Публикации »

Приморский край — форпост России на Тихом океане

По масштабности и значимости реализуемых инвестиционно-строительных проектов Приморский край, губернатором которого является Сергей ДАРЬКИН, теперь уверенно входит в число лидирующих регионов. Сегодня Приморье рассматривается федеральным центром как форпост России на Тихом океане, центр международного сотрудничества в АТР. Немалую роль, конечно, продолжает играть и непосредственно подготовка Владивостока к саммиту АТЭС-2012.

Из основных итогов прошедшего года

Объем инвестиций в основной капитал региона вырос по сравнению с 2008 г. на 78%. В 2009 г. на развитие экономики и социальной сферы за счет всех источников финансирования использовано свыше 134,1 млрд руб. инвестиций в основной капитал. Объем работ, выполненный по виду деятельности «строительство» организациями всех форм собственности, составил более 42,8 млрд руб., или 121% к уровню 2008 г. В 2006–2007 гг. в Приморском крае произошло заметное повышение активности на строительном рынке жилья. Так, в 2007 г. по общей площади сдано 366,7 тыс. кв. м (115% к уровню 2006 г.), а в 2008 г. — 375,4 тыс. кв. м (прирост 2,4%). По итогам 2009 г. в крае сданы в эксплуатацию жилые дома общей площадью почти 392 тыс. кв. м, что составляет 104,4% к уровню 2008 г.
Продолжается рост объемов индивидуального жилищного строительства. Если в 2008 г. данный объем составлял 54,8% от общего объема сданного жилья, то в 2009 г. за счет средств населения построено 231,5 тыс. кв. м, что составило 59,1% от общего объема ввода жилья по краю. Бюджетное (социальное) жилищное строительство ведется в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» — по программам «Квартира молодой семье» на 2002–2010 гг., «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Приморском крае» на 2004–2010 гг. и «Государственные жилищные сертификаты».

Участие края в строительстве объектов саммита

Администрация Приморского края является заказчиком по следующим объектам.

1. Строительство Театра оперы и балета.
Здание возводится в районе окончания мостового перехода через бухту Золотой Рог на ул. Фастовской. Проектирование театра финансировалось из бюджета Приморского края в рамках краевой программы «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР». К разработке проектной документации привлекались ведущие специалисты в этой области, в том числе и в области акустики залов. Здесь будет установлено самое современное звуковое и световое оборудование, а также машинерия сцены, что позволит создавать сложные зрелищные постановки. Наличие театра будет способствовать развитию оперного и балетного искусства в крае, что сделает Владивосток более привлекательным для туристов.

2. Строительство объектов обеспечения водоснабжения Владивостока и других населенных пунктов Приморского края из подземных источников Пушкинского месторождения.
Стоимость первой очереди объекта — около 6,8 млрд руб. Завершение работ запланировано на 4-й квартал 2011 г. Реализация проекта повысит качество и надежность водоснабжения потребителей Владивостока, Артема и Надеждинского района. По расчетам специалистов, строительство комплекса обеспечит производство дополнительно 250 тыс. куб. м воды в сутки. В рамках первого этапа строительства будет обустроен Раздольненский водозаборный участок, на котором находятся 5 водозаборных узлов со скважинами и насосные станции, проложен водовод и подведена линия электропередач.

3. Строительство третьего водовода с насосными станциями для Владивостока.
Цель проекта — повысить надежность водоснабжения Владивостока. Строительство только что началось.

4. Реконструкция и развитие системы водоснабжения и канализации во Владивостоке.
Объекты водоснабжения, очистные сооружения Артемовского гидроузла. Сдача в эксплуатацию состоится уже в этом году. Жители Владивостока получат более качественную водопроводную воду, обеззараженную не хлором (как сейчас), а ультрафиолетом.
Реконструкция центральной системы канализации в г. Владивостоке. Строительство канализационных очистных сооружений Центрального панировочного района Владивостока планируется завершить к ноябрю 2010 г. Они будут перерабатывать 160 тыс. куб. м канализационных стоков в сутки. Строительство очистных сооружений позволит полностью прекратить сброс неочищенных бытовых стоков в залив Петра Великого, что позитивно скажется на экологическом и санитарном состоянии морской акватории. Предполагается многоступенчатая очистка стоков. После этого вода будет обеззараживаться на ультрафиолетовой установке. Также ведется строительство и реконструкция распределительных канализационных сетей.
Объекты канализации: реконструкция очистных сооружений Северного планировочного района, строительство очистных сооружений Южного и Восточного районов. Реконструкция Северных очистных уже началась. Выбран подрядчик строительства сооружений Южного и Восточного районов. Оба объекта будут сданы в 2012 г. Губернатор Сергей Дарькин отметил, что строительство очистных сооружений — один из самых значимых проектов.

7. Строительство комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов во Владивостоке.
Строительство началось, завершение работ запланировано на конец 2010 г. Проект важен с точки зрения экологии и престижа края. Город, в XXI веке претендующий на роль Тихоокеанской столицы России, обязан проявлять цивилизованный подход в области утилизации отходов. Объект рассчитан на более чем миллион тонн бытовых отходов в год. Разработчики проекта предусмотрели строительство завода по сортировке и утилизации 300 тыс. т мусора в год, полигона ТБО, специальные сооружения для очистки ливневых и талых вод, объекты биологической очистки. Применение современных технологий утилизации и переработки отходов обеспечит защиту атмосферы, прилегающих территорий и грунтовых вод от загрязнения.

8. Рекультивация полигона ТБО во Владивостоке.
В основу проекта положены современные технологические решения. Рекультивация будет осуществляться на двух этапах — техническом и биологическом. Так, существующий полигон по периметру будет окружен подпорными стенами, которые полностью пресекут попадание отходов в окружающую среду. Со стороны моря будет сооружен высотный откос в зоне волнового воздействия. Для его строительства будут использованы специальные конструкции из металлической сетки и скального грунта массой до 6 т каждая. Для окончательной изоляции свалки будет возведен экран в 1 м. На втором этапе будет применяться биологическая рекультивация — высадка особых сортов растений. Работы ведутся; ориентировочная сдача — 2011 г.

9. Трасса пос. Новый — Де-Фриз — Седанка — бухта Патрокл.
Общая протяженность трассы — почти
42 км. Сегодня строителями уже подготовлена «техническая дорога»: 10 февраля губернатор Сергей Дарькин в сопровождении строителей показательно проехал по будущей трассе от Патрокла до Седанки. Готовится к строительству низководный мост-эстакада Де-Фриз — Седанка. Новая магистраль позволит разгрузить федеральную автомобильную дорогу Хабаровск — Владивосток в обход санаторно-курортной и рекреационной зон полуострова Муравьева-Амурского. По решению губернатора Приморского края дорога будет построена из бетона со специальным покрытием. Эта технология сделает дорогу прочнее и долговечнее. В планах дорожников уже в мае начать бетонирование первого участка трассы — от поселка Новый до полуострова Де-Фриз.

10. Строительство моста через бухту Золотой Рог.
Прогнозируемая дата ввода моста в эксплуатацию — осень 2011 г. Сейчас ведется бетонирование опор, продолжается монтаж пролетов. Помимо самого моста предусмотрено строительство двух автомобильных развязок с каждой стороны мостового перехода. Отличительной особенностью моста станет также автотоннель со стороны фуникулера, который был построен в рекордные сроки — всего за 5 месяцев. За это время строителям пришлось переместить более 250 тыс. куб. м скального грунта. С каждой стороны моста будет построено по 4 опоры и по одному пилону, на которые будут крепиться ванты. Сейчас их изготавливают во Франции. Остальные материалы, используемые в строительстве, — российского производства. На пилонах и опорах будет установлено световое оборудование. Иллюминация станет еще одной отличительной особенностью моста. Благодаря подсветке в темное время суток мост станет украшением Владивостока и еще одной визитной карточкой города.
12. Дорога Патрокл — Золотой Рог.

Дорога бухта Патрокл — мост через бухту Золотой Рог — это четырехполосная городская магистраль протяженностью 5,4 км.
Она возьмет начало в районе Детского парка и выйдет на перекресток улиц Бархатная и Катерная, где замкнется у въезда на мост на остров Русский. По новой дороге от моста через Золотой Рог до моста на остров Русский можно будет проехать всего за 5–7 минут.
Строительство началось в октябре 2009 г.
в рамках программы подготовки Владивостока к саммиту АТЭС-2012. Финансирование объекта полностью осуществляется из краевого бюджета. Сейчас идет отсыпка земляного полотна и перенос сетей коммуникаций на участке от завода «Восточная Верфь» до бухты Патрокл. Строятся два путепровода — на территории завода и на территории воинской части. Открыть новую городскую трассу планируется через два года. Сергей Дарькин подчеркивает, что дорога создаст дополнительный комфорт проживания жителям этого района. Мост через бухту Золотой Рог и строительство современного жилого микрорайона на Патрокле также будут работать на решение этой задачи.

13. Трасса Аэропорт «Кневичи» — федеральная дорога Хабаровск — Владивосток.
Реконструкции и капитальному ремонту подлежат 6 км существующей дороги. Здесь будет открыта современная четырехполосная скоростная трасса. Вместе с тем идет разработка проектной и рабочей документации на строительство подъездной дороги к международному пассажирскому терминалу аэропорта «Кневичи». Длина проектируемого участка — 8 км. Новая четырехполосная дорога пойдет от второго километра трассы Владивосток — Находка — Порт «Восточный» до нового международного пассажирского терминала аэропорта «Кневичи».
Практически все названные объекты являются инфраструктурными. Это значит, что и после проведения саммита АТЭС они будут работать на благо приморцев.

Насчет объектов дорожного строительства, заказчиком по которым выступает администрация Приморского края, следует отметить, что губернатор неоднократно заявлял: «Все дороги должны служить десятки лет и после проведения саммита». Поэтому принято решение строить дороги с современным бетонным покрытием, которое долговечнее традиционных асфальтовых трасс. Известно также, что развитие дорожной сети вообще дает импульс развитию региона. При этом в крае отдельно отмечают мост через бухту Золотой Рог: «Это вековая мечта приморцев. О необходимости и возможности построить этот мост говорили еще до революции. И сегодня мечта воплощается в жизнь».

Другие автодороги

Помимо дорог «для саммита АТЭС», в крае строится еще ряд магистралей.
Автодорога Раздольное — Хасан является важным звеном в составе автодорожной инфраструктуры, соединяющей порты юга Приморья с пограничными переходами в КНР, КНДР, обеспечивает выходы на федеральные автомобильные магистрали. Дорога играет важную роль в развитии внешнеэкономических связей Российской Федерации, связывая международный транспортный коридор «Приморье 1» (PR-1) и международный транспортный коридор «Приморье 2» (PR-2). Инициатор проекта — администрация Приморского края. Срок реализации — 2008–2013 гг.
Автодорога Рудная Пристань — Терней является важным звеном в составе транспортной инфраструктуры и единственной дорогой, соединяющей север Приморского края с его южной и центральной частью. Она обеспечит выходы на федеральные автомобильные и железные дороги и будет играть важную роль в экономическом и социальном развитии отдаленной, самой северной части региона. Новая дорога обеспечит малочисленные народы Севера надежной круглогодичной транспортной связью с другими районами края, а также экономическое освоение ресурсов. Инициатор проекта — администрация Приморского края. Срок реализации — 2011–2013 гг.

Автодорога Владивосток — Находка — порт «Восточный» является важной транспортной артерией юга Приморского края. Она обеспечит выход федеральных автомобильных дорог к крупным международным морским портам, а также сыграет важную роль в развитии внешнеэкономических связей Российской Федерации. Общая протяженность дороги — более 40 км. Отметим, что по решению губернатора трасса Владивосток — Находка — порт «Восточный» будет построена из цементобетона. Такие дороги долговечнее асфальтобетонных в несколько раз — их срок службы может достигать 50 лет и более. Инициатор проекта— администрация Приморского края.

Автодорога Уссурийск — Пограничный — Госграница обеспечит транспортный выход приграничных районов края на федеральную автомобильную дорогу М-60 «Уссури» Хабаровск — Владивосток и основные промышленные центры Приморского края. Новая дорога имеет не только важное международное и народнохозяйственное значение, но и оборонное, т. к. обеспечит подход к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации с КНР и транзит международных грузов к международным морским портам юга Приморья. Инициатор проекта — администрация Приморского края. Срок реализации — до 2013 г.

ВСТО и «Козьмино»

Строительство первой очереди спецморнефтепорта «Козьмино», как известно, уже завершено. На первом этапе порт принимает нефть, доставленную по железной дороге, и перегружает ее на танкеры. Спецморнефтепорт по итогам первого месяца работы показал отличные результаты. Полностью выполнены обязательства ОАО АК «Транснефть» по перевалке нефти через тихоокеанский терминал: согласно графику подачи-расстановки тоннажа, за январь в порту обработано девять танкеров. Согласно февральской заявке на перевозку нефти от ОАО «АК «Транснефть», в адрес оператора по железнодорожным перевозкам — ОАО «Востокнефтетранс» — работа продолжится в набранном темпе. В феврале планируется экспортировать второй миллион нефти в страны АТР.

Стратегия развития Приморского края до 2025 г. предусматривает создание в крае кластера по транспортировке и глубокой переработке нефти. Сегодня эти положения стратегии активно реализуются. Так, тот же спецморнефтепорт «Козьмино» был построен и заработал в рекордно короткие сроки. Идет строительство газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». В 2011 г. будут завершены строительство магистрального газопровода и газификация объектов саммита АТЭС-2012. На следующем этапе предусмотрена газификация городов и районов края.

Создать новую отрасль

Доступ к большому количеству нефти и газа позволит создать в Приморском крае новую отрасль — глубокую переработку углеводородного сырья. Так, уже проектируется Приморский нефтеперерабатывающий завод, который станет одним из крупнейших в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Планируемая мощность переработки — 20 млн т нефти в год. НПЗ будет представлять собой огромный производственный комплекс, который разместится на площади в 720 га. Для строительства промышленного гиганта на разных этапах потребуется от 10 до 25 тыс. человек. Уже на первом этапе планируется выпуск широкого спектра продукции: бензина, керосина, дизтоплива, пропана, бутана, кокса, серы и других нефтепродуктов. На втором этапе будет налажено производство полиэтилена, полипропилена и других производных.
Особое внимание при проектировании и строительстве завода уделяется вопросам экологии. На всех этапах будут применяться современные технологии, исключающие вероятность выбросов вредных веществ в окружающую среду. Инвестор проекта — НК «Роснефть». Помимо строительства завода, компания готова вкладывать средства в социальную инфраструктуру. В проекте возведение жилого микрорайона Нефтяник для строителей и работников НПЗ. Первый дом в Находке уже строится. В Приморье есть также конкретные планы по строительству газо-химического завода, завода минеральных удобрений, гелиевого завода и нефтехимического комбината. «Это основа создания новой экономики края, — отмечают в администрации региона. — Производство товаров с высокой долей прибавочной стоимости позволит отказаться от сырьевой экономики».

Проекты жилищного строительства

В числе приоритетов традиционно остаются проекты жилищного строительства. Губернатор края отмечал, что необходимо возводить современные комфортабельные жилые районы, где есть вся социальная инфраструктура. Сейчас совместно с Минобороны РФ ведется строительство такого района — это «Снеговая Падь» для военнослужащих и для уволенных с военной службы. Участок в 530 га — это 15,9 тыс. квартир, 7 тыс. из которых будут сданы уже в этом году. Администрации края поручено провести в микрорайон магистральные инженерные сети и возвести объекты соцкультбыта. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 3,6 млрд рублей.

Сейчас ведется проектирование объектов инженерной, энергетической и социальной инфраструктуры. Планируется построить 4 школы на 825 учеников каждая, 5 детских садов по 525 мест, детскую и взрослую поликлиники, а также спортивный многофункциональный комплекс. Для водообеспечения микрорайона будет построен водовод длиной 7,5 км, для энергообеспечения — электроподстанция «Снеговая падь».
Также совместно с фондом РЖС проектируется микрорайон в бухте Патрокл на 8 850 квартир. Этот район станет самым современным во Владивостоке. Для энерго- и теплоснабжения домов будут построены специальные газовые котельные. Готовится также проект освоения территории в районе полуострова Де-Фриз. Здесь планируется построить до 1 млн. кв. м  жилья.

Особо нужно отметить, что для снижения стоимости строительства распоряжением губернатора установлена фиксированная плата за технологическое присоединение к сетям тепло-, водо-, электроснабжения и канализации. «Сегодня все нормативы на подключение объектов строительства к электрическим сетям и инфраструктуре во Владивостоке установлены и могут быть использованы при составлении смет на строительство. В стоимости объекта расходы на подключение не должны превышать 11%», — недавно сообщил Сергей Дарькин. По мнению губернатора, фиксированная плата за техусловия пресечет все злоупотребления в этой сфере. Теперь строительные компании могут планировать свои расходы на присоединение к сетям, а энергетические и коммунальные компании не имеют права требовать заключения дополнительных соглашений, а значит — взимать со строителей дополнительную плату. В то же время фиксированная плата учитывает и потребности энергетических и коммунальных компаний. «В стоимость присоединения к коммунальной инфраструктуре входит инвестиционная составляющая, что позволит этим предприятиям вкладывать собственные средства в развитие материально-технической базы и основных фондов», — отметил Сергей Дарькин. Губернатор подчеркнул, что департамент по тарифам Приморского края будет следить за тем, чтобы условия присоединения к сетям строго соблюдались. От этого напрямую зависит стоимость строительства, в том числе жилищного.

Кредит доверия

В отличие от большинства регионов России, в Приморье, даже в условиях кризиса, строительная отрасль осталась «точкой роста» экономики. В минувшем году инвестиции в экономику Приморского края увеличились на 177%. Большую долю составили государственные инвестиции. Это стало возможным благодаря тому, что изменился статус Приморского края и Владивостока. Сегодня край рассматривается федеральным центром уже не как «далекая окраина», а как форпост России на Тихом океане, центр международного сотрудничества в АТР. «За всю историю освоения Дальнего Востока государство никогда еще не вкладывало такие финансовые и организационные ресурсы в Приморский край, — отмечает Сергей Дарькин. — Считаю, что это с одной стороны — признание возрастающей роли Приморья на самом высоком государственном уровне, а с другой — серьезный кредит доверия, который обязывает нас задействовать весь интеллектуальный, творческий, научный и экономический потенциал края».

Автор: по материалам редакции
Дата: 06.04.2010
«Федеральный строительный рынок» № 82
Рубрика: ***




«« назад