Публикации »

ВСТО в действии — отличный подарок России

Введение в эксплуатацию первой очереди нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО-1) вплоть до февраля позиционировалось на официальном сайте Министерства энергетики РФ как главная отраслевая новость. Напомним, что 28 декабря 2009 г. торжественный пуск системы и старт началу отгрузки первого танкера с нефтью в спецморнефтепорте «Козьмино» осуществил непосредственно Председатель Правительства РФ Владимир ПУТИН, заявивший на церемонии: «Это отличный подарок России к Новому году».

Трубопроводная система ВСТО призвана диверсифицировать поставки российской нефти и открыть для страны новый перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Смело можно сказать, что это один из самых масштабных и уникальных проектов современности. ВСТО соединяет нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края.
Премьер-министра в ходе поездки по объектам и торжественной церемонии пуска ВСТО сопровождали губернатор Приморского края Сергей ДАРЬКИН, первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь ШУВАЛОВ, заместитель Председателя Правительства РФ Игорь СЕЧИН, Полномочный представитель Президента РФ на Дальнем Востоке Виктор ИШАЕВ.

Владимир Путин: «Это вызывает гордость за нашу страну»

«У нас сегодня очень приятное, знаковое событие, — сказал на торжестве Председатель Правительства РФ. — Большое событие и для отрасли, и для региона. Это завершение одного из крупнейших проектов в современной России. Да и не только в России. И для бывшего Советского Союза такой проект был бы грандиозным. По протяженности вся система больше, чем БАМ. Мы приняли решение о начале работ 31 декабря 2004 г. За пять лет завершили практически все, что задумали. И средства вложены не малые — 360 млрд рубл. на саму систему и еще плюс 60 млрд — на порт «Козьмино». Это стратегический проект, потому что он позволяет нам выйти на совершенно новые, растущие, перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия здесь присутствует, но в недопустимо малом объеме. И сегодняшнее открытие трубопроводной системы и порта «Козьмино» предоставляет нам совершенно новые возможности».

Глава Правительства подчеркнул, что даже в условиях мирового финансового и экономического кризиса работу удалось завершить без сбоев. Заодно напомнив историю проекта, Владимир Путин уточнил, что «было много предложений по поводу того, куда нам выходить с новой системой. В конечном итоге мы приняли абсолютно правильное решение — выйти на дальневосточные рубежи России». Сделать это решили в силу необходимости уделить больше внимания Дальнему Востоку, создать дополнительные условия и дать дополнительный толчок к развитию этого региона страны, диверсифицировать российские риски на мировых рынках.

«Посмотрите, что сделано вашими руками, — обратился премьер-министр к строителям, участвовавшим в церемонии. — Это же не просто труба: это и мосты, это железные дороги, это шоссейные дороги, системы связи, коммуникации; и все выполнено на самом современном технологическом уровне. Все это вызывает гордость за нашу страну и за тех, кто это сделал».

Из параметров проекта

Строительство первой очереди ВСТО Тайшет — Сковородино было начато в апреле 2006 г. Магистраль пролегает через три региона, заканчиваясь в четвертом. Более точные пункты маршрута: Тайшет (Иркутская область) — Усть-Кут (Иркутская область) — Ленск (Якутия) — Алдан (Якутия) — Сковородино (Амурская область). Конечная точка — специализированный морской нефтеналивной порт «Козьмино» — находится в Приморском крае. Протяженность отрезка от Тайшета до Сковородино, где проложен линейный трубопровод, составляет 2 694 км. По территории Иркутской области проходит 984 км трассы, Якутии — 1 458 км, Амурской области — 252 км. От Сковородино нефть железнодорожными составами весом от 4,5 до 4,8 тыс. т направляется к Тихому океану в порт «Козьмино».

В рамках ВСТО-1 построено семь нефтеперекачивающих станций (НПС). Из бухты Козьмина нефть экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Порт рассчитан на возможность загрузки с 300-метрового причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. т. Пропускная способность морского грузового постоянного пункта пропуска через границу РФ, входящего в комплекс порта, — до 150 судозаходов в год.

Реализация проекта строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» осуществляется согласно распоряжению Правительства РФ № 1737-р от 31.12.2004 г. Этапы строительства были определены Приказом Министерства промышленности и энергетики № 91 от 26 апреля 2005 г.

Первоначально маршрут первой очереди ВСТО выглядел так: город Тайшет (Иркутская область) — район Усть-Кута (Иркутская область) — г. Казачинское (Иркутская область) — г. Тында (Амурская область) — г. Сковородино (Амурская область). Однако с учетом минимизации всех рисков по распоряжению Владимира Путина трасса ВСТО-1 была перенесена севернее озера Байкал, как уточняет РИА PrimaMedia.
Нефть Восточной Сибири, которую предполагается транспортировать по ВСТО на рынок АТР, качественно превосходит сорт Urals — она менее сернистая и более легкая, чем западносибирская. Исходя из этого, было принято решение выделить пятый сорт российской нефти под временным названием «ВСТО».

На втором этапе проекта, к которому АК «Транснефть» приступает в начале 2010 г., предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино — Козьмино протяженностью 2 100 км и увеличение мощности морского терминала.

ВСТО-2010

Между тем в спецморнефтепорте «Козьмино» 1 февраля отметили первый своего рода юбилей. Как сообщает официальный сайт «Козьмино», с момента запуска ВСТО через терминал был перевален миллион тонн нефти. При этом январский план в 900 тыс. т выполнен полностью. Для обеспечения необходимого количества экспортного сырья на площадке сливных железнодорожных эстакад ежесуточно проводилась обработка восьми-девяти составов, отправляемых с железнодорожной станции «Сковородино».

«В теплые месяцы, когда не надо подогревать нефть, по ВСТО-1 будет перекачиваться 1,3 млн т, — уточняет президент «Транснефти» Николай ТОКАРЕВ. — Таким образом, будет строго соблюден запланированный годовой объем поставок в 15 млн т. Конечно, чтобы играть серьезную роль на мировом рынке, такого объема поставок недостаточно. Но когда мы доведем мощность нефтепровода до 30 млн т в год, новый бренд заявит о себе».

Как сообщило РИА «Новости», к февралю также подведены итоги тендера подрядных организаций для реализации проекта второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Победителями по четырем лотам стали компании «Стройтрансгаз», «Стройновация», «Межрегионтрубопроводстрой» и «Стройгазконсалтинг». По словам представителя «Транснефти» Игоря ДЕМИНА, в результате проведенных тендеров компания смогла сэкономить более миллиарда рублей. Строительство ВСТО-2 будет вести и дочернее предприятие «Транснефти» — «Транснефтьстрой». Трест будет работать на наиболее сложных участках трассы. Глава «Транснефти» также не исключает вероятность привлечения к проекту ВСТО-2 подрядчиков «Газпрома».

Маршрут второй очереди нефтепровода, напомним, начинается в Сковородино Амурской области и заканчивается в бухте Козьмина в Приморском крае.

Автор: Сергей Александров
Дата: 06.04.2010
«Федеральный строительный рынок» № 82
Рубрика: ***




«« назад