу и парку. Требуют реставрации и знаменитые Агатовые комнаты. Есть еще объекты вне территории парков, принадлежащие музею-заповеднику и требующие ремонта. Но «векторное» направление работы на ближайшую перспективу — это все же Александровский дворец и парк.

Автор: по материалам редакции
Дата: 14.07.2010
«Федеральный строительный рынок» № 84
Рубрика: ***




«« назад