«ТЭК России в XXI веке»: новые идеи в международном формате
На Московском международном энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке», состоявшемся в апреле в ЦВЗ «Манеж», собралось более 1 200 делегатов из 48 регионов России и 26 зарубежных стран. Основной стала тема обновления правовой базы отраслевого международного сотрудничества. «Имеющие общемировое значение задачи» российского топливно-энергетического комплекса обозначил в своем выступлении министр энергетики РФ Сергей ШМАТКО. В работе форума приняли участие ведущие российские и мировые эксперты, представители международных организаций, ряда крупнейших российских и мировых корпораций, а также федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной властей. Столь широкий спектр участников, безусловно, способствовал глубокому и всестороннему рассмотрению вопросов, представленных в повестке дня. Программа Московского международного энергетического форума включала в себя пленарную дискуссию на тему «Мировая энергетика на посткризисном этапе: к новым целям с новой системой регулирования», а также шесть международных конференций и выставку «ТЭК России в XXI веке». Открывая пленарную дискуссию, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике Юрий ЛИПАТОВ подчеркнул актуальность главной темы форума — формирования новой совместной стратегии модернизации институционально-правовой базы международного энергетического сотрудничества. Он также выразил уверенность, что дискуссии, которые развернутся на мероприятии, будут весьма продуктивными, а предложенный участникам проект итоговой Декларации станет «своеобразным интеллектуальным блоком в фундаменте новой архитектуры глобальной энергетической безопасности». С основными докладами выступили министр энергетики РФ Сергей Шматко и комиссар Еврокомиссии по вопросам энергетики Гюнтер ЭТТИНГЕР. Сергей Шматко: «Исключительная роль в экономике России» — В сложившейся структуре российской экономики топливно-энергетический комплекс (ТЭК) не только продолжает оставаться одним из важнейших элементов глобального сектора энергетики, но и играет исключительную роль в экономике России, обеспечивая 29,5% ВВП и 41,5% налоговых таможенных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Перед энергетическим сектором России в настоящее время стоят две задачи, имеющие общемировое значение: преодоление негативных последствий глобального экономического кризиса и формирование материальной основы посткризисного развития. По словам Сергея Шматко, мировой кризис повлиял на отдельные секторы ТЭК в разной степени, наиболее отразившись на энергетической и угольной отраслях. Для нефтегазового комплекса России он оказался не столь ощутимым. Все крупные инфраструктурные проекты продолжают реализовываться в намеченные сроки, по ним ведутся полномасштабные работы. В то же время ситуация на мировых рынках в 2009 г. характеризовалась сокращением спроса на энергоресурсы и обострением конкуренции. Более значительным было падение в газовом секторе. По предварительным оценкам, потребление газа в странах дальнего зарубежья сократилось на 8,1%, а экспорт российского газа снизился на 10,3%. — Утвержденная Правительством Российской Федерации Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. (ЭС-2030) разрабатывалась в непростое время, — продолжил министр. — Ее главная цель — максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и укрепления ее внешнеэкономических позиций. Российский нефтяной комплекс должен будет обеспечить необходимые объемы добычи и экспорта нефти в условиях выхода страны из экономического кризиса, а также необходимый прирост пропускной способности магистральных трубопроводов и экспортных терминалов. В частности, активное развитие газовой промышленности будет продолжаться в части ввода в эксплуатацию новых месторождений, строительства новых газопроводных систем, газификации российских регионов. Далее министр пояснил, что Единая энергосистема России будет развиваться как путем присоединения к ней ныне изолированных энергосистем и энергообъединений, так и путем развития межсистемных и внутрисистемных электрических сетей всех классов напряжений, в том числе для экспорта электроэнергии. Преобладающими источниками инвестиций по-прежнему будут собственные средства акционерных компаний, как отечественных, так и зарубежных. В ряде случаев, например, при модернизации существующих и строительстве новых АЭС и ГЭС, будут привлекаться государственные средства. — Реализуется ряд стратегических инфраструктурных проектов, нацеленных на обеспечение энергетической безопасности и расширение поставок энергоресурсов за рубеж, — отметил Сергей Шматко. — Из крупнейших можно назвать Балтийскую трубопроводную систему, нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО), нефтепровод Бургас — Александруполис, продолжается строительство Трансанатолийского нефтепровода по маршруту Самсун — Джейхан с привлечением Казахстана и Туркмении, начинается строительства газопровода «Северный поток», наконец, предусматривается реализация проектов строительства газопровода «Южный поток». По словам министра, Россия сегодня активно ведет энергодиалоги как в многостороннем, так и в двустороннем формате, как со странами-потребителями, так и со странами-производителями и транзитерами энергетических материалов и продуктов. В отношении инвестиционных проектов министр сказал, что преодоление имеющихся неопределенностей будущего развития достигается через заключение межправительственных соглашений, а использование долгосрочных контрактов на поставки энергоресурсов дает дополнительную стабильность сотрудничеству. — Хочу особо подчеркнуть, что накопленный в ходе различных диалогов опыт России свидетельствует о необходимости прочной правовой базы энергетического сотрудничества. Можно констатировать, что в настоящее время она практически отсутствует. Ряд попыток создания чего-либо подобного на региональном уровне успехом не увенчался. Такая оценка правомерна и по отношению к международным организациям, — заявил Сергей Шматко в продолжение темы. Обратив внимание на сложившуюся ситуацию, Президент РФ выдвинул концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики, призванный решить проблемы, которые не смогли решить существующие правовые механизмы: в частности, проблема транзита (Украина, Беларусь, Малаккский пролив, сомалийские пираты и др.), условия для взаимопроникновения инвестиций между странами-производителями и странами-потребителями. По мнению министра энергетики РФ, решением всех проблем может стать как универсальный международный многосторонний документ, носящий обязательный характер, так система двусторонних договоров, например, в отношении транзита или защиты инвестиций при реализации конкретных проектов. При этом сторонами таких двусторонних соглашений могут стать как страны, так и страны и хозяйствующие субъекты. К реализации политики энергосбережения Еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер в своем выступлении осветил перспективы сотрудничества России и Евросоюза в соответствующей сфере. Дав характеристику процессу либерализации европейского энергетического рынка, Гюнтер Эттингер отметил, что большое значение для ЕС имеют вопросы диверсификации маршрутов поставок газа европейским потребителям. — Европейский Союз и Россия — это континентальный единый газовый рынок. Мы, безусловно, нацелены на укрепление сотрудничества в энергетической сфере с Россией и «Газпромом», — сказал еврокомиссар, а затем отметил, что планирует активизировать энергетический диалог между ЕС и Россией и больше привлекать к процессу выработки решений российские компании и их партнеров в Европе. Участники пленарной дискуссии приняли итоговую совместную Декларацию, содержащую оценку сложившегося в мировой энергетике положения, обусловленного несовершенством существующей институционально-правовой системы обеспечения глобальной энергетической безопасности. В итоговом документе содержится призыв к лидерам мировой энергетики — проявить должную активность и инициативы в направлении поиска стратегических компромиссов и создания условий для устойчивого и поступательного развития отрасли. В рамках форума 8 и 9 апреля состоялись следующие международные конференции: Представители Минэнерго России, в частности, приняли участие в обсуждении темы энергосбережения в глобальной экономике. Рассматривались вопросы государственного регулирования энергосбережения, энергоаудита, системы учета энергоресурсов, экологических аспектов энергоэффективности, а также опыт и перспективы экономического стимулирования энергосбережения. С основным докладом выступил заместитель директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэфективности Министерства энергетики РФ Станислав ДОРЖИНКЕВИЧ: В целом же, как отмечали специалисты, форум предоставил участникам хорошую возможность для презентации новых идей, моделей и подходов, а также для обстоятельного диалога и открытой дискуссии по актуальным проблемам современной мировой энергетики. Принимая во внимание многочисленные положительные отзывы и широкий общественный резонанс мероприятия, можно однозначно констатировать, что новый международный формат форума обладает большим потенциалом для дальнейшего развития. Форум «ТЭК России в XXI веке», с учетом его неправительственного статуса, стал ярким примером участия гражданских институтов в решении серьезных проблем, стоящих перед российской и мировой экономикой.
— Мы логично приходим к выводу, что наша общая задача — содействовать снятию всех барьеров, препятствующих реализации коммерческих энергетических проектов, основанных на использовании передовых технологий уже сейчас. Бизнес не должен ждать появления каких-либо дополнительных условий, — подчеркнул Сергей Шматко в завершение своего доклада.
«Стратегические инвестиции в энергетику России»;
«Инновации в технологиях переработки природного газа: перспективы стратегических инвестиций в России»;
«Энергетическая безопасность в глобальной экономике XXI века: новые подходы»;
«Восточный вектор в энергетической стратегии России»;
«Концепция устойчивого развития и возобновляемые источники энергии: горизонты взаимодействия Евросоюза и России»;
«Перспективы применения мирового опыта энергосбережения в России».
— Для решения поставленных Президентом России Д. А. Медведевым задач по практической реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения эффективности экономики используется комплексный подход. Основным элементом в этой схеме является современная законодательная, нормативно-правовая и нормативно-техническая база, сочетающая рыночные и административные нормы регулирования отношений, а также государственная поддержка и стимулирование в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Автор: Станислав Петренко Дата: 22.06.2010 «Федеральный строительный рынок» № 83 Рубрика: *** |