Публикации »

Росавтодор намечает рубежи перехода к «посткризисной политике»

В работе Всероссийской научно-практической конференции «Федеральное дорожное агентство: итоги 2009 г., задачи и перспективы 2010–2011 гг.», состоявшейся в марте, принял участие министр транспорта РФ Игорь ЛЕВИТИН. С основным докладом выступил руководитель ФДА (Росавтодор) Анатолий ЧАБУНИН.

Министр транспорта РФ в своем выступлении отметил, что мировой кризис привел к существенному снижению объемов финансирования дорожной отрасли, однако даже в этих условиях дорожники справились с поставленными перед ними задачами. Игорь Левитин обратил особое внимание на работу мостостроителей, которые, не снижая темпов, эффективно использовали выделенные средства и в прошлом году завершили все «долгострои» федерального уровня.

Подпрограмма «Автомобильные дороги»

«Конференция проходит в весьма знаменательное для всей дорожной отрасли время: начата реализация федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» и подпрограммы «Автомобильные дороги», входящей в ее состав, — подчеркнул в начале своего выступления руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин. — Подпрограмма была разработана во исполнение поручения Президента РФ по реализации основных положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2007 г. и предусматривала досрочное завершение Федеральной целевой программы “Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)” в 2009 г.».

За прошедший восьмилетний период реализации подпрограммы «Автомобильные дороги», по словам главы Росавтодора, сделан важный шаг в развитии дорожной сети РФ. «Значение завершенной подпрограммы состоит не только в километрах ввода в эксплуатацию дорог и мостов, — продолжил Анатолий Чабунин. — Важным достижением реализации подпрограммы, выходящим далеко за пределы ее действия, является успешное завершение основных мероприятий, предусмотренных разделом III Подпрограммы «Подготовка законодательной базы и нормативного правового обеспечения». Был принят Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации…». Во исполнение его требований утверждено 23 нормативных правовых акта Правительства РФ, Минтранса России, Росавтодора».

Структура сети автомобильных дорог общего пользования приведена в соответствие с положениями законодательства в области разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с поручением Президента РФ Д. А. Медведева по итогам заседания президиума Государственного совета РФ, состоявшегося 24 ноября 2009 г. в Ульяновске, разрабатываются предложения по организации устойчивого финансового обеспечения дорожного хозяйства за счет целевых источников финансирования. Правительством РФ утверждены нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правила их расчета. Аналогичные документы приняты в 51 субъекте Федерации, еще в 30 регионах расчет нормативов подготовлен или находится в стадии подготовки.

Введено в практику заключение долгосрочных контрактов на строительство, капитальный ремонт и содержание автодорог на основании соответствующих распоряжений Правительства. Эти меры также направлены на реализацию положений Подпрограммы в части повышения срока службы дорожных сооружений, снижения стоимости и сокращения срока выполнения дорожных работ.

По реализации положения Подпрограммы, касающейся мер по снижению нагрузки на государственный бюджет, Росавтодором заключены концессионные соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск и скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке 15-й км — 58-й км. По этим объектам ведутся работы по подготовке территории строительства. Росавтодор является ответственным исполнителем при реализации за счет средств Инвестиционного фонда РФ дорожной составляющей крупных проектов «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», «Комплексное развитие Южной Якутии», «Промышленный комплекс г. Новомосковска Тульской области».

Далее, возвращаясь к теме достижений, руководитель ФДА подчеркнул, что реализация Подпрограммы позволила решить ряд сложных проблем дорожной инфраструктуры, ввести в эксплуатацию крупные и сложные дорожные сооружения. «Наиболее значимые объекты были упомянуты сегодня Игорем Евгеньевичем Левитиным, — сказал глава Автодора. — Это завершение реализации программной задачи по строительству 18 внеклассных мостов общей длиной более 18 км. Это и ввод в эксплуатацию первого олимпийского объекта — обхода города Сочи. Это и выход на финишную прямую на строительстве автодороги «Амур» Чита — Хабаровск и Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга».

При реконструкции автомобильной дороги М-4 «Дон», которую, по мнению Анатолия Чабунина, можно считать «основной вертикальной осью дорожной сети России», за период реализации Подпрограммы реконструированы и построены участки общей протяженностью 389,5 км.

При этом темп реконструкции нарастает: только в 2009 г. введено в эксплуатацию 140 км, включая такие сложные участки, как обход Богородицка и мост через Дон длиной 1 411 м. Осуществлена реконструкция автодороги М-3 «Украина» от МКАД до Малого Московского кольца. На автодороге М-8 «Холмогоры» решены проблемы развязки движения в районе города Мытищи Московской области и на примыкании обхода Ярославля на 273 км дороги. На автодороге М-5 «Урал» реконструированы и построены наиболее перегруженные участки общей протяженностью 170,5 км.

Всего за период действия Подпрограммы введено в эксплуатацию 23,8 тыс. км автодорог, из которых почти 4 тыс. км — федеральные дороги. Построено и реконструировано 204 тыс. пог. м искусственных сооружений, из которых 59 тыс. — на федеральных дорогах. Капитальный ремонт произведен на 30,6 тыс. км федеральных дорог. «Хотя такой объем в 2,4 раза отстает от потребности, сделанное за период действия Подпрограммы позволило не только удержать от падения долю протяженности федеральных автодорог, соответствующих нормативным требованиям, но и повысить ее с 38% в 2002 г. до 39,6% в 2009 г., — отметил Анатолий Чабунин. — Основные задачи, поставленные в Федеральной целевой программе “Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)”, выполнены».

Осуществлялись также меры по снижению стоимости дорожного строительства и ремонта. «В 2009 г. проведена сложная работа по оптимизации цены контрактов с ее снижением на 15 % без уменьшения сроков и объемов работ, — сказал глава Автодора. — С этой нелегкой задачей государственные заказчики справились: в короткие сроки были заключены дополнительные соглашения более чем по тысяче государственных контрактов. Снижение стоимости объектов также достигалось путем корректировки проектной документации. Так, при осуществлении корректировки проекта на строительство мостового перехода на остров Русский через пролив Босфор Восточный достигнуто снижение сметной стоимости на 1,52 млрд рублей».

Разработка и внедрение инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций в 2009 г. осуществлялась в рамках утвержденных планов по 199 государственным контрактам.

В рамках совершенствования системы технического регулирования в дорожном хозяйстве введено в действие 11 отраслевых методических документов в области повышения безопасности движения, применения высокоэффективных технологий, материалов, дорожных машин.

Новые планы и ближайшие перспективы

 «Увеличение объемов применения инновационных решений является в 2010 г. одной из наших приоритетных задач, продолжил Анатолий Чабунин. — Необходимо существенно сократить период от разработки нового технического решения и его апробации до внедрения. Это серьезный резерв повышения эффективности нашей работы. Должен подчеркнуть, что результаты инновационной деятельности будут основой оценки уровня работы органов управления федеральной автомобильной дороги».
Как далее отметил глава Росавтодора, на 2010 г. объем финансирования дорожного хозяйства из федерального бюджета установлен в размере 274 млрд рублей. В сопоставимых ценах это на 27% меньше, чем в 2009 г. (274 млрд рублей против 342,9 млрд рублей). Объем субсидий бюджетам субъектов РФ на дорожное хозяйство при этом предусмотрен в объеме 37 млрд рублей. Кроме того, в федеральном бюджете предусмотрено предоставление региональным бюджетам кредитов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общим объемом до 50 млрд рублей.
В 2010 г. на автодорогах федерального значения планируется осуществить ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью 963 км, из которых 621 км — участки второй стадии и второй очереди строительства.

В частности, намечено ввести в эксплуатацию участки автодороги «Амур» Чита — Хабаровск по второй стадии общей протяженностью 621 км, что обеспечит завершение строительства всего маршрута.

Будет завершена вторая очередь кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга от автодороги «Нарва» до поселка Бронка. Это обеспечит завершение в целом строительства всей КАД, за исключением участка, проходящего по комплексу защитных сооружений. Закончится также реконструкция второго пускового комплекса на подходе к таможенному пункту «Торфяновка» на государственной границе с Финляндией на автодороге М-10 «Скандинавия».

В рамках подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» в 2010 г. при строительстве моста на остров Русский через пролив Босфор Восточный запланировано выйти на общий уровень выполнения работ на 62%, что обеспечит основу для ввода объекта в эксплуатацию в 2012 г. На реконструкции автомобильной дороги Аэропорт «Кневичи» — ст. «Санаторная» на участке автомобильной дороги М-60 «Уссури» запланировано выйти на уровень выполнения 44% общего объема работ и обеспечить основу для ввода объекта в эксплуатацию в 2011 г.

В соответствии с утвержденными в установленном порядке графиками будет продолжена реализация проектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта.

Намечено также продолжить реализацию за счет средств Инвестиционного фонда РФ дорожной составляющей инвестпроектов «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», «Комплексное развитие Южной Якутии», «Промышленный комплекс г. Новомосковска Тульской области». Планируется завершить разработку проектной документации на строительство скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург на участке
км 58 — км 684 и Центральной кольцевой автодороги в Московской области.

На цели капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения, которые с 2010 г. не входят в состав ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)», предусмотрены госассигнования в объеме 61,8 млрд рублей. Намечено ввести в эксплуатацию после ремонта участки общей протяженностью 3 626 км, а также 9 435 пог. м искусственных сооружений.

«Предусмотренные в федеральном бюджете объемы финансирования содержания и ремонта автомобильных дорог федерального значения более чем в 2,5 раза ниже объемов, определенных исходя из задачи перехода на утвержденные нормативы денежных затрат, — далее констатировал Анатолий Чабунин. — Поэтому в программах дорожно-эксплуатационных работ на 2010 г. выделен минимальный комплекс первоочередных объектов, подлежащих ремонту и капитальному ремонту, в первую очередь по ликвидации очагов повышенной аварийности и мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, улучшению состояния участков наиболее перегруженных дорог, испытывающих повышенную разрушающую нагрузку от движения».

Важным направлением работы в 2010 г. и в среднесрочной перспективе до 2012 г. будут: оптимизация бюджетных расходов, повышение качества работ, разработка и внедрение инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций.

«Основными направлениями антикризисных действий Правительства РФ на 2010 г., одобренными на заседании Правительства 30 декабря 2009 г., предусмотрена задача перехода от «демпфирования» последствий кризиса к «посткризисной» политике формирования условий для долгосрочного экономического развития, — продолжил глава Росавтодора. — Для решения этой задачи в предстоящий период необходимо в максимальной степени настроить программы дорожных работ на осуществление такого перехода».

Автор: по материалам редакции
Дата: 22.06.2010
«Федеральный строительный рынок» № 83
Рубрика: ***




«« назад